Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть падение династий Мин и крестьянское восстание Ли Цзычэна.
2. Изучить недостатки Тайпинского государства
3. Роль руководителей Тайпинского государства в поражении Тайпинского восстания.
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------3—4
1. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ТАЙПИНСКОГО ВОССТАНИЯ-----4-15
1.1 Падение династии Мин
1.2 Завоевание Китая маньчжурами
1.3 Причины Тайпинского восстания
2. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОБРАЗОВНИЕ ГОСУДАРСТВА ТАЙПИНОВ В КИТАЕ-------------------------------------------------------------15---22
2.1 Борьба тайпинов против маньчжурского господства
2.2 Образование тайпинского государства
2.3 Северная экспедиция тайпинов и восстания тайных обществ
3. ИНТЕРВЕНЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ И РАЗГРОМ ТАЙПИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ--------------------------------------------------22---30
3.1 Раскол в лагере тайпинов
3.2 Борьба с иностранной интервенцией
3.3 Оборона Тайпин тяньго
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------30---31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ-------------------------31---32
Опираясь на поддержку широких народных масс, тайпины героически боролись с правительственными войсками и иностранными интервентами. Некоторые города, например Цинпу, по нескольку раз переходили из рук в руки. Войска Ли Сю-чэна полностью разгромили в провинции Цзянсу пятитысячный отряд противника и в мае 1862 г. заняли города Цзядин и Наньсян; англо-французские войска, занимавшие эти города, подожгли их и отступили к Шанхаю.
Однако общая обстановка складывалась неблагоприятно для тайпинов. С одной стороны, им противостояли объединенные силы маньчжуро-китайских феодалов и иностранных захватчиков, намного превосходившие их в вооружении (особенно в артиллерии). С другой стороны, в тайпинском государстве все более ясно обнаруживалась слабость общественного строя. Тайпины стремились создать государство на демократических основах, однако установленная ими форма правления создавала большие возможности для развития имущественного неравенства и образования новой эксплуататорской верхушки. Высшие военные и гражданские чиновники получили возможность обогащаться за счет поборов с крестьян. В государственном аппарате тайпинов развивалось взяточничество, усилилось разложение.
К середине 1863 г. северное побережье Янцзы оказалось почти полностью под контролем правительственных войск. Отряды Цзэн Го-фаня, аньхойского помещика Ли Хун-чжана и других феодалов совместно с иностранными интервентами сжимали кольцо вокруг тайпинской столицы Нанкина. В январе 1864 г. враги тайпинов захватили с помощью предателей город Сучжоу; тогда же войска Ли Хун-чжана заняли Уси. Понимая невозможность удержать за собой приморские провинции Цзянсу и Чжэцзян, где иностранным интервентам было особенно удобно действовать, Ли Сю-чэн предлагал прорваться из района Нанкина в провинции Хубэй и Цзянси (среднее течение Янцзы), чтобы укрепиться там и продолжать борьбу. Однако глава тайпинского государства Хун Сю-цюань отверг этот план и, считая положение безвыходным, покончил жизнь самоубийством.
Героическую оборону Нанкина возглавил Ли Сю-чэн. Под его руководством тайпины осуществили удачную вылазку, отбив атаки войск противника. Но на стороне последних был огромный перевес. 19 июля 1864 г. правительственные войска ворвались в город и учинили над его населением жестокую расправу. Многие мирные жители Нанкина были убиты. Раненый тайпинский полководец Ли Сю-чэн был схвачен в окрестностях Нанкина, брошен в тюрьму и затем подвергнут мучительной казни. Перед казнью он написал свою биографию - выдающийся документ тайпинской эпохи [1, с. 122].
Войска тайпинов, действовавшие в других районах, были также разгромлены. Спастись удалось только группировке тайпинских войск в районе Ханьчжуна (провинция Шэньси) под командованием Лай Вэнь-гуана и Чэнь Дэ-цая; в 1864 г. она объединилась с отрядами няньцзюней. Командование объединенной армией после гибели Чжан Ло-сина перешло к Лай Вэнь-гуану. Эта армия в 1865 г. дважды нанесла тяжелые поражения цинским войскам в Шаньдуне и Хубэе.
