Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

В начале 1980-х гг. продолжается борьба двух сверхдержав за мировое господство, а вместе с тем, продолжается и противостояние двух систем: капитализма и социализма.
Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острой конфронтации между Востоком и Западом, глобального соперничества двух сверхдержав — США и СССР.
Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития, например, Ангола, Сомали, Эфиопия, Лаос, Мозамбик и др.

Оглавление

1. Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века……3
2. Взаимоотношения России и стран Центральной Азии в 90 - е гг. XX века..8
Список литературы……………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

внешняя_политика_ссср.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Взаимоотношения СССР  и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века……3

2. Взаимоотношения России  и стран Центральной Азии в 90 - е гг. XX века..8

Список литературы……………………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века

В начале 1980-х гг. продолжается борьба двух сверхдержав за мировое господство, а вместе с тем, продолжается и противостояние двух систем: капитализма и социализма.

Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острой конфронтации между Востоком и Западом, глобального соперничества двух сверхдержав — США и СССР.

Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития, например, Ангола, Сомали, Эфиопия, Лаос, Мозамбик и др.

В странах «третьего мира» шло построение социализма путем установления диктаторских режимов, в странах шли регулярные гражданские войны, в которых Советский Союз принимал одну из сторон.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства1, СССР поддерживал дипломатические отношения с 18 странами Латинской Америки, оказывал помощь прокоммунистическим режимам в Никарагуа, Чили, Сальвадоре.

В страны «третьего мира» увеличивались поставки советского оружия. В конце 1980х гг. на Советский Союз приходилось 35% всех военных поставок в страны «третьего мира». Основными покупателями советского оружия были Ливия, Ирак, Сирия, Индия.

Одним из серьезных событий в странах «третьего мира» стала война в Афганистане. 27 апреля 1978 г. в Афганистане произошел вооруженный переворот, к власти в Кабуле пришла народнодемократическая партия Афганистана (НАЛА), провозгласившая социалистические цели. «Апрельская революция» была объявлена народной, хотя подавляющее большинство населения, прежде всего афганское крестьянство, не принимало никакого участия в апрельских событиях. Исходя из деклараций лидеров НДПА, не проанализировав должным образом ситуацию, политическое руководство СССР поспешно заявило о поддержке афганской революции, признало объявленную 30 апреля 1978 г. Демократическую Республику Афганистан (ДРА). В Москве сразу после апрельских событий Афганистан стали рассматривать как еще одну в близкой перспективе социалистическую страну, а интернациональный долг советского народа видели в том, чтобы защитить афганский очаг революции в целях дальнейшего распространения социализма. В декабре 1978 г. в Москве был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА, заключен ряд иных соглашений. Советники из СССР направлялись в Афганистан. Лидеры НДПА взяли курс на установление фактической монополии своей партии на власть в стране. Это обстоятельство, репрессии против всевозможных соперников, а также ошибки в реализации аграрной реформы, жесткая позиция по отношению к духовенству активизировали оппозиционные силы. Вооруженная оппозиция контролировала большинство провинций страны. Исламское фундаменталистское движение в Афганистане, лидерами которого являлись Г. Хекматияр и Б. Раббани, встало на путь обострения внутриполитической обстановки в стране.

Москва в 1979 г. в целях удержания своих позиций в Афганистане приняла решение о введении туда «ограниченного (около 200 тыс. человек) контингента советских войск». СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Западный мир оценил ввод советских войск в Афганистан и последующую длительную войну как яркий показатель советской экспансии в действии и использовал для усиления антисоветской пропаганды. Последствия действий СССР в Афганистане — падение авторитета страны в мире, рост изоляции, блокирование разрядки, новое резкое обострение отношений между Востоком и Западом, нарастание противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Против СССР были применены экономические санкции, практически прекратилось поступление в страну из-за рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий. Более того, американская администрация, Запад в целом делали все для того, чтобы СССР завяз в Афганистане. Это вписывалось в их стратегию — всемерно ослабить СССР, измотать его экономически, подорвать престиж в мире. К середине 1980х гг. более 120 стран-членов ООН, то есть подавляющее большинство, последовательно выступали против присутствия советских войск в Афганистане.

Крайне болезненно было воспринято в мире вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана (его осудило подавляющее большинство членов ООН), и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой к тому необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными головками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты", способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР2. Вашингтон приступил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

После прихода к власти Горбачева в СССР в 1985-1986 гг. советское руководство приняло ряд решений, определивших основные цели и направления внешней политики СССР, а также нового политического мышления как теоретической базы практической политики укрепления всеобщего мира и международной безопасности.

Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В ходе переговоров в 1987 г. М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

Вывод советских войск завершился 15 февраля 1989 г. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых3.

