Язычество и православие в русских народных праздниках

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 11:01, реферат

Краткое описание

В сегодняшней реальности славянская культура начинает приобретать все большее значение в связи с тем, что, пройдя десятилетия, обусловленные атеизмом и борьбой с культурными традициями Руси, мы снова приходим к вопросу о возрождении традиций и духовности как неотъемлемой части народной самобытности, как аспекту сохранения национальных черт и духовных традиций, присущих русской культуре.
Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников.

Файлы: 1 файл

92.docx

— 69.83 Кб (Скачать)

Окончательное решение о назначении датой Рождества 25 декабря было принято лишь в 431 году на Третьем Вселенском (Эфесском) Соборе. Таким образом Рождество совпало по времени с римскими Сатурналиями и вытеснило их.

Масленица (последняя неделя перед Великим постом)

Масленица — один из немногих языческих праздников, дошедших до нас в почти не измененном виде. Многие его участники, привлеченные обильным праздничным угощением, играми, катанием с ледяных гор и народными гуляньями, даже не догадываются, что по сути воспроизводят ряд языческих ритуалов, призванных изгнать зиму и помочь весне вступить в свои права.

Языческая Масленица начиналась за неделю до дня Весеннего Равноденствия (22 марта) и заканчивалась через 7 дней после него. В это время жгли яркие костры и катали горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Веселые игры, кулачные бои, а также флирт и поцелуи между парнями и девушками прославляли Ярилу — бога плодородия, жизненной силы и инстинкта продолжения рода. Традиционным угощением были блины, которые одновременно являются поминальной пищей, связанной с культом предков, и символом солнечного диска. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело в женском костюме, символизирующее Морану, богиню зимы и смерти.

С принятием христианства порядок празднований несколько изменился: Масленицу сократили до одной недели и привязали ее дату к началу Великого поста, чтобы традиции этого праздника не противоречили подготовке верующих к Пасхе. Само название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешается употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты и рыбу, но запрещается есть мясо. Церковное название этой недели — Сырная или Мясопустная.

Пасха

Пасха, она же Воскресение Христово, является одним из важнейших христианских праздников. Однако некоторые символы и традиции Пасхи, без которых уже невозможно представить себе этот праздник, по своему происхождению являются не христианскими, а языческими. Так, у многих народов существует представлении о яйце как о символе рождения, весны и обновления природы. Согласно распространенным поверьям, желток яйца символизирует весеннее солнце, а само яйцо — освобождение от снежных оков и переход из небытия в бытие.

Обычай красить яйца ставший неотъемлемой частью праздничной пасхальной традиции, также встречался и до принятия Римом христианства в качестве официальной религии. По преданию, в тот день, когда родился будущий римский император Марк Аврелий, одна из принадлежащих его матери кур снесла яйцо, помеченное красными точками, что сочли счастливым предзнаменованием. С первой половины III века нашей эры стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

Наиболее распространенная легенда, связывающая окрашенные в красный цвет яйца с христианством, гласит, что первое пасхальное яйцо было подарено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Согласно этому преданию, когда Мария рассказала Тиберию о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как красный цвет скорлупы у куриного яйцо, и после этих слов яйцо, которое он держал в руке, изменило свой цвет.

Еще одним символом Воскресения Христова, распространенным в Западной Европе и США, стал пасхальный кролик или заяц. Он также имеет языческие корни и связан с весенними праздниками плодородия. У многих народов подобные праздники включали в себя связанные с сексом ритуалы, призванные увеличить плодородность земли, а заяц издревле считается символом мужской силы и сексуальной энергии.

Примечательно, что в дохристианскую эпоху религии многих народов, например, греков, египтян и финикийцев, включали в себя представления об умирающих и воскресающих божествах.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Язычество восточных  славян – огромный культурный  пласт, представляющий интерес для  историков, этнографов и искусствоведов. Язычество восточных славян имело  свои неповторимые черты, возможно, оно наложило свой отпечаток  на менталитет современных россиян  своим неповторимым характером. По сравнению с другими древними  религиями, у религии наших предков  были некоторые отличительные  черты, такие как отсутствие храмов, вера в верховного Бога, особая  вера в загробный мир, возможное  отсутствие человеческих жертвоприношений  и чернобожия.

2. Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали  быт древнего славянина. Многие  их этих обрядов живы в народе  и по сей день, особенно в  северных областях России, именно  там христианство приживалось  дольше и труднее, на севере  особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание  со стороны этнографов.

3. После принятия христианства  на Руси язычество стало подвергаться  гонениям, но не так просто  оказалось вытравить из души  народа верования, которые складывались  веками. Христианизация Руси продолжалась  несколько столетий, в результате  русское православие, по крайней  мере, в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского  христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники  уходят своими корнями в язычество. Примером тому могут служить  празднование «Масленицы» и «Ивана  Купала».

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Печерский- Мельников "На горах"

 

Носова Г.А, "Язычество в православии" 

 

А. Ветухов, "Заговоры, Заклинания, Обереги и другие виды врачевания, основанные на вере в силу слова." 

 

Пропп В. Я. "Русские аграрные праздники"

 

Велецкая Н. Н., "Символы славянского язычества (Тайны Земли Русской)"

 

1. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.

2. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв.

3. Семенова, М. А. Быт и верования древних славян.

4. Петров, А.А. Славянская мифология

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Язычество и православие в русских народных праздниках