Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Всемирная история знает немало примеров государств, которые погибли из-за отсутствия или некомпетентной работы организаций и служб, их неумения бороться с внутренними и внешними врагами. Но создание специальных исполнительных органов такого рода – первоочередная задача для любого молодого государства, особенно если оно было создано в результате национально – освободительной борьбы, революции или других сопоставимых процессов и явлений.
Органы по защите государственной безопасности были жизненно необходимы для советского государства, и не только в начальный период его существования, осмысление которого требует исследования исторических особенностей. Поэтому большое количество жертв, стремление к ликвидации целых классов или даже инакомыслящих наций, свидетельствует о первостепенной важности курса нового правительства страны на самосохранение. Но трудно оправдать содержание в заключении и уничтожение тысяч людей, для чего и был нужен огромный охранительный аппарат, начиная от соответствующего наркомата и кончая низшими его чиновниками, которые, пользуясь своими полномочиями и статусом, порой творили произвол, забывали о гуманизме в своей отчаянной борьбе с врагами молодой власти.
История сохранила для новых поколений немало примеров революционных смен правительств и даже изменений политического режима. Закрепление «достижений» подобных явлений имело противоречивые результаты, шло по разным путям. Но все-таки можно найти некоторые общие закономерности. Поэтому целью данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение положения дел в стране впервые послереволюционные годы.
2. Выделение общих и специфических особенностей возникновения и развития ВЧК.
3. Определение важности данного органа, рассмотрение его роли в защите и укреплении власти большевиков и значения для создания новых органов исполнительной власти.
Введение
Глава 1. Создание ВЧК (декабрь 1917 – лето 1918 гг.)
Глава 2. Развитие ВЧК (середина 1918 - 1922 гг.)
2.1 Полномочия ВЧК на разных этапах развития
2.2 Создание специализированных ЧК
Глава 3. Деятельность ВЧК
3.1 Борьба с контрреволюцией и саботажем
3.2 Противостояние бандитизму
3.3 Реорганизация ВЧК
Заключение
Литература
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Калининградский институт экономики
курсовая работа
По дисциплине История государственного управления в России
По
теме(варианту) Всероссийская
чрезвычайная комиссия (ВЧК):
создание и деятельность.
Ф.И.О. Мокроусова Е.В.
Курс II
Специальность Государственное и муниципальное управление
Группа 6-1511/2-2
Форма обучения очная
Преподаватель
Манкевич
Д.В.
№ 7730
Дата 06.09.2011
выдано задание
Дата рег.
Выд. на пров..
Проверено..
На доработку..
Кол-во
баллов
______________________________
Заполняет преподаватель
Для курсовых работ
Полнота освещения темы | Самостоятельность в раскрытии темы | Теоретический уровень работы | Соответствие требованиям, предъявляемым к курсовой работе | Соблюдение норм литературного языка и требованиям научного стиля |
Всего баллов набрано _____________
___________
Подпись
Для контрольных работ
Задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы |
Всего баллов набрано _____________
___________
Подпись
Для курсовых работ
К защите
дата Подпись
На доработку
дата Подпись
Для контрольных работ
Зачтено
дата Подпись
Рецензия № 7730
По дисциплине История государственного управления в России
По теме(варианту)
Всероссийская чрезвычайная комиссия
(ВЧК): создание и деятельность.
Ф.И.О. Мокроусова Е.В.
Курс II
Специальность Государственное и муниципальное управление
______________________________
Введение
Глава 1. Создание ВЧК (декабрь 1917 – лето 1918 гг.)
Глава 2. Развитие ВЧК (середина 1918 - 1922 гг.)
2.1 Полномочия ВЧК на разных этапах развития
2.2 Создание специализированных ЧК
Глава 3. Деятельность ВЧК
3.1 Борьба с контрреволюцией и саботажем
3.2 Противостояние бандитизму
3.3 Реорганизация ВЧК
Заключение
Литература
Введение
Всемирная история знает немало примеров государств, которые погибли из-за отсутствия или некомпетентной работы организаций и служб, их неумения бороться с внутренними и внешними врагами. Но создание специальных исполнительных органов такого рода – первоочередная задача для любого молодого государства, особенно если оно было создано в результате национально – освободительной борьбы, революции или других сопоставимых процессов и явлений.
