Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:00, статья
Судьба Восточной Римской империи со столицей Константинополь (бывший Византий), возникшей после раздела 395года, еще при императоре Феодосии I, оказалось совсем иной, нежели судьба Западной империи. Здесь свободные земледельцы долгое время сосуществовали с зависимыми и порабощенными слоями населения Малой Азии, Сирии, Египта и Балкан.
Православие вплоть до VIII в. мало чем отличалось от католицизма. Государственные учреждения и законодательство долгое время сохраняли черты преемственности с учреждениями и законами древних римлян.
ЮО-4.2. Пальгина Д.С.
Восточная Римская Империя: организация власти и управления
Судьба Восточной Римской империи со столицей Константинополь (бывший Византий), возникшей после раздела 395года, еще при императоре Феодосии I, оказалось совсем иной, нежели судьба Западной империи. Здесь свободные земледельцы долгое время сосуществовали с зависимыми и порабощенными слоями населения Малой Азии, Сирии, Египта и Балкан.
Православие вплоть до VIII в. мало чем отличалось от католицизма. Государственные учреждения и законодательство долгое время сохраняли черты преемственности с учреждениями и законами древних римлян.
В центре все управление
сосредотачивалось вокруг императора
– верховного военачальника, законодателя,
судьи, к тому же раздающего титулы
и должности. Функциональные полномочия
чиновников, должности которых, подобно
императорской, тоже не являлись наследственными,
были типичными для самодержавно-
Высшими должностными лицами помимо императора (василевса – греч. царя) были префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев ( Малой Азии и Илларийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Местное самоуправление организовывалось соответственно в префектрурах, диоцезах, провинциях и общинах.
Все должности подразделялись на несколько разрядов. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Иерархия чинов и титулов была приведена в систему в конце XI в. Почетные титулы, не передававшиеся по наследству, делились на четыре разряда, а затем каждый из них еще на строго определенное число рангов. Всего таких рангов было 18. Система рангов напоминала некоторые древние лестницы чинов, например в Китае.
Ряд должностных лиц (евнухи, спальничие) находились как бы наверху иерархии, нередко получали от монарха чрезвычайные полномочия и становились временщиками (правителями с диктаторскими полномочиями). Власть самодержавца не была беспредельной, а равно и столь уж устойчивой для ее обладателей. Обожествлялся трон, место василевса, его ранг, а не сама личность или династия правителей.
Так же установился обычай соправительства: правящий василевс еще при жизни спешил короновать своего наследника, нередко ребенка, чтобы повысить его шансы в занятии трона. Ему присваивали титул цезаря. Эту традицию расстраивало засилье временщиков, которое причиняло значительный ущерб управлению в центре империи – умаляло значение центральных ведомств (военного, финансового, внешнеполитического) и администрации на местах. Временщики везде расставляли своих людей. Все это дискредитировало власть монарха и провоцировало мятежи. За тысячелетнюю историю империи две трети самодержавцев были лишены престола не по своей воле: с помощью яда, заточения в монастырь, утопления, ослепления или оказавшись жертвами тайных заговоров.
В провинциях власть подразделялась на две – гражданскую и военную. Сходное управление имело место в древнеассирийской и римской державах. Военачальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными. В первые века, под воздействием почти ежегодных вторжений арабов армия была разделена на элитную экспедиционную гвардию и остальные корпуса, именуемые фемами. В этом случае каждый корпус возглавлял стратег (генерал), который обладал одновременно военной и гражданской властью над армейским округом. Фемные войска быстро превратились в территориальные армейские подразделения, и солдаты этих войск стали сборщиками налогов. Обеспечение армии устойчивым жалованием-наживой привело к быстрому истощению ресурсов в районах ее размещения. Городская жизнь и торговля пришли в упадок.
Налоги с населения составляли основную статью пополнения государственной казны помимо военной добычи и торговых сборов. Они исчислялись в зависимости от размеров пахотной земли, ее качества и количества рабочих рук. Регулярно каждые 15 лет устраивали проверки имущественного положения налогоплательщиков и соответственно меняли размеры налогов.
Верховная власть все время признавалась за императором. Его исключительные полномочия находили подкрепление в формуле, возникшей еще в III в.: «То, что угодно императору, имеет силу закона». Император считается помазанником Божьим, его власть именовалась единодержавной (автократической, самодержавной), но не была наследственной. Его избирал синклит (совет) из крупных сановников (членов сената) и войска, а так же представителей знати административных округов (димов).
Выборный характер власти императора сильно подрывал устойчивость верховной власти, однако на протяжении столетий Византия оставалась страной устойчивых традиций и политической культуры.
Таким образом, хронология социальной и политической истории империи предстает в следующем виде:
Информация о работе Восточная Римская Империя: организация власти и управления