Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:24, контрольная работа
Проблема происхождения славян уходит в глубину времён. Первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определённой территории фиксируют славян лишь с середины первого тысячелетия нашей эры (VI в.), т.е. тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Вопрос №1.
Восточные славяне в VI –IX вв.
Проблема происхождения славян уходит в глубину времён. Первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определённой территории фиксируют славян лишь с середины первого тысячелетия нашей эры (VI в.), т.е. тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины, но, прежде всего под именем венедов. Впервые это название встречается в «Естественной истории» Плиния (I в. нашей эры). Плиний называет венедов в числе народов соседствующих с группой германских племен.
К концу I в. нашей эры о венедах сообщает Корнелий Тацит. Он говорит о том, что венеды занимали территорию лесной полосы Восточной Европы.
Более точные сведения о славянах середины первого тысячелетия нам дают уже византийские авторы. Теперь славяне уже называются более близким к ним именем славены. Готский епископ Иордан сообщает, что венеды или славяне, заселяли территорию от среднего Придунавья до нижнего Днепра
О славянах
также имеются сведения в
Родоначальником миграционной теории происхождения славян был летописец Нестор, автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная. Эту дунайскую прародину славян признавали впоследствии историки Соловьев и Ключевский. По мнению Ключевского славяне переселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII-VIII вв.
К эпохе средневековья восходит происхождение еще одной миграционной теории скифо-сарматской. В основном её сторонники – западноевропейские историки. Согласно им предки славян продвинулись из передней Азии вдоль черноморского побережья и осели под этнонимами скифы, сарматы, аланы.
Третий вариант теории близкий к скифо-сарматскому предложил академик Соболевский. Он считал, что славяне ассимилировали племена инарского происхождения, и все это произошло на берегах Балтийского моря, откуда, по его мнению, славяне и расселились.
Четвертый вариант миграционной теории дал академик Шахматов. По его мнению, прародиной славян был бассейн западной Двины, отсюда славяне, приняв имя венедов от кельтов, продвинулись на Нижнюю Вислу, следовательно, здесь, по мнению Шахматова, была вторая прародина славян.
В противоположность миграционным теориям существует автохтонная (т.е. местная), согласно ей, славянство образовалось на территории современной Польши, а также части Белоруссии и Украины. Автохтонная теория отмечает сложность образования славян. Выделяются три периода: протославянский, праславянский и славянский. Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство.
Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в первом тысячелетии нашей эры в Восточной Европе славян. Были ли славяне пришельцами или исконным населением Восточной Европы, но в VII–VIII вв. они уже составляли значительную часть населения. Именно в это время славяне осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы. Проникновение земледельческих славянских племен не было завоеванием, а было медленной инфильтрацией (мирное проникновение). Высокая земледельческая культура славян воспринималась коренными жителями хорошо. Так мирное сотрудничество с балтским и угро-финским населением приводило к ославяниванию значительной его части. Однако отношения с остальными соседями были не столь идиллическими. В VI в. из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в. возникает аварский союз кочевых племен. Образовав свою державу, Аварский каганат вступил в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпел сокрушительное поражение и каганат распался.
В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство. Как и Аварский каганат, это государство было конгломератом разных племен. Внутренние междоусобицы быстро привели к его распаду. Часть болгар откочевали на Дунай, где подчинили себе местные славянские племена (нужно сказать, что пришельцы быстро ославянились), другая часть болгар двинулась к среднему течению Волги и основала большое государство Волжско-Камскую Булгарию. Внутренние противоречия были главной причиной распада и этого государства.
На юге появляется другой тюркский народ – хазары, которые в последствии создают свой каганат, который в VII в. оттесняет болгар. В VII–VIII вв. в Хазарском каганате интенсивно развивались феодальные отношения. Языческая религия характерная для родоплеменного строя сменяется сначала мусульманством, а потом христианством частично, однако, боясь распространения политического влияния Византии, хазарская верхушка в VIII в. принимает иудаизм, заимствованный у еврейского населения Крыма. Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили дань хазарам вплоть до конца IX в.
В VII–VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так из начальной летописи мы знаем о восточнославянских племенных группах:
Речь в это время идет уже о племенных союзах, которые непосредственно предшествовали возникновению государства. Летописец сообщает нам, что у каждого племени было свое «княжьё», а князьями именовались племенные вожди. Симптоматично название славянских племенных союзов, которые связаны большей частью с районами расселения, так, поляне жили в полях, а древляне – в лесах. Дреговичи получили свое наименование от болотистой местности («дрягва» - болота, тресина), полочане и бужане – по рекам. Все это свидетельствует о преобладании территориальных связей над родовыми.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, оно изначально носило экстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряли почву золой и использовали её до истощения. Затем участок забрасывался, пока полностью не восстановится естественный слой травы. Такая система носила название залежной системы (леса и лесостепи). В лесах использовалась подсечно-огневая система. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый. Набор сельскохозяйственных культур отличался тем, что в основном засеивали пшеницу и рожь (овса еще не было).
Россия представляет собой обширную равнину, которая открыта северным ветрам, климат России относится к континентальному типу. Разница температур временами достигает 70° С. Важнейшим следствием географического положения России является чрезвычайная краткость периода для уборки урожая. Иными словами, у западного крестьянина почти вдвое больше времени на полевые работы, чем у русского.
Из-за непредсказуемости погодных условий крестьянину трудно было что-либо заранее спланировать и рассчитать, поэтому русскому народу мало свойственна привычка к систематическому, постоянному труду. Капризная погода породила малопонятное европейцу явление русское «авось». Столетиями климатические условия формировали повышенную трудоспособность, терпение народа, отсюда умение «собраться в кулак». По своему характеру человек, живущий на территории России, – человек крайностей и систематических бурных переходов, потому-то русские «медленно запрягают, но быстро едут». Безграничность просторов определили широту натуры человека. Основная черта национального характера – максимализм, т.е. доведение всего до границ возможного. К тому же Россия была ареной масштабного слияния разных народов.
Разводили славяне некрупный рогатый скот, свиней и лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что слово «скот» на древнерусском языке означало также «деньги». Также были распространены лесные и речные промыслы: охота, бортничество, рыбалка.
Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча на стадии разложения родоплеменного строя. Племенные вожди совершали набеги на Византию добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками. Одновременно вокруг князей формировались дружины – группы постоянных боевых соратников. Появление дружины, со временем создавало предпосылки для ликвидации всеобщего ополчения (вооружения) народа. Выделение дружины существенный этап в создании классового общества.
Жили славяне поселками, несколько из которых составляет древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов далеко не сразу привела к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви (поселение X в. Новотроицкое – не было богатых хозяйств, скот был общинным).
Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества связанные с культом земледелия: Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии (одновременно был богом войны и оружия), Велес, Даждьбог, Стрибог – покровители скота и скотоводов. Богам приносили жертвы, языческий культ отправлялся в специальных капищах (место, где располагался идол), были даже волхвы и кудесники (языческие священнослужители). Язычество сохранялось еще в первое время существования древнерусского государства, а его пережитки сохранились до наших дней.