Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 19:39, контрольная работа
В начале 1980-х гг. продолжается борьба двух сверхдержав за мировое господство, а вместе с тем, продолжается и противостояние двух систем: капитализма и социализма.
Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острой конфронтации между Востоком и Западом, глобального соперничества двух сверхдержав — США и СССР.
Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития, например, Ангола, Сомали, Эфиопия, Лаос, Мозамбик и др.
1. Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века……3
2. Взаимоотношения России и стран Центральной Азии в 90 - е гг. XX века..8
Список литературы……………………………………………………………....15
Контрольная работа
Содержание
1. Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века……3
2. Взаимоотношения России и стран Центральной Азии в 90 - е гг. XX века..8
Список литературы……………………………………………………
В начале 1980-х гг. продолжается борьба двух сверхдержав за мировое господство, а вместе с тем, продолжается и противостояние двух систем: капитализма и социализма.
Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острой конфронтации между Востоком и Западом, глобального соперничества двух сверхдержав — США и СССР.
Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития, например, Ангола, Сомали, Эфиопия, Лаос, Мозамбик и др.
В странах «третьего мира» шло построение социализма путем установления диктаторских режимов, в странах шли регулярные гражданские войны, в которых Советский Союз принимал одну из сторон.
К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства1, СССР поддерживал дипломатические отношения с 18 странами Латинской Америки, оказывал помощь прокоммунистическим режимам в Никарагуа, Чили, Сальвадоре.
В страны «третьего мира» увеличивались поставки советского оружия. В конце 1980х гг. на Советский Союз приходилось 35% всех военных поставок в страны «третьего мира». Основными покупателями советского оружия были Ливия, Ирак, Сирия, Индия.
Одним из серьезных событий в странах «третьего мира» стала война в Афганистане. 27 апреля 1978 г. в Афганистане произошел вооруженный переворот, к власти в Кабуле пришла народнодемократическая партия Афганистана (НАЛА), провозгласившая социалистические цели. «Апрельская революция» была объявлена народной, хотя подавляющее большинство населения, прежде всего афганское крестьянство, не принимало никакого участия в апрельских событиях. Исходя из деклараций лидеров НДПА, не проанализировав должным образом ситуацию, политическое руководство СССР поспешно заявило о поддержке афганской революции, признало объявленную 30 апреля 1978 г. Демократическую Республику Афганистан (ДРА). В Москве сразу после апрельских событий Афганистан стали рассматривать как еще одну в близкой перспективе социалистическую страну, а интернациональный долг советского народа видели в том, чтобы защитить афганский очаг революции в целях дальнейшего распространения социализма. В декабре 1978 г. в Москве был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА, заключен ряд иных соглашений. Советники из СССР направлялись в Афганистан. Лидеры НДПА взяли курс на установление фактической монополии своей партии на власть в стране. Это обстоятельство, репрессии против всевозможных соперников, а также ошибки в реализации аграрной реформы, жесткая позиция по отношению к духовенству активизировали оппозиционные силы. Вооруженная оппозиция контролировала большинство провинций страны. Исламское фундаменталистское движение в Афганистане, лидерами которого являлись Г. Хекматияр и Б. Раббани, встало на путь обострения внутриполитической обстановки в стране.
Москва в 1979 г. в целях удержания своих позиций в Афганистане приняла решение о введении туда «ограниченного (около 200 тыс. человек) контингента советских войск». СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.
Западный мир оценил ввод советских войск в Афганистан и последующую длительную войну как яркий показатель советской экспансии в действии и использовал для усиления антисоветской пропаганды. Последствия действий СССР в Афганистане — падение авторитета страны в мире, рост изоляции, блокирование разрядки, новое резкое обострение отношений между Востоком и Западом, нарастание противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Против СССР были применены экономические санкции, практически прекратилось поступление в страну из-за рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий. Более того, американская администрация, Запад в целом делали все для того, чтобы СССР завяз в Афганистане. Это вписывалось в их стратегию — всемерно ослабить СССР, измотать его экономически, подорвать престиж в мире. К середине 1980х гг. более 120 стран-членов ООН, то есть подавляющее большинство, последовательно выступали против присутствия советских войск в Афганистане.
Крайне болезненно было воспринято в мире вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана (его осудило подавляющее большинство членов ООН), и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой к тому необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными головками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты", способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР2. Вашингтон приступил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.
После прихода к власти Горбачева в СССР в 1985-1986 гг. советское руководство приняло ряд решений, определивших основные цели и направления внешней политики СССР, а также нового политического мышления как теоретической базы практической политики укрепления всеобщего мира и международной безопасности.
Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В ходе переговоров в 1987 г. М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.
Вывод советских войск завершился 15 февраля 1989 г. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых3.
