Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:00, реферат
Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек, он сам творец своего будущего и своей истории.
Введение 3
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I . 5
Преобразование органов центрального управления. 5
Крестьянский вопрос. 11
Переход к реакции. 14
Заключение 17
Список литературы 18
Министерство образования и науки российской федерации
Новосибирский
государственный университет
Институт менеджмента
Кафедра истории и политологии
Тема: «Внутренняя политика Александра I».
Содержание
Тема: «Внутренняя политика Александра I». 1
Введение 3
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I . 5
Преобразование органов центрального управления. 5
Крестьянский вопрос. 11
Переход к реакции. 14
Заключение 17
Список литературы 18
Каждый народ вправе гордиться
своей историей. Но история русского
народа неповторимая, особенная, самобытная.
Ее тысячелетиями создавали наши
предки, они формировали
Без прошлого нет будущего.
Эти временные пояса связывает живущий
ныне человек, он сам творец своего будущего
и своей истории.
Тридцать одно поколение создавало
русскую историю; с 862 года года образования
Русского государства, до 1917 года года
крушения Российской империи. Каждое из
этих поколений внесло свой вклад в общее
дело.
Были у России и взлеты, и падения.
Порой наступали критические периоды,
грозящие исчезновением нашего государства.
Но нет, страна боролась, выживала и крепла!
С современных позиций мы смотрим
на роль личности в истории. Опасно переоценивать,
но нельзя и недооценивать значение того
или иного государственного деятеля в
развитии страны. Последние 300-летие русской
дореволюционной истории связывают с
Романовыми. Оно так и есть, хотя развитие
общества шло по своим законам. За этот
период Россия минула феодализм и вступила
на капиталистический путь развития, который
в 1917 г. был прерван революцией.
Допетровский период правления
Романовых характеризуется становлением
государства, которое копило силы для
впечатляющих перемен. С именем Петра
I, великого преобразователя России, мы
связываем грандиозные успехи страны.
Это был поистине прорыв во всех областях
- в науке, технике, экономике. Россия, наконец-то,
воспряла ото сна и на весь мир властно
заявила о себе. Многое сделала для развития
начинаний Петра Алексеевича Екатерина
II.
Но наивысший подъем Российского
государства приходится на первую четверть
19 века. Это связано с исторической победой
русского народа в Отечественной войне
1812 года. Все страны Европы приветствовали
победительницу. России не было равных
по силе в эту эпоху. Именно в данный период
нашей истории царствовал Александр I.
Александр I одна из самых загадочных
фигур в русской истории. Вероятно, ни
о ком из государей не высказывали столько
противоречивых суждений соотечественники
и иностранцы, современники и нынешние
исследователи, для многих он так и остался
неразгаданным Сфинксом.
Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр. За рубежом личность и правление Александра I, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ. В данной работе в основном использовались труды Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Витте С.Ю., из зарубежных - Труайя А., который признан на Западе знатоком русской литературы и истории.
Россия вступила в XIX в. не только с сохранившимся в неприкосновенности самодержавным строем, но и с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени. В структуре государственных органов царили неразбериха и неопределенность функций. Возникавшие в течение длительного времени и без определенного плана государственные учреждения не имели ясно очерченной сферы деятельности и четких пределов своей компетенции. Их внутренняя структура не была единообразна, а, напротив, была хаотична. Уже к концу царствования Павла I людям, причастным к управлению страной, было ясно, что в таком виде государственная машина дальше работать не может. И тут на политической арене возникает молодой император Александр I.
«Первые шаги Александра I были реакцией против ряда проявлений павловского деспотизма, возвещенной манифестом об управлении «по законам и по сердцу Екатерины Великой» 30 марта последовало учреждение «непременного совета» для рассмотрения государственных дел и постановлений. Этот совет должен был пересматривать принятые законы и вырабатывать новые проекты. Но это учреждение не сыграло предназначенной ему роли и существовало только на бумаге.
Итак, первое десятилетие XIX века, характеризующееся попыткой создать орган, который ограничивал бы произвол самодержавия, не оправдало ожиданий народа. С первых же действий нового царя наблюдается двойственность его политики: с одной стороны, активные попытки усовершенствовать существующий государственный строй, с другой - эти начинания не доводятся до конца, а порой остаются только на бумаге.
У Александра с юношеских
лет было намечено свое правительство.
