Задачи и этапы культурной революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:39, доклад

Краткое описание

Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого требуется, - указывал он, - во-первых, ликвидировать пропасть, которая разделяет в условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превратить все богатства культуры, завоевания науки и искусства в безраздельное достояние народа, решительно поднять образовательный и культурный уровень всей массы трудящихся; во-вторых, открыть широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его в активного субъекта культурного прогресса.

Файлы: 1 файл

Задачи и этапы культурной революции.docx

— 17.01 Кб (Скачать)

Задачи и этапы культурной революции

При общих закономерностях  и национальных особенностях культурная революция имеет конкретные задачи. И их очень много.

Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в  том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого требуется, - указывал он, - во-первых, ликвидировать  пропасть, которая разделяет в  условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превратить все  богатства культуры, завоевания науки  и искусства в безраздельное  достояние народа, решительно поднять  образовательный и культурный уровень  всей массы трудящихся; во-вторых, открыть  широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его  в активного субъекта культурного  прогресса.

Первейшей задачей  культурной революции В.И. Ленин  считал приобщение трудящихся масс к  достижениям культуры прошлого, ибо  только на этой основе можно делать новые шаги в культуре, дальше развивать  науку и искусство.

Среди других важнейших  задач культурной революции следует  выделить следующие:

подготовка новой  интеллигенции из числа рабочих  и крестьян и перевоспитание старой интеллигенции;

преодоление влияния  старой идеологии и утверждение  социалистической идеологии, создание новой, социалистической культуры, нового быта;

создание необходимых  духовных предпосылок для победы коммунизма (коммунистическое воспитание трудящих, полное преодоление пережитков старого в сознании и поведении людей всестороннее развитие способностей каждого).

Мы не случайно называем революцией процесс, призванный сделать культуру достоянием масс. Задача состояла не только в том, чтобы  научить людей читать и писать. Надо было утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества. Надо было подготовить  свои, советские высококвалифицированные  кадры. Надо было создать социалистическую культуру, которой предстояло не только вобрать в себя все лучшее, передовое, что создали люди на протяжении тысячелетий, но и сделать новый шаг вперед в духовном развитии всего человечества Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Т 2. - М., 1971. .

Решающее условие  культурной революции Ленин видел  в целенаправленной руководящей  деятельности Коммунистической партии. «Мы, - говорил Владимир Ильич на IX съезде РКП (б), - должны весь аппарат  государственный употребить на то, чтобы учебные заведения, внешкольное  образование, практическая подготовка - все это шло, под руководством коммунистов, для пролетариев, для  рабочих, для трудящихся крестьян»  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 40. - М., 1967. - С. 254..

Ряд исследователей рассматривают культурную революцию  в узком смысле, лишь в той ограниченной сфере, которая относится, так сказать, к ведению министерств культуры, образования и просвещения, т.е. к  сфере «обслуживания» населения  культурными ценностями. При таком  подходе культурная революция характеризуется  ими, с одной стороны, изменением содержания культурных ценностей, создаваемых  интеллигенцией (переходом художников на рельсы социалистического реализма, ученых - на позиции диалектического и исторического материализма и т.д.), а с другой, преобразованием системы, способов и принципов распределения этих ценностей и потребления их основной массой людей. В этом случае для большинства исследователей вопрос сводится в основном к количественным показателям к перераспределению ценностей, к расширению их потребления, к усвоению уже накопленных человечеством знаний. Разумеется, само количественное изменение несет в себе основу и качественных превращений. Однако установление качественных критериев при таком подходе оказывается отодвинутым на второй план, а то и вообще невозможным.

И не случайно при  перечислении задач культурной революции  у сторонников этой точки зрения в большинстве случаев преобладают  такие критериальные характеристики, как «рост», «повышение», «расширение», «совершенствование» и т.п.

Выделить этапы  культурной революции при этом оказывается  невозможным, поскольку «нет предела  совершенству», поскольку рост, расширение и т. п. происходят, и будут происходить  всегда. Отсюда и вытекают споры  о противоречии между тем, что  культурная революция совершилась, и тем, что она не завершилась.

Тем не менее, исходя из конкретного содержания и задач  культурной революции в ходе социалистического  строительства, проблемы периодизации являются исходным моментом для определенной части научных разработок.

