Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:58, доклад
П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», -- воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», -- воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
Многогранность
творчества Моцарта. Творчество Моцарта
поражает своей многогранностью. Несмотря
на короткую жизнь (Моцарт прожил неполных
36 лет), он создал множество произведений
во всех существовавших в его эпоху жанрах
и формах. Но, в отличие от Гайдна, основное
значение которого заключалось в области
инструментально-симфонической и камерной
музыки, Моцарт оставил во всех жанрах,
в которых он писал, произведения непреходящего
значения. Его симфонии, квартеты, трио,
сонаты, концерты, оперы, произведения
для хора с оркестром (особенно знаменитый «Реквием»)
одинаково значительны и до сих пор глубоко
воздействуют на слушателей.
Национально-культурные
связи. Важнейшей особенностью художественного
облика Моцарта является широта и многогранность
его национально-культурных связей. Моцарт
-- представитель венской классической
школы XVIII века, которая в его лице нашла
свое высшее выражение. Но, в отличие от
Гайдна, вся жизнь которого почти не выходила
за пределы австрийских владений, Моцарт
с раннего детства начал посещать разные
европейские страны. Пребывание Моцарта
в Италии, Франции, Германии сказалось
на его творчестве. При прочной и ясной
австрийской музыкальной основе, которая
сама по себе является многонациональной
(сочетающей южнонемецкие, венгерские
и славянские элементы), Моцарт воспринял
то, что он слышал, видел, наблюдал в других
странах. Так, в мелодике Моцарта много
итальянских влияний. Можно услышать в
ней и тонкие связи с французской музыкой,
со славянскими музыкальными культурами.
Но все это в музыке Моцарта
стало «своим», вошло в нее в качестве
органической, неотъемлемой части. Все,
что было жизненно и нужно, Моцарт переработал,
создав свой неповторимо своеобразный
творческий стиль. Музыка Моцарта, обнаруживающая
множество связей с разными национальными
культурами, никогда и нигде не становится
эклектической, везде и во всем она носит
печать национальной принадлежности и
творческой индивидуальности великого
композитора.
Моцарт и Гайдн. Принадлежа к следующему после Гайдна поколению (Моцарт был моложе Гайдна на 24 года) Моцарт создал музыку, представляющую собой новый и исторически более зрелый этап в развитии музыкального искусства, несмотря на то, что поздние сочинения Гайдна (« Лондонские» симфонии, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») написаны после смерти Моцарта.