Он призывает к сотрудничеству трех
своих друзей – Строганова, Новосельцева,
Чарторыйского, а позже – Кочубея.В
таком вот «негласном комитете»
и будут в дальнейшем разрабатываться
программа и проекты нового царствования.
В беседах Негласного комитета Александр
оттачивал свои мысли, проверял убеждения,
корректировал их. Эти встречи
сначала проводились тайно от
всех, даже царствующего в то время
Павла, что свидетельствовало
Начало царствования Александра I нельзя представить без фигуры М.М.Сперанского. Будучи советником императора по административным делам, он разрабатывал проекты преобразования внутриполитического устройства страны. Проекты были очень продуманными и в случае их реализации, государственная система представляла бы собой стройный, налаженный, с четко разграниченными функциями механизм. Но планам Сперанского не суждено было осуществиться до конца. Да и вообще в большинстве случаев от проекта какой-либо государственной инстанции оставалось лишь название. Влияло множество разнообразных факторов: боязнь императора потерять полноту своей власти, недовольство ближайших советников Александра, неуступчивость дворянства, особенности российского бюрократизма, война и др.
В 1802г. была проведена реформа
существующего государственного строя,
по которой коллегии были заменены
министерствами. Однако неудача этой
реформы была предопределена изначально
поспешностью в ее проведении, неопытностью
советников Александра. Министерская
реформа была обусловлена усилением
центральной власти, которая предполагала
приступить к широким преобразованиям,
но не рассчитывала на поддержку общества
и поэтому нуждалась в
В январе 1810 года было объявлено
о создании нового органа – Государственного
Совета и состоялось его первое заседание.
Государственному Совету предназначалась
функция законосовещательного органа.
В первом отделении текста документа
«Образование Государственного совета»
говорилось: «В порядке государственных
установлений Совет составляет сословие,
в коем все части управления в
главных их отношениях к законодательству
соображаются и чрез него восходят
к верховной императорской
Одно из центральных мест
в системе высших государственных
учреждений занимал Сенат. По указу
27 января 1805 года Сенат делился на
девять департаментов. Судебные департаменты
имели одинаковые права. Распределение
дел между ними происходило по
территориальному признаку. Второй департамент
рассматривал апелляции по гражданским
делам 8 северо-западных и северных
губерний. Третий департамент был
высшим гражданским судом для 12 губерний
Прибалтики, Украины и Белоруссии.
Четвертый – для 9 губерний Поволжья,
Сибири и Урала.Пятый департамент
был апелляционной инстанцией по
уголовным делам для 27 губерний
Европейской России. Шестой – для
остальных 27 губерний Европейской России
и Кавказа.Седьмой и восьмой
департаменты занимались гражданскими
делами. Первый департамент занимал
ведущее место в Сенате. Он ведал
обнародованием законом, проводил сенаторские
ревизии, с целью проверки состояния
отдельных учреждений или губерний.
«Сенаторские ревизии были важной составляющей
внутренней политики, так как Сенат
не только следил за исполнением общих
государственных законов, но и контролировал
деятельность всей государственной
машины». Кроме того Первый департамент
руководил рекрутскими
Отечественная война 1812 года отодвинула внутриполитические проблемы на второй план, и лишь после завершения антинаполеоновских войн император снова смог вернуться к государственным реформам. Александр I планировал ввести в России конституционное устройство. Своего рода репетицией было введение конституции в Царстве Польском. Для разработки конституции в Царстве Польском не был создан какой-либо специальный орган. Первый проект конституции был плодом творчества польской аристократии, он был неосуществим в силу своих огромных размеров и необоснованных запросов. Переделка проекта была поручена особой комиссии, состоящей из польских сановников. Усовершенствованный проект был вновь представлен Александру для изучения. «Ш. Аскенази пишет, что «на полях этого проекта почти против каждой статьи Александр карандашом сделал примечания». Все они, по свидетельству историка, сводились к расширению прав самодержца и сужению самостоятельности представительных учреждений». Наконец, отредактировав уже в третий раз текст, Александр I 15 ноября 1815 года утвердил конституцию Царства Польского. По конституции польский народ будет иметь народное представительство – сейм, состоящий из царя и двух палат. Верхняя палата – Сенат. Его члены назначались императором пожизненно. Сенат выполнял законодательные функции. Нижняя палата сейма – палата депутатов и послов. В конституции оговаривалось приобретение избирательных прав (их получали все дворяне, достигшие 21 года и обладающие недвижимой собственностью, остальные граждане, имеющие недвижимость и уплачивающие за нее налог, все настоятели и викарии, профессора, учителя, художники).