Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, реферат

Краткое описание

История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.

Оглавление

Вступление..............................................................................................................3
I. Происхождение восточных славян....................................................................4
1.1. Особенности славянской колонизации. Соседи славян.....................7
II. Занятия восточных славян...............................................................................14
2.1 земледелие..............................................................................................15
2.2 торговля..................................................................................................17
III.Общественный строй.......................................................................................18
3.1 культура..................................................................................................19
3.2 религия....................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24

Файлы: 1 файл

История.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

  С VIII в. в южных  районах получает распространение  полевое пашенное земледелие, основанное  на использовании плуга с железным  мехом, тяглового скота и деревянной  сохи, сохранившейся до начала XX в.

 Восточные славяне  применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально,  семьями, родами), в городищах  (совместно) и на свободных  землях между диких лесов и  степей (займища, заимки, становища,  починки).

В первом случае обилие свободных  земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.

Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему  для обработки земли размещались  ближе к городищу. Все удобные  земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.

 В третьем случае  граждане отделялись от городищ,  расчищали и выжигали леса, осваивали  пустоши и образовывали новые  хозяйства          

 

 

2.2 Торговля

 

Особое значение для судеб восточного славянства имела торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.  Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.  

 

 

 

 

 

 

 

III. Общественный строй

 

Во главе  восточнославянских союзов племенных  княжеств стояли князья, опиравшиеся  на военно-служилую знать – дружину. Князья были и в более мелких общностях  – племенных княжествах, входивших в союзы. Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.    С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.            Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя.

 

 

 

 

3.1 Культура

 

Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна мало. Источником ее изучения является русский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Неисчерпаемая сокровищница народной мудрости – фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью модно было бы отнести именно к рассматриваемому времени. Но анализ архаических черт фольклора восточных славян и сопоставление его с западно- и южнославянским материалом позволяют считать весьма древним целый ряд трудовых обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок, отразивших сложную систему взаимоотношений человека с силами природы. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивавшие силу, ловкость и смелость.

Очень важную роль в воспитании патриотических чувств играла эпическая поэзия, но от нее дошли до нас только фрагменты. Автор «Слова о полку Игореве» сохранил в записи XII в. отголоски дунайских походов антов, во время которых они «ристали тропу Трояню через поля на горы». Он же вспоминает о песнях, сложенных по поводу смерти Буса (Боза) – антского князя, погибшего в борьбе с готами в IV в. н.э. Византийские хроники сохранили отрывки сказаний о борьбе славян с аварами. Русские летописи XI – XII вв. содержат ряд сказаний, восходящих к VI – VIII вв. (об основании Киева, насилия аваров и др.).

Дошедшие до нас образцы  прикладного искусства свидетельствуют  о своеобразии и самостоятельности  творчества выделившихся из общин ремесленников. В бассейне реки Роси найден интересный клад русских вещей VI – VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде, с узорчатой вышивкой на рубахе. Для многих серебряных изделий VI – VII вв. южнорусских областей характеры сложные композиции человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты сближают славянское искусство VI – VIII вв. с русским народным искусством XVIII – XIX вв.

В VII - VIII вв. возникла потребность в письменности. Славянские князья, находившиеся на византийской службе, начали использовать буквы греческого алфавита для передачи славянских слов. В середине IXв. Византийский миссионер Константин Философ (Кирилл) видел в городе Херсоне в Крыму богослужебную книгу, написанную «руськыми писмены».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Религия

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество  – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого  мира как единого целого.           Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей – курганов. Вера в загробный мир проявлялась в том, что вместе с покойником клали вещи, оружие, пищу, а на могилах ежегодно устраивали поминки в честь священных предков.           Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словесные заговоры, вносились магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть – все эти события в жизни человека сопровождались заклинательными обрядами.  Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту.         Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиня плодородия, ткачества.       Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.            Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.      Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.

     В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.        У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В VI – IX вв. на территории восточных славян возникали города – Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения. Города возникали как торговые центры, затем становились крепостями, бравшими под защиту окрестное земледельческое  население от внешней опасности, затем превращались в административные пункты. Так появилась первая политическая форма на Руси – городские области или волости. Это городское деление не имело племенного происхождения. Киев объединял полян и древлян, Новгород – ильменских словен и кривичей, Смоленск – часть кривичей и радимичей. В результате нового территориального деления, возрастали роль и значение князя и знати.

 В последней четверти IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян: Новгорода и Киева, а также земель расположенных вдоль пути «Из Варяг в Греки». Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. История СССР  с древнейших времен до конца XVIII в.: М. «Высшая школа», 1983г. 184 стр.
  2. История и культура Отечества IX – XX вв: Учеб. пособие: В 2 ч. / В.В. Гуляева, И.И. Шулус, Е.В. Попова и др.; Под редакцией В.В. Гуляевой; Владим. гос. ун-т. Владимир,2001. Ч. 1. 148 стр.
  3. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории»: М. «Рассвет»,1992г. 192 стр. ISBN 5-86948-001-9.
  4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997.  592 стр.
  5. Рыбаков Б.А. «Мир истории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 1987г. 352 стр.



Информация о работе Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия