Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:02, доклад
Сторонники европейского пути развития выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Они считали, что Россия пойдёт по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны.
Доклад
На тему: «Западничество
и славянофильство»
Западничество
сущность и основные идеи:
Сторонники
европейского пути развития
выступали за проведение
политических и социальных
реформ сверху, против
революций. Они считали,
что Россия пойдёт
по европейскому пути
развития, но в отличие
от либералов полагали,
что революционные
потрясения неизбежны.
До середины 50-х годов
революция была необходимым
условием отмены крепостного
права.
Спор славянофилов с
западниками XIX век разрешил
в пользу последних.
Причем проиграли не
только славянофилы (в
середине века), проиграли
и народники (к концу
столетия). Россия пошла
тогда по западному,
т.е. капиталистическому
пути развития. XX век
этот приговор можно
сказать пересмотрел.
Российский "эксперимент",
основанный на западноевропейской
модели прогресса, потерпел
тяжелое поражение.
Потому что уничтожили
святая святых - общину,
артель, назвав это "великим
переломом", - по сравнению
с которым "перелом",
пережитый страной в
эпоху Петра, был не
более чем легкой коррекцией
ее естественного развития.
Славянофильство
сущность и основные идеи:
В 1839
г. в московских светских
и литературных салонах
стала распространяться
записка '' О старом
и новом''. Её автором
был Александр
Степанович Хомяков,
участник кружка , в
котором через много
лет встретились повзрослевшие
друзья юного Веневитинова (братья
Киреевский, А.И.Кошелев ).
К ним присоединились
Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев,
братья Константин и
Иван Аксаковы.Членов
нового кружка стали
называть славянофилами.
Их объединяла идея
о глубоком отличии
России от стран Западной
Европы, об особом пути
её развитии. Главные
особенности России
они видели в крестьянской
общине и православной
вере. Критически относясь
к современному церковному
устройству, славянофилы
считали , что православие
принесло в Россию дух
братского общения и
человеческой теплоты,
которым отличались
первые христиане. Благодаря
православию и общинности,
доказывали члены кружка,
в России нет внутренней
борьбы, все классы и
сословия мирно уживаются
друг с другом. Преобразования
Петра оценивались ими
критически. Славянофилы
считали, что они отклонили
Россию с естественного
пути развития, хотя
не изменили её внутренний
строй и не уничтожили
возможность возвращения
на прежний путь, который
отвечает духовному
складу всех славянских
народов. В конце концов
они сошлись на формуле
''царю - власть, народу -
мнение''. Исходя из этого,
члены кружка выступали
за созыв Земского собора,
отмену крепостного
права, но против конституции
по западному образцу.
Славянофилы были люди
неторопливые, не терпевшие
городской суеты ,любившие
на лето разъезжать
по своим имениям ,удить
рыбу и в сельском уединение
размышлять о судьбах
России.
Славянофилы - в основном
мыслители и публицисты (А.С.
Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские,
И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) -
идеализировали допетровскую
Русь, настаивали на
её самобытности, которую
они усматривали в крестьянской
общине, чуждой социальной
вражды, и в православии.
Эти черты, по их мнению,
должны были обеспечить
мирный путь общественных
преобразований в стране.
Россия должна была
вернуться к Земским
соборам, но без крепостного
права.
Славянофилы в своей
трактовке русской истории
исходили из православия
как начала всей русской
национальной жизни,
делали упор на самобытный
характер развития России,
тогда как западники
основывались на идеях
европейского Просвещения
с его культом разума
и прогресса и полагали
неизбежным для России
те же исторические
пути, которыми прошла
Западная Европа. При
этом следует учитывать,
что ни славянофильство,
ни западничество не
представляли собой
какую-то единую школу
или единое философское
направление: их сторонники
придерживались разнообразных
философских ориентаций.
Заслугой славянофилов
является то, что они
не захотели больше
разыгрывать унизительной
роли, которую навязал
России Петр. Они много
и плодотворно поработали,
чтобы понять идейные
основы государственного
и культурного творчества
русского народа до
Петра. Славянофилы
поняли, что принципы
на которых опирается
европейская культура
далеки от идеальных,
что Петр I ошибся когда
вообразил что подражание
Европе - гарантия здорового
государственного и
культурного строительства.
Славянофилы говорили:
"Русские - не европейцы,
они носители великой
самобытной православной
культуры, не менее великой,
чем европейская, но
в силу неблагоприятных
условий исторического
развития, не достигшей
еще такой стадии развития
какую достигла европейская
культура"/7/.
Философско-историческая
концепция славянофилов
пропитана верой в особую
историческую миссию
России, которая призвана
соединить противоположные
начала жизни, явив миру
образец высокой духовности
и свободы. В их системе
ценностей скорее Европе
нужно было догонять
Россию.
Отличительные особенности западничества и славянофильства:
Западники
и славянофилы
вошли в историю
как люди '' сороковых
годов ''- люди, осмелившиеся
на поиск истины в
условиях николаевского
царствования.
Основными чертами славянофилов
являлись целостность
и разум, а западников -
раздвоение и рассудочность.
