Японские татуировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:10, творческая работа

Краткое описание

Японская татуировка появилась примерно в V веке до нашей эры в результате влияния китайской культуры и культуры айнов (соседнего племени или, по другой версии, племени-предка) живших по соседству в период с 7000 по 250 год до н.э.. Сказалось так же влияние искусства японской гравюры. В результате родилось Искусство: оригинальное, символичное, совершенное.

Файлы: 1 файл

Японские татуировки.pptx

— 2.27 Мб (Скачать)

Искусство нанесения накожных узоров.

 

Японские татуировки

Появление.

 

Японская  татуировка появилась примерно в V веке до нашей эры в результате влияния  китайской культуры и культуры айнов (соседнего племени или, по другой версии, племени-предка) живших по соседству  в период с 7000 по 250 год до н.э.. Сказалось  так же влияние искусства японской гравюры. В результате родилось Искусство: оригинальное, символичное, совершенное.

Новое  время.

 

Японская  татуировка прошла путь взлетов и  падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а период падения  относится к  1868 г.

Вплоть  до начала XVII в. японские татуировки были просты по сюжетам, ограничивались несложными мотивами и не представляли художественной ценности.

Все японские тату подразделяются на иредзуми, гаман  и какуси-боро.

Иредзуми (ире — впрыскивать, дзуми —  тушь) возникли в XVII в. Их носили преступники, осужденные на принудительное татуирование. После отбытия срока они дополняли  татуировку новыми стилизованными мотивами, таким образом скрывая свое прошлое.

Гаман носили мужчины, демонстрирующие свои мужские  качества, так как они свидетельствовали  о мужестве и терпеливости носителя. Сам процесс нанесения рисунка  на кожу был очень болезнен, и  обычно клиенты выдерживали не более 1 часа художественной обработки своей  кожи, а для создания полномасштабной  татуировки по всему телу нужно было вытерпеть около 50 сеансов.

Какуси-боро (скрытая) — особые женские татуировки, которые проявлялись в виде белого рисунка на коже. Они появлялись только после купания и выполнялись  путем втирания в разрезы рисовой  пудры.

Широкому  распространению татуировки в Японии способствовал любопытный факт из истории  литературы. Во второй половине XVIII в. в  Японии огромную популярность приобрел переведенный с китайского роман  «Суйкодэн» о приключениях 108 воинов, объединившихся в разбойничью шайку  наподобие робингудовской.

На японском роман вышел с великолепными  иллюстрациями великих художников Хокусая и Куниеси. Китайские  благородные разбойники были изображены красочно татуированными. Это и породило новую моду. На мастеров ирэдзуми посыпались заказы скопировать украшения того или иного героя «Суйкодэна».

Именно  с той поры в Японии расцвело искусство  татуировки, полноцветьем переносившее на кожу клиентов рисунки великих  мастеров ксилогравюры, различные сюжеты из буддийской иконографии, изображения  тигров, драконов, рыб, цветов.

В XVII в. японская татуировка стала отдельной  ветвью искусства, и со временем мода на тату стала обязательной в определенных общественных кругах.

В начале XIX в. татуировка распространилась настолько, что у каждой ремесленной группы существовал свой «фирменный» стиль. Так, у японских пожарных почти все  тело, за исключением лица, части  рук от локтя и ниже и ног  вниз от бедер было покрыто татуировками, и получался своеобразный купальный  костюм.

 

Гейши, покрывая свое тело разноцветными узорами, не только обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела, но и делали свое тело более соблазнительным. Нетатуированными у них оставались лицо, ладони и  ступни.

Мотивы  росписи становятся не только украшением тела, но и предметом для размышлений. По рисунку на коже легко можно  было определить мечты и чаяния человека. При этом важны были не отдельные  детали, а весь комплекс, который  любым японцем воспринимался  однозначно, как рукопись на понятном языке.

Узор  из хризантем означал стойкость  и решительность

из пионов — богатство и удачливость

Цветок  сакуры, у которой «лепестки опадают  даже при легком дуновении точно  так же безропотно, как и самурай  отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени  и непрочности жизни;  

  
- Дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;

- Карпа,  символизирующего мужество, отвагу  и позу стоика;  

- Тигра  – символа бесстрашия.

Существовали  и любовные надписи. Обычно они сводились  к предельно лаконичным выражениям верности: имя возлюбленного (возлюбленной) с последующим иероглифом иноти — «судьба», что должно было означать определенную серьезность намерений. Русский эквивалент— «любовь до гроба».

Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотив, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела.

Так метили преступников.

 

Наказание татуировкой почиталось весьма тяжелым, ибо сразу выводило человека за пределы  круга нормального законопослушного общества. При той строгости нравов, какая царила в то время, с преступником не желал знаться никто. А местные  полицейские частенько заглядывали  в общественные бани — не моется ли там кто-нибудь из преступного  элемента? Так что неприятие нынешними  банями татуированных имеет за собой  весьма длительную историю.

Среди религиозных  мотивов преобладающими являются буддийские. Это и молитвы и полноформатные изображения. Однако сам Будда не является героем этих картин . Японцы изображают Нио — двух мощных божеств довольно страшной наружности, предназначением которых 
является защита учения Будды от всяческих посягательств.

Другим  популярным персонажем этого типа является бодхисаттва Каннон, которое в Индии, на родине буддизма, как и все бодхисатвы — существо бесполое, но в Китае и Японии приобретшее вид богини милосердия.

Для нанесения  рисунка японские татуировщики использовали от 1 до 4 иголок, а для заполнения поверхности рисунка — до 30 иголок.

Весь  процесс выполнения разделяют на 5 фаз:

1. нанесение  на кожу эскиза мотива и  всей композиции при помощи  черной туши или специального  красителя, который прочно удерживается  на коже;

2. выделение  и закрепление контура с помощью  иголок и густой черной туши;

3. накалывание  кожи большим количеством иголок, собранных в пучок, что позволяет  достичь нужной цветовой гаммы;

4. накалывание  небольшим количеством иголок  значительных фрагментов поверхности  тела без его оттенивания;

5. во  время накалывания кожи руке  придается незначительный замах,  что позволяет оттенить поверхность  композиции.

Наиболее  характерными чертами японской татуировки являются ее обширность, асимметрия, наличие  множества мелких мотивов, заполнение поверхности мотивов красками интенсивной  насыщенности, которые контрастируют  друг с другом, заполнение пустующих  мест в композиции геометрическим орнаментом или отрывками из буддистских  текстов.

Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью  тату в среде якудза — японских гангстеров, организованных в банды.

Делая себе татуировку, якудза как бы исключают  себя из нормального мира и в то же время укрепляют свои связи  в самой преступной группировке. Разница между «гражданской»  и «преступной» татуировками значительна  из-за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр.

И все-таки находятся в Стране восходящего  солнца настоящие мастера. Большинство  из них до сих пор не признают современных инструментов и пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы  «укийо-е» или театра «Кабуки», завораживает европейцев.

Многие  мастера пытаются воспроизвести  в своих работах черты японского  стиля: интенсивные, контрастирующие  друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную  композицию, символизм изображении. Но лишь единицам удается достичь  удивительной экспрессии хоримоно —художественной  татуировки Страны восходящего солнца. 


Информация о работе Японские татуировки