Ярослав (в крещении Георгий) Владимирович Мудрый

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:36, биография

Краткое описание

Для общего развития

Файлы: 1 файл

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ.docx

— 101.73 Кб (Скачать)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯРОСЛАВ (в крещении Георгий) ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ 

Сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского короля, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью).  
Дети:

    • Илья (+ 1020), кн. Новгородский 1015 – 1020.
    • св. блгв. Владимир (1020 – 1052), кн. Новгородский 1043 – 1052.
    • Изяслав (1024 – 1078).
    • Святослав (1027 – 1076), кн. Черниговский.
    • Всеволод (1030 – 1093).
    • Вячеслав (1036 – 1057), кн. Смоленский.
    • Игорь (1036 – 1060), кн. Владимиро-Волынский.
    • Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета.
    • Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I.
    • Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.

Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился  в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

ЖИЗНЬ

В 987 году, будучи девяти лет  от роду, он был послан отцом княжить в городе Ростове. В 1010 году он становится князем новгородским. Предполагают, что именно в конце своего княжения в городе Ростове в 1010 году он и основал Ярославль.

Сведений об этом периоде  жизни князя мало и они носят  легендарный характер. Известно, что будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и в 1014 году отказался платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Новгородцы, которых тяготила зависимость от Южной Руси, поддержали князя. Этот эпизод нашел отражение в летописях.

Разгневавшись на сына, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Власть в Киеве перешла к старшему в роде Святополку (окаянный), который, опасаясь любимого киевлянами Бориса и желая обезопасить себя от претензий других братьев на великокняжеский престол, умертвил трех из них — Бориса, Глеба и Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу.

В злой сече Ярослав одолел Святополка под городом Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом, и только в 1019 году после смерти Святополка Ярослав смог утвердиться на киевском престоле.

В 1036 г. летописи говорят об осаде Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав  поспешил на помощь и разбил печенегов  под самыми стенами Киева. После  этого поражения нападения печенегов  на Русь прекратились. В 1030 г. Ярослав  ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он основал  здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя князя Юрий). Сейчас это город  Дерпт.

Одержав военные победы, Ярослав  начинает грандиозные по тому времени  работы. На месте своей победы над  печенегами он заложил новый архитектурный  ансамбль, центром которого стал Софийский  собор. Киевский храм святой Софьи он построил в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой.

Ярослав не жалел денег  на церковное благолепие, приглашая  для этого греческих мастеров. Он украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив  в них знаменитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ними - церковь Благовещения.

Стремясь устранить зависимость  русской православной церкви от Византии, он предпринял действия, благодаря  которым в 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских — Илларион.

Чтобы привить в народ  начала христианской веры, Ярослав  велел переводить книги рукописные с греческого на славянский. Ярослав очень любил книги и часто читал их. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей. В Новгороде он устроил училище на 300 мальчиков.

При Ярославе Мудром возникают  первые русские монастыри, в их числе  Киево - Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается свод законов " Русская правда ".

По отзыву летописи, великий  князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец  говорит об уме, благоразумии, сострадании  к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы, надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Скончался благоверный великий  князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего...». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание:

«Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог  будет с вами. Он покорит вам  всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и  погубите землю отцов и дедов  ваших, которую они приобрели  трудом своим великим»

 

«РУССКАЯ ПРАВДА» ЯРОСЛАВА

Но главное, что  оставил после себя Ярослав Мудрый, – это первый написанный закон, первый судебник. Назывался он «Русская Правда». В летописи об этом рассказывается, что, собрав и записав законы, Ярослав приказал: «По этой грамоте живите, как написано вам, так и соблюдайте». Это стало наставлением на соблюдение настоящих гражданских уставов.

Еще во время княжения Олега россияне имели некоторые  законы, но Ярослав, отменив одни из них, исправив другие и прибавив множество  своих, издал письменные законы на славянском языке.

Тексты их сохранились  в Новгроде и заключают в себе некоторые особенные, только для этого княжества принятые предписания. Но, конечно, «Правда» была законом государственным, а значит, общим для княжеств. Этот документ сравнивают по своему законодательному значению с двенадцатью досками Рима (Важнейший памятник права, который создан согласно традиции коллегиями децемвиров (ДЕЦЕМВИРЫ, в Древнем Риме совет из десяти человек (почти все – бывшие консулы), избранный в 451 до н.э. для составления и опубликования свода законов) в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.  

 Законы двенадцати  таблиц содержали постановления,  регулирующие сферу семейных  и наследственных отношений, а  также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.). Он отражает состояние гражданской жизни тех лет и очень интересен для истории.