А.И. Арнольдов считает, что культурная революция проходит два основных этапа, составляющих единый процесс становления и формирования культуры коммунистической формации. Хронологически первый этап культурной революции охватывает период от взятия политической власти пролетариатом  до построения и утверждения в  стране основ социализма. Культурные преобразования, начатые на первом этапе культурной революции, расширяются  и углубляются на ее втором этапе, когда социализм достигает стадии зрелости. На этом этапе в идеологической жизни общества утверждается научное  мировоззрение, идеи марксизма - ленинизма  становятся внутренними убеждениями  многих людей, происходит количественный рост и осуществляется качественное совершенствование материально-технической  базы культуры, что способствует ликвидации остатков социального неравенства  в этой области. Характерная черта  этого этапа - прогрессирующая интернационализация  духовной жизни на основе расцвета, тесного взаимовлияния, взаимообогащения и постепенного сближения социалистических национальных культур; возрастает руководящая  роль Коммунистической партии в развитии культуры, повышается научный уровень  управления процессами культурного  строительства, растет влияние общественности Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская  теория культуры. - М., 1984..

Аналогичную точку  зрения отстаивает И. Писаржовский, высказывая следующие положения: «В Советском  Союзе было два этапа развития культурной революции; …речь идет, прежде всего, о ликвидации неграмотности  и приближении основ культуры к народным массам» Оскоцкий В. История против антиисторизма //Вопросы литературы. - 1984. - №4..

С.А. Галкин утверждает, что культурная революция проходила  в три этапа. Первый ее этап - от победы Великого Октября до середины 30-х  годов. Это был переходный период от капитализма к социализму в  СССР. Характерен он тем, что произошло  революционное преобразование общественного  сознания широких народных масс в  сознание социалистическое. Социалистическая идеология одержала победу над буржуазной и мелкобуржуазной идеологией.

В этот период сложилась  социалистическая система народного  образования, культурно-просветительных  учреждений, творческих союзов. Была достигнута грамотность большинства населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя  и высшая школа, наука, художественная литература. Успешно решались задачи создания советской интеллигенции, свободного развития социалистических по содержанию и национальных по форме  культур всех наций и народностей  Союза ССР.

Время второго этапа  культурной революции - с конца 30-х  до конца 50-х годов. В этот период осуществляются дальнейшие культурные преобразования.

Третий - завершающий  этап социалистической культурной революции - совпадает по времени с периодом создания в СССР развитого социалистического  общества Галкин С.А. В.И. Ленин о  культурной революции. - М., 1980..

М.П. Ким и многие другие исследователи при крупномасштабной периодизации в истории культурной революции в СССР выделяются три  основных этапа:

1. Этап становления  советской культуры (1917 - 1927 гг.).

2. Этап решающих  успехов и победы культурной  революции (1928 - 1958 гг.).

3. Завершающий этап (с 1959 года) Культурная революция  в СССР. Под ред. М.П. Кима  и др. - М., 1967..

В литературе, однако, до сих пор существуют разногласия  по вопросу о том, может ли революция  протекать на протяжении многих десятилетий. Ведь революция - это коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственным путем разрешающий  назревшие противоречия между способом производства и производственными  отношениями и приводящий к захвату  государственной власти общественно-передовым  классом Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953. - С. 619..

А культурная революция - это коренной переворот в области  культурной жизни, и его временные  рамки, как показывает практика, несравненно  больше, чем время осуществления  политического переворота.

В философии под  «революцией», «скачком» понимают любое  качественное изменение, - независимо от того, сколько времени оно длится и в каких специфических формах оно протекает. Любой скачок - это  коренное, качественное изменение.

Несмотря на то, что перед советской республикой  стояли труднейшей задачи, на решение  которых требовалось длительное время, преобразования, которые планировалось  осуществить имели революционный  характер. Поэтому В.И. Ленин этот довольно длительный процесс называл  «революцией»: «...За великим политическим переворотом, - говорил он, - встает, однако, другая задача, которую нужно  понять: нужно этот переворот переварить, претворить его в жизнь... Тут надо быть трезвым и отдавать себе отчет, что это завоевание сделано, но в  плоть и кровь экономики обыденной  жизни и в условия существования  масс еще не вошло. Тут работа целых  десятилетий, и на нее нужно потратить  огромные усилия» Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 42. - М., 1967. - С. 326-327.

Тем не менее, ряд  авторов склоняется к тому, что  изменениям, происходившим в области  культуры, больше подходит термин «культурное  строительство», более логично характеризующий  процесс осуществления всех преобразований в культурной жизни страны.


Информация о работе Задачи и этапы культурной революции