В октябре 1866 г. в Хэнане армия няньцзюней разделилась на две колонны: западную, направившуюся в Шэньси и Ганьсу, и восточную, действовавшую в районе Хэнань-Хубэй. Предполагалось, что восточная колонна, пройдя через Хубэй, Юньнань, Сычуань, соединится с западными няньцзюнями и создаст новое обширное повстанческое государство. В начале 1867 г. восточные няньцзюни одержали ряд крупных побед над цинскими войсками в Хубэе. Однако весной няньцзюни под натиском превосходящих правительственных войск отступили в Хэнань, а летом 1867 г. - в Шаньдун, где рассчитывали запастись провиантом и пополнить свои ряды. В октябре 1867 - январе 1868 г. огромной цинской армии с помощью американских, английских и французских инструкторов, иностранного оружия и флота удалось разгромить восточную колонну, которой командовал Лай Вэнь-гуан. Тогда же западная колонна прошла из Шэньси в провинцию Чжили и подступила к Пекину. Цинское правительство вынуждено было объявить столицу на осадном положении. Однако численно превосходящие силы цинских войск вскоре разгромили западную колонну армии няньцзюней.
В 1872 г. цинское правительство с большим трудом подавило восстание крестьян народности мяо в Гуйчжоу, продолжавшееся 18 лет.
Еще в 1855 г. в Юньнани вспыхнуло антиманьчжурское восстание народности хуэй (пантай), исповедовавшей ислам. В результате восстания было создано мусульманское государство с центром в городе Дали, которое возглавил Ду Вэнь-сю. Маньчжурскому правительству удалось подавить это восстание лишь в 1873 г.
Крупное восстание дунганского народа вспыхнуло в 1862 г. Оно было поддержано широкими массами дунган и охватило обширную территорию провинций Шэньси и Ганьсу. В середине 60-х годов центр восстания переместился в Синьцзян (Кашгария и Джунгария), где к повстанцам примкнули уйгуры и другие народности. Но руководство восстанием захватили местные феодалы и представители мусульманского духовенства, придав ему характер религиозной войны против китайцев. На юге Синьцзяна, в Кашгарии, с 1866 г. обосновался кокандский феодал Якуб-бек, создавший независимое государство, которое было признано Англией, Турцией и Россией. В Джунгарии правили дунганские феодалы. В конце 70-х годов маньчжурские войска вновь покорили Синьцзян.
Многочисленные народные восстания, происходившие в Китае одновременно с тайпинским движением, серьезно угрожали господству маньчжурских и китайских феодалов, но отсутствие единства действий между участниками этих восстаний и тайпинами ослабляло силы антиманьчжурского движения. Не всегда правильное отношение руководителей Тайпин тяньго к повстанцам, сражавшимся плечом к плечу с тайпинами, а также враждебность к китайцам руководителей национальных восстаний препятствовали объединению освободительных выступлений различных народностей Китая в единый могучий поток, который мог бы уничтожить власть маньчжурского правительства [6, 236].
В итоге тайпины потерпели поражение. Народные массы Китая, несмотря на героическую борьбу, не смогли победить маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов. Маньчжурские и китайские помещики удержали в своих руках власть над китайским народом. Английские, французские и американские колонизаторы могли продолжать дальнейшее закабаление Китая.
При всем этом движение тайпинов сыграло огромную прогрессивную роль: оно потрясло основы феодального строя на обширной территории Китая, явилось важным историческим этапом антифеодальной и национально-освободительной борьбы китайского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях унижения Поднебесной и коллапса финансовой системы, спровоцированного неравноправным режимом торговли с европейцами, авторитет правящей Цинской династии упал до предела. По стране распространялись различные секты и религиозные движения. Одна из них во главе со школьным учителем Хун Сюцюанем, находившимся под сильным влиянием христианских доктрин, подняла восстание против «прислужников сатаны» (цинов-маньчжуров). Своей целью эта квазихристианская секта провозгласила создание «государства небесной справедливости» («Тайпин Тянь-го»), а движение получило название «восстание тайпинов». В 1853-м тайпины захватили Нанкин, создав на территории Китая фактически два государства.
До сих пор не понятно, чем считать движение тайпинов: последним в истории человечества крупным крестьянским средневековым восстанием под утопическими лозунгами или первой попыткой создать протомарксистский режим в Азии за двадцать лет до Парижской коммуны? Программа тайпинов носила ярко выраженный характер первобытного коммунизма (отмена частной собственности, социальных и государственных институтов, создание сельскохозяйственных и ремесленных коммун) и уже в ХХ веке была полностью реализована председателем Мао в ходе «большого скачка» и культурной революции. Но тайпинское общество вовсе не было таким справедливым, как это провозглашалось его лидерами. Очень быстро среди равных тайпинов нашлись «более равные»: выделилась знать из числа военных командиров (ван); они обзавелись привилегиями, гаремами и собственностью. Сам Хун Сюцюань организовал двор по типу маньчжурского и уже мало чем отличался от цинского богдыхана.
