Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы (1946-1952). Начало холодной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Данная тема расскроет состояние СССР в послевоенные годы, положение на мировой арене, внешнюю политику и начало холодной войны. СССР во Второй мировой было категорически ослабленно во всех сферах жизни гос-ва. Высшие огрганы власти делали всё для победы в войне, использовали все ресурсы страны, для достижения цели. На выбор данной темы повлияло вместимость и интересность данной темы, так как по этой теме много материала и полезных дат,имён.

Оглавление

1. Введение.
2. Положение СССР после войны.
3. Внешняя политика СССР (1946-1952 год).
4. Начало холодной войны.
• Причины.
• Начало холодной войны.
• Ход войны.
• Завершение и последствия.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по Истории.Зайцев.А.С. 1 курс,2гр, ФММ.docx

— 36.78 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. 

Реферат по Истории.

 

Тема: Внешняя  политика СССР в первые послевоенные годы  
(1946-1952). Начало холодной войны.

 

 

 

                                                                          Выполнил: студент 1 курса, 2 гр

                                                                                      ФММ

                                                                             Зайцев Александр Сергеевич

 

                                                                   

 Проверил: кандидат пед. наук, доц.

                                                                      Беляева Вероника Николаевна 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012

 

 

Содержание:

    1. Введение.
    2. Положение СССР после войны.
    3. Внешняя политика СССР (1946-1952 год).
    4. Начало холодной войны.
      • Причины.
      • Начало холодной войны.
      • Ход войны.
      • Завершение и последствия.
    1. Заключение. 
       
       

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.Введение

Данная тема расскроет  состояние СССР в послевоенные годы, положение на мировой арене, внешнюю политику и начало холодной войны. СССР во Второй мировой было категорически ослабленно во всех сферах жизни гос-ва. Высшие огрганы власти делали всё для победы в войне, использовали все ресурсы страны, для достижения цели. На выбор данной темы повлияло вместимость и интересность данной темы, так как по этой теме много материала и полезных дат,имён. По своим масштабам и напряжению Вторая мировая война не имела себе равных в истории человечества. Продолжаясь в течение 6 лет, она вовлекла в военные действия 61 государство с населением 1 млрд. 700 тыс. человек (более 80% населения земного шара). Главные действия развивались на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, также были задействованы огромные пространства Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов и прилегающих к ним морей. Во время военных действий погибло 32 млн. военных и 18 млн. мирных жителей. Общие экономические издержки войны составляют 4 триллиона долларов. Кроме того, неизмерим тот колоссальный ущерб, который был нанесён экономическому и духовному развитию многих стран и народов. Развязывая Вторую мировую войну, правящие круги империалистических держав (Германия, Япония, Италия, Англия, Франция, США) ставили перед собой следующие цели: укрепить позиции капитализма внутри своих стран; подорвать экономические возможности своих конкурентов; придушить революционные движения в мире; уничтожить или хотя бы ослабить социалистический Советский Союз. Не удалось. 

 

 

 

2

2.Положение СССР  после войны

Соотношение сил в мире коренным образом изменилось в пользу социализма, в ущерб капитализму. Основные социально-политические итоги  войны: 1. СССР вышел из войны могучей  военной силой, став второй «сверхдержавой»  мира, выросли его международный  авторитет и влияние на международные  отношения и мировое общественное сознание. 2. Социализм вышел за пределы  СССР, образовалась мировая социалистическая система в результате народно-демократических  и социалистических революций в 11 странах Восточной Европы и  Азии. 3. Уже в 40-е годы в результате национально-освободительной борьбы народов колоний и активной поддержки  этой борьбы со стороны СССР начался  распад колониальной системы империализма. Победоносно завершив войну, Советский Союз приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, переводу экономики на мирные рельсы. Переход от войны к миру совершался в стране чрезвычайно трудно как вследствие огромных человеческих жертв, разрушений, так и по причине консервативной политики Сталина и его окружения, которая мешала эффективно использовать экономический потенциал, накопленный советским народом опыт, достижения ученых и благоприятные международные условия. Главная объективная трудность состояла в крайнем истощении, обескровливании страны. СССР понес самые большие людские потери во Второй мировой войне. На полях сражений, в концентрационных лагерях и тюрьмах от болезней и голода погибло более 27 млн человек. Потери составляли шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56 %. Стране понадобилось почти десять лет, чтобы население ее достигло своей довоенной численности. Многие тысячи советских солдат, освобожденные из плена, по возвращении на родину были осуждены как предатели и отправлены на принудительные работы.

