Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:00, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о великом реформаторе России – Михаиле Михайловиче Сперанском. Актуальность данной темы обусловлена тем, что, вступив на престол, Александр, с которым теснейшим образом связано имя Сперанского, не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма.
Введение
Глава 1. Биография М.М. Сперанского
Глава 2. Экономические взгляды
Глава 3. Политико-правовые взгляды
Глава 4. Причины неудач Сперанского
Заключение
Список литературы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
ВЗГЯДЫ МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА СПЕРАНСКОГО
КОМАРОВА МАРИЯ
ПРОВЕРИЛ: НАЧАПКИН МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Биография М.М. Сперанского
Глава 2. Экономические взгляды
Глава 3. Политико-правовые взгляды
Глава 4. Причины неудач Сперанского
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о великом реформаторе России – Михаиле Михайловиче Сперанском. Актуальность данной темы обусловлена тем, что, вступив на престол, Александр, с которым теснейшим образом связано имя Сперанского, не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма.
Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.
Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно - политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович Сперанский.
Глава 1. Биография М. М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович (1772 — 1839) — экономист, государственный деятель, министр финансов.
Родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии в семье бедного сельского священника. Отец его, Михаил Васильев, был причетником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.
Из всех детей до совершеннолетия доросли только 2 сына и 2 дочери. Михаил был старшим ребёнком. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там читал «Апостол» и «Часослов» вместо пономаря.
Обучался в духовной семинарии в Суздале, а затем в Петербургской духовной академии. Перед поступлением в семинарию поповичу Михаилу была дана фамилия, поскольку в то время крестьянство и низшее духовенство фамилий не имело. Михаилу дали фамилию Сперанский от лат. sperare - «надеяться». В зрелые годы Сперанский для своего герба взял девиз - «в несчастье надейся».
В студенческие годы Сперанский проявил пытливый, незаурядный ум и обширные познания, поэтому по окончании обучения его пригласили преподавать в академии. Ему было 20 лет. Он вел курс математики, а позже преподавал философию, красноречие и французский язык. Вскоре он стал личным секретарем князя Алексея Куракина, министра внутренних дел. По уходе своего начальника с должности он остался служить в министерстве. Выдающиеся способности позволили ему в короткий срок пройти путь от преподавателя духовной академии до высокого чина государственного секретаря.
Сперанский обладал удивительной трудоспособностью, гибким умом и гибким характером, умением систематизировать материал, а также необыкновенным талантом в составлении важных бумаг.
Сперанский стремительно продвигался по служебной лестнице. В 1803 г. он занял пост директора департамента Министерства внутренних дел. В 1806 г. министр внутренних дел В.П. Кочубей, заболев, поручил Сперанскому представлять доклады императору. По желанию государя Сперанский в качестве статс-секретаря работал только по его поручениям.
Сперанский принимал активное участие в деятельности Министерства финансов, которое возглавлял Е.Ф. Канкрин, обстоятельно занимался проблемами финансов и денежного обращения. В 1839 г. Сперанский был награжден графским титулом.
Глава 2. Экономические взгляды
Финансово-экономические проблемы России Сперанский наиболее полно изложил в труде «План финансов». Появлению этой работы предшествовал указ Александра I о подготовке Государственных реформ 1809 г.
«План финансов» требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры сводились:
1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;
2) сокращению доходов всех государственных ведомств;
3) установлению жесткого контроля над государственными расходами;
4) устройству монетной системы;
5) развитию торговли (как внутренней, так и внешней);
6) установлению новых налогов. Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов.
Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенных лесов, арендных имений и др.) Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. М. М. Сперанский увидел мощную двигательную силу экономики в кредите, основанном на коммерческих началах и являющимся возвратным. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.
Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей.
Позже Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которую реформатор предполагал заменить на медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету. В «Записке о монетном обращении» М. М. Сперанский подробно изложил причину удешевления серебра.
М. М. Сперанский одним из первых выступил с обоснованием создания центрального банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал следующие действия:
1) создание такой организации деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита;
2) оказание необходимого содействия созданию частных банков. Результатами осуществления идей Сперанского на практике явились:
а) дефицит государственного бюджета сократился;
б) доходы возросли;
в) налоги дали средства, по крайней мере, уменьшить дефицит и помогли правительству решить политические затруднения.
Надо отметить, что деятельность Сперанского не увенчалась полной реализацией его замыслов. Однако творческое наследие Сперанского, особенно его работы «План финансов» и «Записка о монетном обращении», внесли большой научно-теоретический вклад в развитие русской экономической мысли.
Глава 3. Политико-правовые взгляды
Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.
Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.
Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.
Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.
Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.
В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года. Отделение мирового посреднического разбирательства от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда; публичность.
Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.
Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.
Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета.
Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).
В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.
Сперанский, являясь одним из важнейших чиновников государства, понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше, чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.
М. М. Сперанский придавал большое
значение систематизации и обновлению
законодательства. Под его руководством
подготовлено Полное собрание и Свод законов
Российской Империи, просуществовавшее
до октября 1917 г. Одной из причин создания
Полного собрания явилась необходимость
привести в систему огромный правовой
материал (общее количество законодательных
актов и правительственных распоряжений
превышало 53 тыс.), накопившийся почти
за два столетия. Полное собрание законов
представляло собой хронологическое собрание
русских законов и подзаконных актов,
начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая
манифестом о вступлении на престол Николая
I. В свою очередь, Свод включал в себя только
действующие законы, систематизированные
не по хронологическому, а по предметному
принципу. В него вошли тексты около 36
тыс. нормативных актов и извлечений из
них.