Органы по защите государственной безопасности были жизненно необходимы для советского государства, и не только в начальный период его существования, осмысление которого требует исследования исторических особенностей. Поэтому большое количество жертв, стремление к ликвидации целых классов или даже инакомыслящих наций, свидетельствует о первостепенной важности курса нового правительства страны на самосохранение. Но трудно оправдать содержание в заключении и уничтожение тысяч людей, для чего и был нужен огромный охранительный аппарат, начиная от соответствующего наркомата и кончая низшими его чиновниками, которые, пользуясь своими полномочиями и статусом, порой творили произвол, забывали о гуманизме в своей отчаянной борьбе с врагами молодой власти.
История сохранила
для новых поколений немало примеров
революционных смен правительств и
даже изменений политического
1. Рассмотрение положения дел в стране впервые послереволюционные годы.
2. Выделение общих и специфических особенностей возникновения и развития ВЧК.
3. Определение важности данного органа, рассмотрение его роли в защите и укреплении власти большевиков и значения для создания новых органов исполнительной власти.
Многие исследователи истории Советского государства и его учреждений, публицисты размышляли и продолжают обдумывать и раскрывать тайны создания и деятельности первых репрессивных органов. Часто мнения историков серьезно расходятся. Несмотря на большое количество сохранившейся архивной информации, большинство документов имеют серьезные противоречия. Можно говорить о наличии некоторых проблем в понимании данной темы даже в наше время.
История органов ВЧК–вновь привлекла к себе внимание в конце 80-х годов. Пересмотры дел выявили массовые факты нарушения законности. В периодических изданиях публиковались статьи и воспоминания на данную тему. Многие авторы не располагая архивными материалами, вольно обращаясь с фактами, зачастую писали статьи подверженные тенденциозным настроениям и использовали источники дающие односторонние данные по проблеме, в итоге было потеряно чувство меры и объективности, они зациклились только на отрицательных сторонах. Таким образом в освещении проблемы деятельности органов государственной безопасности появилась новая крайность, которая выражалась в простой замене знака «плюс» на знак «минус». Это не только не внесло ясность в историю, но привело к тому, что многое стало ещё более непонятным и противоречивым.
Для выяснения роли органов государственной безопасности в советский период необходим объективный научный анализ, непредвзятые обобщения и выводы, исходящие из строго документальных данных, работы с архивными делами прежде всего,без заданных схем и бурных эмоций.
Осмысление этого периода возбуждает интерес к основе, к первым годам формирования и существования советского государства, исследованию закономерностей и особенностей его развития. Вряд ли могут привести к истине попытки понять сущность «Сталинского культа личности»путем привязки всего, произошедшего во времена правления Сталина, к одному лишь этому имени. Точно так же невозможно объяснить культ личности "исконно русской любовью к монархизму". В исторических аналогиях между сталинизмом и русским абсолютизмом пропадает самое главное и существенное, а именно представление об исторической уникальности того, что произошло у нас во времена Сталина.Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того, чтобы содержать в заключении и уничтожать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чиновниками - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, но о его перманентном характере, о растягивании этого акта во времени, превращении в элемент образа жизни. Но и это еще не все. Не было такой области, включая быт (главный объект нападок со стороны "левых" писателей и публицистов, превращавших быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому себе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствующий даже при самых задушевных размышлениях), на право распоряжаться которой не претендовала бы эта бюрократия. Ей, например, принадлежало окончательное решение относительно того, каким должен, а каким не должен быть замысел очередного литературного произведения. Сталин пользовался этим правом в отношении самых крупных художников, писателей, поэтов, чтобы дать пример своим подчиненным, как им руководить художниками, писателями и поэтами помельче. Причем и в искусстве отказ подчиниться был чреват репрессиями точно так же, как и в области политики или экономики. Под дулом пистолета людей заставляли делать то, что в корне противоречило их природе. Но для того, чтобы стать тотальной, то есть всеобщей, охватывающей общество, бюрократия должна была осуществлять сплошную перековку народа и делать каждого бюрократом, чиновником, пусть даже мелким, мельчайшим, но все-таки находящимся у нее на службе. В отличие от авторитарной бюрократии, опирающейся на традиционные структуры общественной жизни, в отличие от рациональной буржуазной бюрократии, пекущейся об обеспечении эффективности производства, тоталитарная бюрократия фактически определяет свою высшую роль как самоукрепление, самовозвышение, абсолютное подчинение.В середине 1918 г. был создан «Национальный центр», в который вошли кадеты и монархисты. «Национальный центр» завел на местах сеть филиалов, связанных с иностранной разведкой, и организовывал в центре и на периферии шпионаж, диверсии и восстания.Эти контрреволюционные организации были тесно связаны с иностранными империалистическими разведками. Деятельность всех антисоветских организаций и проводимых ими восстаний, мятежей, заговоров, диверсий, шпионажа, террористических актов осуществлялась по планам, разработанным иностранными империалистами, при ближайшем участии тщательно законспирированных и тогда еще не разоблаченных троцкистско-бухаринских бандитов.