Самый отсталый регион «третьего мира» — Африка, но и этот континент неоднороден. Конечно, в состав «развивающихся» стран не включается ЮАР, где живет 5% населения Африки и производится 40\% промышленной продукции континента. В состав «третьего мира» включаются Арабские страны Северной Африки, но здесь развитие началось с более высокого уровня и в экономике достигнуто относительное благополучие. На долю Северной Африки в 80-х гг. приходилось 46% продукции обрабатывающей промышленности континента, а на долю Черной или тропической Африки — только 5%4.

Следует заметить, что внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны — обеспечением благосостояния собственного народа. В ущерб материальному положению советских людей огромные материальные ресурсы тратились на поддержку зачастую сомнительных просоветских режимов, которые, как правило, оказывались ненадежными союзниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимоотношения России и стран Центральной Азии в 90 - е гг. XX века

С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.

Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

На смену СССР пришел новый союз – СНГ. С 90-х гг. и по настоящее время «приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ»5. В том числе это сотрудничество распространяется и на страны Центральной Азии.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и  ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

Геополитически государства Центральной Азии сохраняют ориентацию на мусульманский мир и одновременно развивают связи с Западом. Эти противоположные или, по крайней мере, не совпадающие внешнеполитические векторы оставляют РФ определенную нишу, где у нее мало конкурентов6.

Политику России в Центральной Азии условно моно разделить на три этапа:

Первый этап (1992-1995гг.). Вплоть до середины 90-ых годов у ельцинской России не было какой-либо конкретной политики в отношении центральноазиатского региона и всего постсоветского пространства. Содружество независимых государств (СНГ), возникшее на месте СССР, не рассматривалось руководством России в качестве интеграционного института и создавалось скорее как механизм бесконфликтной дезинтеграции7. Поэтому главной (а по сути единственной) целью внешней политики Москвы начала 90-ых годов была интеграция страны в евро-атлантическое сообщество. Непосредственное претворение в жизнь данного курса и соответствующего алгоритма действий было связано с деятельностью министра иностранных дел России Андрея Козырева (период 1992-1996 годов) и главы правительства Егора Гайдара (период 1992-1993 годов).

Основные цели сотрудничества – создание безопасной обстановки.

15 мая 1992 года Киргизия, Россия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Договор о коллективной безопасности подписан шестью странами из одиннадцати стран – членов СНГ.

Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Казахстана, Киргизии, Армении, Беларуси, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

Россия уменьшила свое влияние в Афганистане, одновременно с этим в начале 90-ых годов Россия значительно снизила уровень военного сотрудничества со странами Центральной Азии.

Единственная активная политика России прослеживалась в участии в конфликте в Таджикистане. Во многом именно усилиями российских военных в начале 90-ых годов была предотвращена угроза дестабилизации Центральной Азии вследствие гражданской войны в Таджикистане (период 1992-1996 годов).

Однако, в общем, руководство Б. Н. Ельцина пыталось дистанцироваться от событий в Центральной Азии. В отсутствии политической воли и поддержки со стороны Кремля российские военные фактически были оставлены на произвол судьбы, а само военное присутствие России в регионе стало постепенно приобретать все более формальный характер. Москва не смогла воспрепятствовать ни эскалации внутритаджикского конфликта, ни потоку наркотиков из Афганистана, ни усилению военного присутствия в регионе со стороны других стран8. Например, Россия не предприняла сколько-нибудь серьезных попыток по согласованию с государствами региона единого подхода к программе "Партнерство во имя мира", которая начала осуществляться НАТО с конца 1994 в Центральной Азии.

Дистанцированность от центральноазиатского региона прослеживалась и в экономической сфере. Известно, что после распада СССР в период 1992-1993 годов в Центральной Азии еще пользовались единым с Россией платежным средством – российским рублем. Однако в 1993 году Россия отсекла государства региона от рублевой зоны, оставив страны Центральной Азии без платежных средств. В период 1992-1993 годов объемы торговли России с государствами региона упали в среднем почти в 10 раз по сравнению с 1991 годом (приблизительно с 60 млрд. долларов до порядка 6,3 – 6,7 млрд. долларов), а в период 1994-1995 годов оставались примерно на таком же низком уровне (Таблица. 1).

Таблица 1. Торговля России со странами Центральной Азии9

год

Товарооборот, млн.долларов США

Экспорт России в Центральную Азию, млн.долларов США

Импорт России из Центральной Азии млн.долларов США

Торговое сальдо России, млн.долларов США

1991

59226

33785

2441

8344

1992

6360

5767

593

5174

1993

6750

4703

2047

2656

1994

6143

3771

2372

1399

1995

7679

4230

3449

781

Информация о работе Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века