Внутренняя политика Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

При Иване Третьем русские покончили с татарским игом. Однако на протяжении всего столетия южные пределы страны и даже Москва подвергались нападениям кочевых орд. Россия значительно отставала от стран Западной Европы. Но культура развивалась. Её успехи в сфере летописания и книгопечатания, литературы, живописи и архитектуры, прикладных искусств были весьма значительны.

Оглавление

1)Введение - стр.2
2)Внутренняя политика Ивана Грозного:
-Судебник – стр.3-6
-Военная реформа – стр.7-9
-Приказы. Реформы центрального управления – стр.10-11
-Церковная реформа – стр.12-13
-Учреждение опричнины – стр.14-17
-Итоги опричного правления – стр.18-20
3)Заключение – стр.21
4)Список использованной литературы – стр.22

Файлы: 1 файл

ольга.docx

— 36.08 Кб (Скачать)

    Штат каждого  приказа составляли дьяк, подьячие  и писцы от двадцати до пятидесяти  человек.

    Боярская  дума контролировала деятельность  приказов, периодически посылая  туда окольничих и бояр. По  существу приказы стали разветвленной  канцелярией думы, которая превращалась  в высший орган государственной  власти.

    Характерной  чертой системы приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций. Но несмотря на всю противоречивость и запутанность приказной системы, она усилила роль государства в управлении страной.

 

Церковная реформа.

    Централизация  государственной власти вновь  поставила вопрос о месте церкви  в государстве.

    Пожалуй,  главным злом была исконно-русская  беда- пьянство. Как следует из  документов того времени пьяные  попы во время службы вели  себя неблагочестиво. В монахи  постригались ради того, чтобы  вдалеке от общественности вести  разгульную жизнь,  строить себе  на территории монастырей особые  «избы». К тому же процветало взяточничество, ростовщичество, незаконное овладение землями с крестьянами, растраты и другие прегрешения.

    Царь Иван  Четвертый и митрополит Макарий  созвали в 1551г. церковный собор,  в котором наряду с духовенством  присутствовали бояре и их  дети. Сборник его решений состоял  из ста глав, поэтому в историю  он вошел под названием стоглавого. По предложению царя, нуждавшегося  в поддержке церкви, Собор одобрил  Судебник и начавшееся проведение  реформ.

    Поставлено  было ввести «поповских старост», которые станут следить, чтобы службы велись с подобающим благолепием, а также за моральным обликом духовенства. Было принято решение об открытии училищ для обучения грамоте. Монастырскую казну взяли под контроль царских дворецких. Запретили духовенству заниматься ростовщичеством.

    В те  же годы под руководством митрополита  Макария были составлены многотомные «Четьи-Минеи»- упорядоченные жития святых, духовная энциклопедия того времени, сыгравшая для русской культуры огромную роль. Было канонизировано около сорока святых, которые из «местночтимых» стали общерусскими. На Стоглавом соборе правительство открыто поставило вопрос о дальнейших судьбах монастырского землевладения. В центральных уездах страны монастыри успели завладеть многими землями. Ни в одной стране, писали иностранцы, не было такого количества монастырей и монашествующей братии, как в России того времени.

    Реформаторам  удалось лишь частично осуществить  свои замыслы. В мае 1551г.  был издан указ о конфискации  всех земель и угодий, переданных  Боярской думой епископам и  монастырям после смерти Ивана Третьего. Закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Задавшись целью воспрепятствовать выходу земель «из службы», власти ввели ограничения в отношения княжеско-вотчинного землевладения. Князьям запрещалось продавать и отдавать свои вотчины в пользу церкви без особого на то разрешения. Земли, уже переданные монастырям без доклада, подлежали конфискации для последующей раздачи в поместье.

    Таким  образом, в вопросе о монастырском  владении утвердилась линия на  его ограничение и контроль  со стороны царя.

 

Учреждение  опричнины.

    В начале 60-х гг. Иван Четвертый прекращает  политику реформ, полагая, что  они идут недостаточно быстрыми темпами. Он также твёрдо стоит на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к становлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Также его очень настораживали самостоятельные действия и позиции, занимаемые Курбским, Адашевым, Сильвестром. Маниакальная подозрительность делала Ивана Четвертого восприимчивым к разного рода наговорам, которые затем оборачивались обвинениями в адрес часто ни в чём не повинных людей, их опалами и жестокими казнями. Повсюду царю мерещились измены и заговоры.

    Усиление  стремления к самодержавию было  вызвано начавшимися в ходе  Ливонской войны военными неудачами,  бегством в Литву князя А.Курбского.  Неудачные попытки мобилизовать  все ресурсы тыла, растущее в  стране недовольство увеличившимися  налогами также вынуждали царя  форсировать темпы централизации  власти. Но для установления абсолютной  власти царя в стране не  было ещё условий: регулярной  армии, полиции, судебных органов,  церкви, ставшей частью государственного  аппарата. Поэтому Иван Четвертый выбрал путь, соответствовавший его личным представлениям о взаимоотношении власти и общества. Политика, проводимая им, с середины 60-х гг. получила название опричнины.

    В январе 1565г. из подмосковной царской  резиденции села Коломенского  через Троице-Сергиев Монастырь  царь выехал в Александровскую  слободу. Оттуда он обратился  в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству  и Боярской думе, Иван Четвертый  сообщал об отказе от власти  из-за измены бояр и просил  выделить ему особый удел- опричнину  (от слова «опричь» - кроме. Так  называли удел, выделявшийся вдове  при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращённом к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении, обвиняя князей и бояр в измене. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на опричнину и земщину.