Самый отсталый регион «третьего мира» — Африка, но и этот континент неоднороден. Конечно, в состав «развивающихся» стран не включается ЮАР, где живет 5% населения Африки и производится 40\% промышленной продукции континента. В состав «третьего мира» включаются Арабские страны Северной Африки, но здесь развитие началось с более высокого уровня и в экономике достигнуто относительное благополучие. На долю Северной Африки в 80-х гг. приходилось 46% продукции обрабатывающей промышленности континента, а на долю Черной или тропической Африки — только 5%4.
Следует заметить, что внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны — обеспечением благосостояния собственного народа. В ущерб материальному положению советских людей огромные материальные ресурсы тратились на поддержку зачастую сомнительных просоветских режимов, которые, как правило, оказывались ненадежными союзниками.
С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.
Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.
На смену СССР пришел новый союз – СНГ. С 90-х гг. и по настоящее время «приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ»5. В том числе это сотрудничество распространяется и на страны Центральной Азии.
Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.
Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.
Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.
В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.
В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.
Геополитически государства Центральной Азии сохраняют ориентацию на мусульманский мир и одновременно развивают связи с Западом. Эти противоположные или, по крайней мере, не совпадающие внешнеполитические векторы оставляют РФ определенную нишу, где у нее мало конкурентов6.
Политику России в Центральной Азии условно моно разделить на три этапа:
Первый этап (1992-1995гг.). Вплоть до середины 90-ых годов у ельцинской России не было какой-либо конкретной политики в отношении центральноазиатского региона и всего постсоветского пространства. Содружество независимых государств (СНГ), возникшее на месте СССР, не рассматривалось руководством России в качестве интеграционного института и создавалось скорее как механизм бесконфликтной дезинтеграции7. Поэтому главной (а по сути единственной) целью внешней политики Москвы начала 90-ых годов была интеграция страны в евро-атлантическое сообщество. Непосредственное претворение в жизнь данного курса и соответствующего алгоритма действий было связано с деятельностью министра иностранных дел России Андрея Козырева (период 1992-1996 годов) и главы правительства Егора Гайдара (период 1992-1993 годов).
Основные цели сотрудничества – создание безопасной обстановки.
15 мая 1992 года Киргизия, Россия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Договор о коллективной безопасности подписан шестью странами из одиннадцати стран – членов СНГ.
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Казахстана, Киргизии, Армении, Беларуси, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.
Россия уменьшила свое влияние в Афганистане, одновременно с этим в начале 90-ых годов Россия значительно снизила уровень военного сотрудничества со странами Центральной Азии.
Единственная активная политика России прослеживалась в участии в конфликте в Таджикистане. Во многом именно усилиями российских военных в начале 90-ых годов была предотвращена угроза дестабилизации Центральной Азии вследствие гражданской войны в Таджикистане (период 1992-1996 годов).
Однако, в общем, руководство Б. Н. Ельцина пыталось дистанцироваться от событий в Центральной Азии. В отсутствии политической воли и поддержки со стороны Кремля российские военные фактически были оставлены на произвол судьбы, а само военное присутствие России в регионе стало постепенно приобретать все более формальный характер. Москва не смогла воспрепятствовать ни эскалации внутритаджикского конфликта, ни потоку наркотиков из Афганистана, ни усилению военного присутствия в регионе со стороны других стран8. Например, Россия не предприняла сколько-нибудь серьезных попыток по согласованию с государствами региона единого подхода к программе "Партнерство во имя мира", которая начала осуществляться НАТО с конца 1994 в Центральной Азии.
Дистанцированность от центральноазиатского региона прослеживалась и в экономической сфере. Известно, что после распада СССР в период 1992-1993 годов в Центральной Азии еще пользовались единым с Россией платежным средством – российским рублем. Однако в 1993 году Россия отсекла государства региона от рублевой зоны, оставив страны Центральной Азии без платежных средств. В период 1992-1993 годов объемы торговли России с государствами региона упали в среднем почти в 10 раз по сравнению с 1991 годом (приблизительно с 60 млрд. долларов до порядка 6,3 – 6,7 млрд. долларов), а в период 1994-1995 годов оставались примерно на таком же низком уровне (Таблица. 1).
Таблица 1. Торговля России со странами Центральной Азии9
год |
Товарооборот, млн.долларов США |
Экспорт России в Центральную Азию, млн.долларов США |
Импорт России из Центральной Азии млн.долларов США |
Торговое сальдо России, млн.долларов США |
1991 |
59226 |
33785 |
2441 |
8344 |
1992 |
6360 |
5767 |
593 |
5174 |
1993 |
6750 |
4703 |
2047 |
2656 |
1994 |
6143 |
3771 |
2372 |
1399 |
1995 |
7679 |
4230 |
3449 |
781 |
Информация о работе Взаимоотношения СССР и стран «Третьего мира» в 80 - е гг. XX века