Законы Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

По берегам Евфрата тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города Южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата Бога». «Баб-или» называли его жители на своём языке. Греки переделали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия города прозвали и всю страну «Вавилон». Вавилон в течение долгого времени был маленьким незаметным поселением. С тех пор прошло около 6-ти столетий. За это время Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии.

Файлы: 1 файл

законы хаммурапи.docx

— 183.41 Кб (Скачать)
  1. Наследование по завещанию:

 Отец мог с согласия  суда лишить какого-либо сына  наследства за неоднократную тяжкую обиду.

Он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило  к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.

7.Право собственности.

 

 Собственникам земли  в Вавилоне могли выступать  царь, храмы, общины и частные  лица. Царская и храмовая земельная  собственность могла передаваться  во владение или в аренду  различным категориям свободного  и зависимого населения; из  этого же фонда шли пожалования  за государственную службу.

 Достаточно подробно  обрисованы в Законнике поземельные  отношения внутри общины. Она  сохраняла контроль над угодьями  и над оросительной системой.

Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей.

 Крестьянин обладал  правом достаточно свободного  распоряжения своим земельным  участком - он мог его продавать,  менять, закладывать, сдавать в  аренду, передавать по наследству - для этого не требовалось  согласия общины. Необходимо было  лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать  только полноправный член общины, и уход из общины приводил  к потере всех прав на земельный  участок; 2) все эти сделки совершались  лишь в пределах общины: отчуждение  земли за эти пределы было  невозможно.

 Таким образом, об  окончательном превращении земли  в товар во времена Хаммурапи  говорить еще преждевременно, поскольку  свободное отчуждение земли еще  стало повседневной практикой, - оно являлось скорее исключением,  чем правилом. К тому же утрата  земельного участка, обычно связанная  с какими-то экстраординарными  обстоятельствами, резко ограничивала  права прежнего владельца, низводила  его социально-правовой статус  на гораздо более низкий уровень.  С другой стороны, приобретение  чужой земли рассматривалось  как несправедливость, которой тоже  не следовало злоупотреблять.

 В целом, владельческие  права общинников имели достаточно  прочную правовую защиту.

8.Уголовное право.

      

   Основную группу  уголовно-правовых норм составляли  преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

 Ко второй группе  относились преступления против  собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или  уничтожение чужого имущества.

 Третья группа –  преступления против семьи и  нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка,  изнасилование.

 К четвертой группе  можно отнести воинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний  преобладала смертная казнь.

 Смерть за неповиновение  царю, за кражу собственности,  за убийство, даже если оно  было совершено случайно. А если  кто-нибудь сломал другому человеку  кость, повредит глаз, то у виновного  тоже выбьют глаз или сломают  кость. Иногда судьи не могли  вынести решения, так как не  было достаточных улик; тогда  подсудимого подвергали испытанию  водой: его бросали в воду, и  если он выплывал, его оправдывали.

 Выбор меры наказаний  с собой наглядностью отразился  классовый характер уголовного  права: выбор мены наказания,  степень его суровости ставились  в прямую зависимость от социального  положения как преступника, так и потерпевшего.

9.Армия.

 Особенно важно было  для Хаммурапи иметь сильное  войско на юге, в Шумере, который  только при нем был присоединен  к Вавилону. Чтобы укрепить там  свою власть, Хаммурапи расселил  там своих воинов. Для них отводились  большие участки земли, где  были поле, дом и сад. «Реду» - были тяжело вооруженные воины, у них было длинное копье, щит и шлем.

 Они получали не  только землю с угодьями, но  и скот: волов и овец. А «Баиру» - легко вооруженные стрелки – пользовались только домом и угодьями.

Воинские земельные участки  полностью исключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с  ними являлись незаконными.

Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялась  право его малолетнего сына (ст.27-29). Если ради избавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течении года при условии возвращения к своим обязанностям. 

Когда воин по возрасту или  болезни уже не мог продолжать службу; но в его семье подрастал  сын, способный продолжить службу вместо отца, - земельный участок мог  быть закреплен за данной и во втором поколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего.  Когда воин попадал в плен, за него платили выкуп из царской казны.

 Войско было опорой  царской власти, и Хаммурапи прекрасно  понимал, что если у него  не будет сильных и дисциплинированных  воинов, его могуществу скоро  придет конец. Поэтому он охранял  своих воинов от произвола  начальников, давал им землю  и богатые подарки. Но за  это воины должны были верой  и правдой служить своему царю  и беспрекословно выступать в  поход по первому требованию. Горе было тому воину, который  осмеливался ослушаться царского  приказа и нанимал вместо себя  какого-нибудь бедного человек.  Такого воина предавали смерти, а его дом, поле и сад отдавали  тому, кто шел вместо него на  войну. 

Вот эта 26-я статья Судебника : если реду или баиру, получив приказ выступить в поход, не пойдет, или наняв наемника выставит его своим заместителем, то этого реду или баиру должны предать смерти, а его заместитель получает его дом».  В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов, нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников – декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной».

10.Заключение.

 

 Рассматривая жизнь  в Вавилоне после появления  Кодекса  Хаммурапи, понимаешь,  какую важную роль он сыграл  в развитии и становлении города. Законник «заставил» людей отвечать  за совершенные ими преступления  и научил их жить по законам.  Большое внимание Хаммурапи уделял  армии. Он понимал, что чем  лучше условия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годы своего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый и могущественный город.   

       После  смерти Хаммурапи вавилонские  цари правили еще полтораста  лет. Около 1600 г. до н. э.  царь хеттов Мурсиль напал в Вавилон. Он ворвался в столицу, разгромил ее, захватил несметные сокровища и увел множество пленных. Так пала могущественная держава царя Хаммурапи, который много лет держал в страхе соседние страны.

11.Список литературы:

 

1.  В.В. Кучма.    Государство и право древнего  мира и средних веков.         Волгоград 2001

2.  Под редакцией академика  В. В. Струве   Издание 3   1958 г.     

3. История государства  и права зарубежных стран. Часть  1  Под общей редакцией О. А. Жидкова  и   Н. А. Крашенниковой.   Москва  1996г

4. Всемирная история государства  и права. Под редакцией  А.  В. Крутских. Инфа-м, 2001


Информация о работе Законы Хаммурапи