Своими коммунистическими экспериментами тайпины оттолкнули от себя многих ханьцев, враждебно настроенных в отношении маньчжур: мелких помещиков и землевладельцев, торговцев, бюрократию, средние городские слои. Все они примкнули к цинам. В это время силы основных европейских держав были скованы Крымской войной и цинское правительство усилило нажим на европейцев и христианских проповедников, которых считали виновными в появлении идеологии тайпинов. 1856-1857 годы стали решающими для истории Китая и судьбы Цинской державы: тайпины втянулись в междоусобную борьбу, не смогли соединиться с другими повстанческими армиями на юге страны и в конечном итоге потеряли время, необходимое для овладения стратегическими районами в долине Янцзы и Пекином.
После заключения Парижского мирного договора руки у Англии и Франции были развязаны. Их военно-технологическое преимущество еще более возросло: в европейской армии на вооружение было взято нарезное оружие. На флоте внедрялись винтовые суда. Но следует отметить, что китайцы далеко продвинулись в области организации огневых систем и фортификации. Война на два фронта - против тайпинов и европейцев - сделала позицию центрального правительства безнадежной. В 1860 году был даже оккупирован Пекин. В результате союзникам удалось навязать Китаю Тяньцзинский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры, которые окончательно закрепили положение Китая как полуколониальной страны.
Последствия Тайпинского восстания были поистине трагичны. Обширные районы страны обезлюдели и лежали в руинах. За время гражданской войны по разным оценкам погибло 15 - 20 млн. человек.
Имели ли тайпины шансы одержать победу в борьбе и если да, то, как могла повлиять их победа на дальнейший ход китайской истории? Думается, что такой шанс у них был, достаточно сослаться на пример, связанный с историей прихода к власти минской династии. И сами факты истории тайпинского государства убеждают, что в 1856 г. правление цинской династии едва удерживало власть. С другой стороны, некоторые обстоятельства заставляют усомниться в том, что в случае прихода к власти тайпинам удалось бы удержать ее надолго. Слишком радикальным был вызов, брошенный ими устоям китайской государственности и культуры, что сделало их врагами и шэныии, недовольных правлением маньчжурской династии, и простых крестьян, которые не хотели отказываться от привычных верований предков. Тем не менее, победа тайпинского дела означала бы не что иное, как восстановление, правда, в иной форме, но все-таки традиционной китайской деспотии.
Таким образом, власть тайпинов на части территории Китая просуществовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армий потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом -- широкую поддержку народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. - М: «Юристы», 1998.
2. Бокщанин А.А. Удельная система в позднесредневековом Китае. - М., 1986.
3. Венюков М.И. Очерки современного Китая. СПб. - М., 1974.
4. Вопросы истории Китая. - М., 1981.
5. Всемирная история. - М., 1965.
6. Всемирная история. - М., 1959.
7. Галанза П. Н. История
государства и права
8. В.В.Баратолинский протокол 1882 г.как источник по формированию казахско китайской границы // Изв.Нац.акад.наук Республики Казахстан. Сер.обществ. наук, 1995, №2, с. 59 -65 .
9. Ефимов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. Изд.2-е испр. и доп. - М., 1951.
10. История государства и права зарубежных стран Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова. - М., 1991.
11. История государства
и права зарубежных стран. - II т.
Издательство Московского
12. Илюшечкин В. П. Крестьянская война тайпинов. - М., 1967.
13. Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Изд. 2-е. - М., 1950.
14. Китай в новое и новейшее время. - М., 1981.
15. Китай: государство и общество. - М., 1977.
16. КНР. Краткий исторический очерк (1949-1979). - М., 1980.
17. КНР. Справочник. - М., 1989.
18. Мировицкая Р.А.Китайская государственность. - М., 1975.
19. Новая история Китая. - М., 1972, с. 122-207.
20. . Панюшкин А.С.Записки посла: Китай (1939-1944). - М., 1981.
21. Рахимбеков Б.В Москву, с приветом из Шанхая // Новое поколение, №16, 1997, с. 3 .
22. Сидахметов В.Я Китай: Страницы прошлого. - М., 1987
23. . Симоновская.. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М., 1974.
24. Скачков К.А. Пекин в дни тайпинского восстания. Из записок очевидца. - М., 1958
25. . Социальная организация в Китае. - М., 1981
26. . Стужина Э. П.
Политика Китайского
27. Тайпинское восстание 1850-1864. Сборник документов. - М., 1960
28. . Тепкина Н.И Институты родства в традиционном Китае. Социальная организация в Китае. - М., 1981.
29. Фан Вэнь-лань. Новая
история Китая. Пер. с
30. Фань Вэнь Лань. Новая история Китая 1840-1901. - М., 1955.
31. Черниловский З.
М. Всеобщая история государств