Во множестве проявлений
жизни ярко выражено
это различие:
1) в Западной Европе -
рассудочно-отвлеченное
богословие, обоснование
истины путем логического
сцепления понятий;
на Руси - стремление
к истине "посредством
внутреннего возвышения
самосознания к сердечной
целостности и средоточию
разума";
2) на Западе - государственность
из насилий завоевания,
на Руси - из естественного
развития народного
быта;
3) на Западе - враждебная
разграниченность сословий, -
в Древней Руси их "единодушная
совокупность";
4) на Западе - поземельная
собственность - первое
отношение гражданских
отношений, на Руси -
собственность только
случайное выражение
отношений личных;
5) на Западе - законность
формально-логическая,
на Руси - выходящая
из быта.
Вообще на Западе раздвоение
духа, наук, государства,
сословий, семейных
прав и обязанностей;
в России - стремление
к цельности "бытия
внутреннего и внешнего"; "
постоянная память об
отношении всего временного
к вечному и человеческого
к Божественному" -
такова древнерусская
жизнь, следы которой
сохранились и теперь
в народе.
Оторвавшись от бесконечной
цели, поставив себе
мелкие задачи, "западный
человек почти всегда
доволен своим состоянием";
он "готов, с гордостью
ударяя себя по сердцу,
говорить себе и другим,
что совесть его вполне
спокойна, что он совершенно
чист перед Богом и людьми,
что он одного только
просит у Бога, чтобы
другие люди были на
него похожи". Если
он столкнется с общепринятым
понятием о нравственности,
он выдумает себе оригинальную
систему нравственности
и опять успокоится. "Русский
человек, напротив того,
всегда живо чувствует
свои недостатки и чем
выше восходит по лестнице
нравственного развития,
тем более требует от
себя и поэтому тем менее
бывает доволен собой".
Заключение
Славянофилов
часто упрекали и
упрекают в идеализации
истории России и
желании восстановить
старое. Эти упреки
совершенно несправедливы.
Они прекрасно
понимали, что возврата
к прошлому нет, история
не может пойти
вспять, что, например,
изменения, происшедшие
вследствие петровских
реформ, носят необратимый
характер. Они проповедовали
не возврат к прошлому,
а восстановление
жизнеспособных начал
российского общества
в изменившихся условиях.
Иван Киреевский, Хомяков
и другие славянофилы
мечтали создать систему
новой русской философии,
как и система Григория
Сковороды, построенной
на религиозных идеях
Православия. Если это
им и не удалось, то тем
не менее "они оказались
зачинателями, всего
оригинального, что
дала потом русская
философская мысль.
Основная их заслуга
остается в том, что
они круто и убежденно
повернулись к Православной
Церкви, как к единственному
источнику Истины и
окончательному судье
всех человеческих помыслов
и домыслов"/13/.
"Гоголь, Киреевский,
Хомяков, Константин
Леонтьев - вот крупнейшие
русские строго церковно-православные
мыслители и в то же
время яркие религиозные
личности, которые глубоко
поняли первенствующее
значение Русской Православной
Церкви в истории русской
духовной культуры и
которые отдали все
свои, полученные от
Бога, высокие таланты
на служение этой Церкви, -
пишет проф. Ив. Андреев
в статье "Религиозное
лицо Гоголя"./14/
Виднейшие из славянофилов
достигли той же духовной
гармонии и целостности,
как и "Непонятый
Предвозвеститель -
Пушкин". Эту целостность
души они приобрели
изучая "духовную
философию Восточных
Отцов Церкви", которая
осталась почти неизвестной
философам XIX столетия,
и у которых духовные
воспитатели русского
народа Сергий Радонежский
и другие русские святые
приобрели целостность
духа, которую они и
передали русскому народу.
И. Киреевский достиг
редчайшей целостности
духа. По словам одного
из старцев, он был "весь
душа и любовь". По
оценке Н. Арсеньева,
автора биографического
очерка о Хомякове, жизнь
Хомякова - "есть редко
встречающееся проявление
необычайного и последовательного
посвящения себя и своих
сил единой высшей цели -
проповеди И СЛОВОМ,
И ДЕЛАМИ, той высшей
Правде, которой он служил
всем своим существом"./15/
Хомяков был убежденным
противником крепостного
права. "Христианин, -
писал он гр. Я.И.Ростовцеву, -
может быть рабом, но
не должен быть рабовладельцем"/16/.
Он был горячим проповедником
освобождения крестьян
и является идейным
вдохновителем виднейших
деятелей эпохи Великих
Реформ.
Влияние славянофилов
на русскую мысль было
необычайно сильным.
В новых исторических
условиях в пореформенной
России прямым продолжением
славянофильства выступило
почвенничество. Большое
влияние оказали их
идеи и на философию
всеединства.
Учение славянофилов,
как и сами славянофилы
не имеют ничего общего
с учением их идейных
противников - западников - "людей
потревоженного духа".
Учение славянофилов
исходит из основной
духовной традиции Православия -
борьбы с умственным "безмерием".
Славянофилы не только
на словах боролись
с душевной раздвоенностью
русского образованного
человека со времен
Петровской революции,
но личным примером
доказали, что Православие
способно вернуть душе
образованного человека
былую целостность.