Статьи, посвященные взаимоотношениям сейма и императора, носили двойственный характер: одни статьи закрепляли за царем только исполнительную власть, другие расширяли пределы компетенции царя, например, уравнивали его с сеймом в вопросах законодательства, третьи – вообще провозглашали приоритет верховной власти над сеймом. Таким образом, во введении конституции в Польше прослеживается тенденция к соединению неограниченного самодержавия с конституционным устройством в такой мере, что, даже дав конституционные права, решающее слово было оставлено за верховной властью. Но несмотря ни на что даже с такими ограничениями польская конституция 1815 г. была очень смелым шагом вперед. 15 марта 1818 г. состоялось открытие первого общепольского сейма. На открытии император произнес речь, где высказал свои планы на введение конституционного устройства и в России. Эта речь вызвала множество недовольных отзывов. Дворянство испугалось за свое положение, сановники считали, что для введения конституции Россия еще не дозрела, помещики видели близящееся освобождение крестьян, но при этом никто не мог поверить, что император хочет добровольно ограничить свою власть. Закрывая сейм, Александр высоко оценил его деятельность и сообщил, что польский опыт пригодится ему в будущем, тем самым напоминая всем о своем обещании. Началась подготовка проекта российской конституции под предводительством Новосильцева. Решение практически приступить к реализации данных Александром обещаний далось только после серьезных размышлений, ведь император понимал, что никто из аристократии и чиновничества его в этом деле не поддержит. Поэтому и важен этот шаг к новому устройству – Александр надеялся на осуществление перемен. Активно начатая работа над проектом наталкивалась на возникающие в связи с введением будущей конституции проблемы, поэтому постепенно она затормаживалась. Принимал участие в разработке и сам Александр I. И в октябре 1819 г. в Варшаве были утверждены основы будущей русской конституции. По «Краткому изложению основ» императору предоставлялась исполнительная власть, он объявлялся верховным главой церкви и государства, располагал всеми военными силами, объявлял начало и конец войны, заключал договоры. «В главе «Законодательство», что очень важно, нет ни слова о прерогативах императора. Правда, содержащаяся в документе формула: «Верховная власть неделима и принадлежит персоне монарха» - оставляла широкое поле для непредсказуемого расширения прав императора и в будущей конституции, и особенно в применении ее на практике». В судебной ветви власти за императором сохранялось право на помилование, что ставило его над всей судебной системой. Также император мог созывать, распускать сейм, обновлять депутатов, делать окончательный выбор депутатов в парламент из избранных кандидатов. В проекте прослеживается буржуазный принцип равенства всех граждан перед законом. Парламент (сейм) должен состоять из двух палат: верхней – Сената, члены которого назначались царем, и нижней – палаты выборных депутатов. Россия должна была делиться на 10 наместничеств, которые делились бы на губернии. Губернии должны делиться на уезды, те, в свою очередь, на округа. В каждом наместничестве должен функционировать свой сейм (но задачи «наместнических» сеймов в документах не были определены). В каждом наместничестве учреждался апелляционный суд. В целом проект носил черты буржуазного устройства, но присутствие монарха во всех делах государства показывало, насколько сильными еще были феодальные пережитки. Проект конституции был окончательно доработан во время пребывания Александра I в Варшаве в 1820году. Конституция была составлена в двух экземплярах – на русском и французском языках. В русском варианте она называлась «Государственная уставная грамота Российской империи». «Уставная грамота» содержала существенные отличия от «Краткого изложения основ» и носила менее ограничивающий монархию характер. Был подготовлен манифест о введении народного представительства, он и должен был открыть путь к конституционной монархии. Вместе с этим манифестом предполагалось объявить об уничтожении польской конституции и о превращении Польши в наместничество. Однако, ни манифесты, ни сама «Уставная грамота» так никогда и не были обнародованы. Снова сказался страх перед дворянской оппозицией. Так обнародование «Уставной грамоты» стало оттягиваться, а к 1823 году стало ясно, что император никогда не осуществит этот проект.