3

Их труд, равно и как  труд других заключенных, использовался  с низкой отдачей. Опытные квалифицированные  кадры, которых лишилась страна, по некоторым подсчетам составляли около одной трети трудовых ресурсов. Положение усугублялось еще и  тем, что «холодная война» и опасение Сталина за судьбу западных границ социалистических стран вынуждали  сохранять почти пятимиллионную армию. Резервы роста трудовых ресурсов и в последующие годы были ограничены вследствие потерь в естественном приросте населения в годы войны и падения  рождаемости. Советское государство  нуждалось во всесторонне продуманной  экономической, социальной и демографической  политике. Следует также указать на ту тяжелейшую разруху, которую понесла страна в результате оккупации и военных действий. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, 25 млн человек остались без крова; выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и других сооружений. Варварскому разрушению подверглось сельское хозяйство. Фашисты разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Стоимость только прямого материального ущерба страны составила 679 млрд рублей, а общая сумма прямого и косвенного ущерба составила 2569 млрд рублей в ценах 1941 года. Надо заметить, что советский народ не получил полного возмещения даже тех репарационных платежей, которые были определены международным соглашением. В связи с образованием ГДР в народную собственность нового германского государства было передано 9281 предприятие, принадлежащее нацистским преступникам. По решению союзного контрольного совета эти предприятия являлись советской собственностью. Кроме того, 15 января 1950 года правительство, без обсуждения в Верховном Совете СССР, сократило оставшуюся часть репарационных платежей на 50 % и предоставило рассрочку на 15 лет с выплатой ее товарами.

4

Трудности восстановления промышленного  потенциала были связаны с его  конверсией. Промышленность не способна была быстро переключиться на выпуск Гражданской продукции. Это привело  к общему снижению производства. Если в 1945 году валовая продукция промышленности составляла 92 % от уровня 1940 года, то в 1946 году этот показатель снизился до 77 %.

 Объем сельскохозяйственного  производства в 1945 году упал  до 60 % довоенного уровня, в районах же, которые были оккупированы врагом, до 51 %. Посевные площади сократились с 118 до 84 млн га. В условиях наступившего трудного мира государство и коммунистическая партия взяли на себя все функции по руководству восстановлением разрушенного хозяйства и дальнейшим строительством общественного и политического строя, продолжив линию жесткого административно-партийного контроля над перераспределением трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Необходимо оценить все факторы и возможности, которыми располагала страна для решения основной задачи по восстановлению народного хозяйства. Прежде всего, важную роль играли политическое сознание и опыт, приобретенный советским народом за истекшие 10—15 лет и особенно за годы войны. Поколение советских людей, прошедших суровые испытания, стремилось в короткий срок восстановить и преумножить экономическую мощь страны, поднять материальное благосостояние и культурный уровень жизни. Победа в войне рождала решимость производительнее работать и эффективнее хозяйствовать. Страна располагала, несмотря на потери, опытными кадрами специалистов, ученых, инженерно-техническим персоналом, доказавшими свою способность проектировать, создавать крупные современные предприятия в короткие сроки, налаживать серийное производство необходимой техники и товаров народного потребления.

 

5

Все трезвомыслящие люди пытались разобраться в международных  и внутренних событиях, понять, какими путями должно развиваться послевоенное советское общество, чтобы с меньшими издержками и потерями достигать  больших экономических и социальных результатов. Советские рабочие и колхозное крестьянство устали от жертвенности, они стремились к немедленному улучшению продовольственного снабжения, приобретению добротной, красивой одежды, к достойным бытовым условиям. Суровые реальности войны воспитали у трудящихся привычку к военно-административной мобилизационной дисциплине и жесткому порядку, обязательности в выполнении установленных норм и плановых заданий, что также являлось серьезным фактором в восстановлении разрушенного хозяйства страны. В послевоенное время государство и партия опирались на преимущество плановой экономики, развитую военную промышленность, на приобретенный опыт индустриального строительства с использованием системы натурального учета и распределения средств производства, перераспределения средств производства, трудовых ресурсов и финансов в интересах сохранения высоких темпов развития народно-хозяйственного комплекса. Так как в Советском Союзе действовали жесткие системы государственной монополии, степень производительного накопления в форме готовых средств производства была выше, чем в капиталистических странах. Таким образом, в послевоенные годы, несмотря на определенные положительные результаты в развитии народного хозяйства, был осуществлен в известной мере возврат к модели экономического развития 30-х годов, что ухудшило экономические показатели в начале 50-х годов и создало напряженность в обществе.

 

 

6

3. Внешняя политика СССР (1946-1952 год).

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического. Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов. Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются.

 

 

7

От сотрудничества они переходят  к «холодной войне», т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации». Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР.

8

 Граница СССР с Польшей,  согласно договору о советско-польской  государственной границе от 16 августа  1945 г., была установлена с небольшими  изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала  «линии Керзона», предложенной странами  Антанты в 1920 г. На Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи. Последние были подписаны также с Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР). Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства. 
Тем времен в США в 1947 был принят некий план Маршала, подразумевавший собой ослабление власти СССР под эгидой помощи государствам в виде денежных займов,высшие слои власти СССР догадывались об этом и отказались участвовать. Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН), образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий.

9

 Большинство из этих предложений  блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась  после появления у СССР атомного  оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по  инициативе СССР Генеральная  Ассамблея ООН все же принимает  резолюцию, осуждающую любую форму  пропаганды войны. Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы, ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени обусловило рост международной напряженности.

Информация о работе Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы (1946-1952). Начало холодной войны