«Русская Правда»  устанавливала правила суда и  наказание за убийство, оскорбление  и кражу. В ней определялся  порядок сбора налогов и право  наследования имущества. В дальнейшем «Правда» дополнялась, по-видимому, другими  князьями. Много из нее заимствовали даже другие государства. На ее основе заключались политические договоры, перемирия и союзы.

Сборник существует и известен нам по нескольким редакциям. Самая старейшая, дошедшая до сегодняшних  дней, – редакция XIII в. Несомненно, что некоторые из статей составлены уже сыновьями и внуками Ярослава, о чем есть упоминание в самих статьях. Ученые подтверждают принадлежность ко времени Мудрого князя первых семнадцати статей сборника. Хотя нельзя однозначно отрицать и первоначальные редакции нескольких последующих законов-статей. Главным предметом «Правды» Ярослава стали случаи обид и вреда, наносимых одними лицами другим.

Как за убийство, так  и за любое увечье и побои предоставлялось  право мести. Если же мести быть не могло, тогда князю платилась  «вира» – денежный эквивалент тяжести  преступления.

Загадка библиотеки Ярослава Мудрого

В истории Киевской Руси огромное количество белых пятен, тайны которых можно было узнать из первых книг собранных в библиотеке Ярослава Мудрого. Но, к огромному  сожалению историков, судьба первой в Украине и во всей Восточной  Европе так, же покрыта черной шалью  тайны. О ее местонахождении неизвестно и до теперешнего времени, несмотря на многолетние поиски.

Великий князь киевский Ярослав, который вошел в историю  как Ярослав Мудрый, – выдающийся политический деятель XI века, учитель, автор первой кодекса законов  Киевской Руси. Это было во время  его царствования, в Киеве тогда  было завершено строительство оборонных  валов и перед Золотыми воротами (не случайно же улице, где находятся  Ворота, называется в наше время  Ярославов Вал), построен собор св. Софии, на территории Киево-Печерской  лавры, монастыри св. Ирины и св. Георгия.

Библиотека была основана великим князем в 1037 году в  качестве книгохранилища в Софийском  соборе Киева. Собор, который в те времена был кафедрой киевского  митрополита, был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях были организованы одни из первых в  Украине школы, были так же созданы  мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора были расположены  помещения для проведения народного  собрания, в которых обсуждались  основные проблемы внутренней и внешней  политики.

Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной  смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга  вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и  только лишь после этого вручную  копировалась и переплеталась. Ярослав  был настоящим полиглотом, и поэтому  историки уверены, что он тоже мог  принимать активное участие в  этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать  около тысячи книг.

Каждая рукописная книга была подлинным шедевром. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны  из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних  размеров, необходима кожа целого стада  телят… обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга.

Некоторые книги  из библиотеки своего отца увезла во Францию  в 1048 году как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого – Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха  І, она, соответственно, стала королевой  Франции. Одна из привезенных нею  книга, рукописное Евангелие, была награждена легендарной судьбы. Книга стала  знаменитой под названием – Реймское Евангелие, и все французские короли, до Людовика XIV, за семь веков, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава мудрого.

Пожалуй, еще одна часть книг была передана в качестве приданого других дочерей Ярослава, которые также стали женами представителей правящих династий Древней Европы: Анастасия – за короля Венгрии  Андрея І, Элизабет – короля Норвегии Гарольда ІІІ… Но основная часть библиотеки, созданная Великим Князем даже после его смерти в 1054 году, вне всякого сомнения, находилась в Киеве.

В 1240 году после продолжительной  осады город был занят войсками хана Батыя, а в последствии разрушен и сожжен практически до основания. С тех пор библиотека потерялась из поля зрения историков. Вот уже на протяжении семи веков исследователи пытаются найти ее следы, но без особого успеха.

Наиболее популярной среди жителей Киева, остается версия, которая появилась во второй половине 80-х годов двадцатого века. В то время стали доступными для проведения исследований, многие секретные архивы. Согласно записям стало известно, что в 1934 году во время строительства  загородной резиденции для первого  секретаря киевского обкома партии Постышева на территории, где ранее располагался межигорский монастырь, рабочие выявили подвал, доверху наполненный древними книгами. Книги были рукописными в массивных кожаных переплетах и большого формата. Могла ли находка быть сокровищем Ярослава? Предложение представить официальный доклад о бесценной находке в Академию наук почему-то не вызвало у заказчиков строительства особого энтузиазма, наоборот, они категорически этому воспротивились. Строительство было очень срочным, государственной важности. На его территорию не допускались посторонние, в том числе и академики. Загородная резиденция была построена для одного из лидеров Украины Павла Постышева…

Информация о работе Ярослав (в крещении Георгий) Владимирович Мудрый