Возникновение и культурное самоопределение Петербурга (1703-1725 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

В 1703 году был основан город Санкт-Петербург. Другие европейские столицы поднимались сами по себе за века и тысячелетия, на перекрестках торговых путей, где легко оборонятся, есть гавани. Проходили столетия и здания, и старая планировка города менялись на новые. Города росли кругами вокруг крепости или другого центра. У Петербурга все иначе. Город возник, чуть ли не в одночасье по велению грозного царя Петра в устье Невы на болотистой равнине. Его первоначальный почти геометрически четкий регулярный план не требует изменений и сегодня.

Оглавление

Введение
Рождение города на Неве
Петропавловская крепость
Строительство Адмиралтейства
Летний сад
Основание Александро–Невского монастыря
Летний дворец Петра Первого
Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История строительства Санкт-Петербурга для Печати..doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Существенно при  этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.

Таково общее  понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное.

Уникальность  Петербурга в истории отечественной  культуры определяется тем, что положение  столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…

Пройденный  Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

Адекватное  представление об удельном весе культуро-созидательной  деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.

1709 – в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа.

1711 – начинает  работать первая типография, выполнявшая  и функции издательства.

1711 – строится  Летний дворец Петра, окруженный  садом, заполнявшимся копиями  античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.

1713 – открыты  первая в стране общедоступная  библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.

1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.

1715 - учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.

1716 - учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.

1718 – открыта  первая в России бумажная фабрика.

1719 – открыта  Инженерная школа.

1721 – началась концертная жизнь Петербурга.

Понятно, что  здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических  задач, духовные же проблемы культурного  рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.

Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей. Создавая Академию, петр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых.

Достаточно  этого сухого перечня фактов, чтобы получить адекватное представление о нарождении в Петербурге нового для России типа культуры – и материальной, и духовной, и художественной.

 

 

Заключение

 

Подытоживая все  сказанное, можно заключить, что  основание Петербурга положило начало новому вектору в развитии русской культуры; отныне оно шло по двум руслам – условно говоря, московскому и петербургскому, ибо Москва сохраняла более или менее последовательно приверженность традиционным устоям русской культуры, а Петербург стал носителем европеизировано-просветительской ее модификации. Именно эта его культурная функция стала определяющей на протяжении последующих двух столетий, а все остальное отходило на второй план.

Во второй половине XVIII века культура петербургского просвещения реализовала все то, что в эмбриональной форме содержалось в ней в петровское время.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Каган М.С. История культуры Петербурга [Текст]: учеб.пособие. 3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУП,2008. – 320с.
  2. Мавродин В.В.Основание Петербурга [Текст]: Л.: «Советская Россия»,1978. – 287с.
  3. Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга XVIII век [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник, СПбГУП., 2008

 

 


Информация о работе Возникновение и культурное самоопределение Петербурга (1703-1725 гг.)