1
Глава 1. Создание ВЧК (декабрь 1917 – лето 1918 гг.)
Несмотря на обширную историографию Всероссийской чрезвычайной комиссии, проблема ее создания остается не вполне исследованной.
Слом старой государственной машины и строительство нового советского аппарата сопровождались непрерывной острой борьбой с внешней и внутренней контрреволюцией, с партиями эсеров и меньшевиков, скатившимися на путь прямого пособничества злейшим врагам рабочего класса.
Первое время борьбу против контрреволюции вели: Петроградский ВРК, местные ВРК, местные Советы, созданная при Советах рабочая милиция, судебные органы, отряды Красной гвардии, поддерживавшие Советскую власть части старой армии, следственные комиссии и т.д. Специального же органа по борьбе с контрреволюцией в системе диктатуры пролетариата вначале не существовало.
Военно-революционному комитету приходилось решать множество сложных задач. Например, в рамках работы этого органа 28 октября 1917 г.(10 ноября по новому стилю) Ф.Э. Дзержинский подписал приказ Морскому военно-революционному комитету об отправке в Кронштадт членов бывшего Центрофлота, которые всячески саботировали меры по «укреплению и спасению революции». Трудно было не потерять инициативы в этой борьбе. «Враги и противники наши,— говорил позднее об этом времени Феликс Эдмундович,— собирались с силами для того, чтобы дать нам беспощадный бой, отнять власть от рабочих и крестьян и передать ее тем, которые не хотели порывать с заграничными «союзными» империалистами, которые хотели самостоятельность рабоче-крестьянской внешней политики подчинить воле и интересам союзных империалистов».
19 ноября Дзержинский
подписывает постановление ВРК
о реорганизации милиции в Петрограде.
От должности отстраняются милиционеры,
не подчиняющиеся Советской власти. Создается
комиссия при Петроградском Совете по
реорганизации охраны города. В ее состав
вошли представители районных Советов,
Центральной комендатуры рабочей Красной
гвардии с временным участием трех избранных
от союза милиционеров товарищей. На заседании
ВРК 21 ноября по предложению Феликса Эдмундовича
Военно-революционный комитет принял
решение о создании специальной комиссии
по борьбе с контрреволюцией. Принимался
еще ряд подобных мер. Организация эффективной
работы была крайне затруднена. «...Нам
пришлось найти только пустые кресла,
столы, закрытые ящики и шкафы без ключей,
и курьеров, которые одни только перешли
на нашу сторону. Все чиновничество главных
ведомств, без функционирования которых
жизнь в стране была невозможна (продовольственного,
транспортного и других), саботировало
и не хотело признать Советской власти».
Десятки и даже сотни передовых рабочих
помогали Военно-революционному комитету.
Опираясь на их помощь, Феликсу Эдмундовичу
и его товарищам — членам ВРК - удалось
раскрыть контрреволюционный заговор,
организованный Пуришкевичем, возглавлявшим
так называемое «Русское собрание». Другая
контрреволюционная организация, раскрытая
при активном участии Феликса Эдмундовича,
была известна под названием «Подпольное
правительство». Этой организацией, связанной
с иностранными государствами, руководил
бывший царский министр Прокопович.Военно-
Информация о работе Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК): создание и деятельность