    В опричнину  Иван Грозный включил наиболее  важные земли: поморские города, города с большими посадами  и важные в стратегическом  отношении, а также наиболее  экономически развитые районы  страны. На этих землях поселились  дворяне, входившие в опричное  войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их сёдлам были привязаны собачьи головы и мётлы, символизирующие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

    Учреждая  опричнину, Иван Грозный выговорил  себе право казнить бояр без  суда и следствия, что и было  главной его целью. Начались  опричный террор, казни, ссылки. Сразу  после начала опричнины была  разгромлена суздальская группировка,  Шуйские, был ликвидирован Старицкий  удел.

    В 1566г.  на Земском соборе было высказано  недовольство опричниной. После этого последовали новые казни. Против опричнины выступил митрополит Филипп, он отказал царю в благословении, после чего был сослан в Тверской Отрочь, монастырь. Там он был задушен Малютой Скуратовым.

    Жесточайшему  разгрому подверглись центр и  северо-запад русских земель, где  боярство было особенно сильным.

    В декабре  1569г. Иван Грозный предпринял  поход на Новгород, жители которого  хотели якобы перейти под власть  Литвы. По дороге разгрому подверглись  Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие  казни прошли в Москве 25 июня 1570г.  Казнили около двухсот человек.  В самом Новгороде погром длился 40 дней. Лютой смертью полегли тысячи жителей, дома были разграблены, церкви сожжены.

    Однако  попытка грубой силой разрешать  противоречия в стране могла  дать лишь временный эффект. Она  не уничтожила окончательно боярско-княжеское  землевладение, хотя сильно ослабило  его мощь: была подорвана политическая  роль боярской аристократии. До  сих пор вызывает ужас и  содрогание произвол и гибель  многих неповинных людей, ставших  жертвами опричного террора. Опричнина  привела к ещё большему обострению  противоречий внутри страны, ухудшила  положение крестьянства и во  многом способствовала его закрепощению.

    В 1571г.  опричное войско не смогло  отразить набег крымских татар, которые сожгли Москву. Это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Всё это привело к тому, что в 1572г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это слово.

    Опричная  политика привела к разорению  страны. В этих условиях государство  увеличивает налоги и повинности. Ответом на это стало массовое  бегство крестьян и горожан  на  окраины страны, что вело к уменьшению тягово-надельной пашни. Уменьшение численности тягового населения, рост поместной системы вынудили государство пойти по пути создания государственной системы крепостного права. В 1581г были введены «заповедные годы», когда запрещался переход крестьян в Юрьев день. Запрет перехода распространялся не только на владельческих, но и на черносошных, дворцовых крестьян и на посадское население.

    В 1581г.  начинается валовое описание  земель и составление писцовых  книг. К 1592г. завершается составление  писцовых книг, куда вносились  имена крестьян и горожан, владельцев  дворов. Власть, проведя перепись, могла  организовывать розыск и возвращение  беглых. В 1597г. был издан указ  о пятилетнем сроке сыска беглых  крестьян. По этому указу крестьян  возвращали прежним владельцам  в соответствии с записями  в писцовых книгах. Если за  пять лет крестьянин не был  найден, то он оставался у нового  владельца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИТОГИ ОПРИЧНОГО ПРАВЛЕНИЯ

    Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

    Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации:

- ослабло влияние  титулованного московского боярства;

- со смертью Владимира  Старицкого исчезло последнее  удельное княжество; 

- с низложением  митрополита Филиппа Колычева  нарушались прежние отношения  государства и церкви;

- с разгромом Новгорода  окончательно подрывалась общественная  самодеятельность «третьего сословия».

    Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели. Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено. По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывались. В Московском уезде, по писцовым книгам, обрабатывалось лишь 15% пашни.

    В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7-9 млн. жителей).

    В-четвертых, опричнина, разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581 г. был издан указ «о заповедных летах», в которых запрещались переходы крестьян. Помещики, потеряв часть людей, пытались получить большой оброк с оставшихся. Дабы прикрепить крестьян к земле, правительство прибегает к составлению писцовых книг. В них содержалось хозяйственное описание земель для податного земельного обложения. Теперь на основании этих книг крестьяне прикреплялись к землям, на которых они обитали при введении заповедных лет.

    В-пятых, были подорваны резервы России в целом. Еще в 1565 г. Иван Грозный взял с земщины себе «на подъем» 100 тыс. рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

    Успех политики Ивана Грозного состоял, по мнению С.Ф. Платонова, в том, что опричнина покончила с политическим господством боярства. Эта точка зрения получила широкое распространение в современной исторической литературе и подтверждается данными источников. Так, в знаменитом Синодике (поминальном списке) казненных в период наивысшего разгула опричного террора (1567 - 1570), составленном по приказу Ивана Грозного в 1583 г. и впоследствии реконструированном российскими историками, из 3,3 тыс. человек приблизительно две трети не принадлежали к боярству, а являлись представителями низших сословий. Боярство находилось на авансцене политической жизни страны и, естественно, в первую очередь стало жертвой опричного террора. Однако те его представители, которые доказали свою лояльность по отношению к царю, избежали репрессий, многие из них вступили в опричнину.

    Опричнина обернулась также и политическим кризисом. Она расколола высшие слои общества, породила борьбу между сторонниками и противниками опричной политики. Эта политическая нестабильность ослабляла государство и была чревата серьезными социальными катаклизмами. Опричнина подрывала нравственные устои общества. Предательство, доносительство, наушничество, бессудные казни, пытки, откровенный разбой, полнейший произвол опричников создавали атмосферу подозрительности, страха, ненависти, дезинтегрировали общество.

 

Заключение.

Информация о работе Внутренняя политика Ивана Грозного