Внешняя политика СССР в 30-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Война, подготовленная силами междунар. империалистич. реакции и развязанная главными агрессивными государствами — фаш. Германией, фаш. Италией и милитаристской Японией. Вторая мировая война (В. м. в.), как и первая, возникла в силу действия закона неравномерности развития капиталистич. стран при империализме и явилась результатом резкого обострения межимпериалистич. противоречий, борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния и приложения капиталов.

Оглавление

1. Внешняя политика СССР в 30-е годы
1) Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе.
2) Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны.
3) Советско-Германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 и договор «О дружбе и границах» от 28 сентября 1939. Современная оценка этих документов.
2. Развитие Великобритании в ХХ в.
1) Партийная система Великобритании.
2) Основные изменения в государственном строе.
3) Социально-экономическое развитие.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

С 1939 по 1941 г.г., почти до начала Великой Отечественной войны, внешнее сближение Германии и  Советского Союза продолжалось. СССР вплоть до нападении Германии в 1941 г. неукоснительно соблюдал все условия подписанных им договоров. Так он не участвовал в событиях 1940 -1941 г.г., когда Гитлер подчинил почти все государства Европы, в том числе Францию, и разгромил европейский контингент английских войск. Советская дипломатия делала все для того, что бы отсрочить войну и избежать ведения ее на два фронта, для того, что бы дать СССР подготовиться к войне. Например, в 1941 г. были подписаны:

- нота с Турцией,  в которой обе стороны обязались хранить нейтралитет;

- пакт о ненападении  с Японией.

Тем не менее, эти меры не могли решить главной задачи внешней  политики и предотвратить войну.

3) Советско-Германский  пакт о ненападении от 23 августа  1939 и договор «О дружбе и  границах» от 28 сентября 1939. Современная оценка этих документов.

Канун второй мировой  войны по сей день остается темой  дня бесчисленных публикаций. Это  неудивительно. Основная причина этого  в том, что в советской исторической науке в данное время не обсуждались  все подробности политического кризиса перед войной, не достаточно подробно исследовались советско-германские отношения данного периода. Основное событие 39 года – пакт, заключенный между обоими странами 23 августа 1939 г., называется «Жизненной необходимостью» для России, давшей стране передышку, которому давалась вполне правомерная оценка. О приложенных к пакту секретных протоколах ничего не говорилось. В речи И.В. Сталина на следующий день после подписания договора (о приложениях ничего естественно не было сказано), в которой говорилось, что пакт – это мирный акт, несомненно, будет содействовать облегчению напряжения.

Первый период, охвативший первый месяц нового 1939 г. (1 января - 31 января) ознаменовался расширением  торговых связей между Германией  и Россией на основе экономического соглашения, заключенного в 1938 году. Дипломатические переговоры на данном периоде базировались лишь на экономическом сотрудничестве. Политическая сторона  советским правительством отвергалась. Инициатива в нормализации отношений принадлежала, безусловно Германии. Советское правительство долгое время не предпринимало конкретных шагов, его внешнеполитический курс не изменился, продолжались взаимные нападки в печати.

Однако вскоре советская  сторона обратила должное внимание на так называемое «сватовство» Германии. Это ознаменовало собой переход отношений на новый этап развития - политических переговоров, он начался с фев0раля 1939 г. и длился до 10 мая. Эти изменения возникли в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой в мире. Оккупация Польши и Чехословакии фашистскими войсками, хоть и не произвела того шока как на западные державы, заставила сделать советское руководство выводы. Именно отсутствие каких-либо конкретных действий со стороны Англии и Франции к агрессору заставило правительство начать прорабатывать так называемый «запасной вариант» на случай, если попытка создания коллективной безопасности в мире не приведет к успеху. Следующим шагом навстречу советско-германскому сближению была отставка Литвинова, который активно выступал за создание такой системы безопасности. Таким образом, Германии был дан недвусмысленный намек, что советское правительство готово к сотрудничеству. Характерная черта в дипломатических отношениях данного периода - это зондажи по дипломатическим каналам через третьих лиц. Германская сторона такую работу возложила на собственного агента разведки П. Хлейста, проводили зондажи Шнурре и Вайцзенкер. До советской стороны информация доходила через Мерекалова и Астахова (работников полпредства).

Период с 11 мая по 20 августа стал непосредственной подготовкой к созданию пакта, когда обе стороны были уже действительно готовы оформить свои урегулированные отношения. Заинтересованность в совместных соглашениях выражала теперь не только Германия, но и СССР. Для этого периода характерна не только активизация работы по дипломатическим каналам, но и контакты на высшем уровне: Риббентроп - Молотов, Сталин - Гитлер. Возникло определение «политическая база», которое подразумевало под собой определенные политические требования. При этом советское правительство стремилось отделить экономическое сотрудничество от политического, в отличие от Гитлера, который стремился к сотрудничеству на широкой основе. И выдвинутые в связи с этим предложения о сотрудничестве, взаимное невмешательство во внутренние дела, отказ от политики, идущей вразрез с жизненными интересами страны (т.е. нейтралитет СССР и отказ от участия в соглашении между Англией и Францией). Советское правительство на этом этапе еще возлагало надежды на успешные переговоры с западными странами, поэтому торопилось связывать себя обязательствами предложенными Германией. Неоднократно предложения немецкой стороной политической преамбулы или приложения секретного протокола советской стороной отклонялись.

Однако середина августа  стала поворотным моментом в развитии отношений обоих стран. Затяжка в переговорах с западными странами заставила советское правительство еще более серьезно обдумать возможность заключения соглашения с фашисткой Германией. Неожиданно события стали разворачиваться с необычной быстротой: произошел обмен пожеланиями, наметились конкретные мероприятия по развитию отношений, советская сторона предполагала уже возможность заключения секретного приложения. До сих пор историками ведется поиск причин, повлиявших настоль неожиданный поворот событий. Как одну из главных указывают попытки о создании системы коллективной безопасности. 21-23 августа пакт о ненападении между СССР и Германией был заключен.

Следующим актом в  развитии германо-советского сотрудничества стало заключение договора о дружбе и границе (28 сентября 1939 года). Если раньше инициатива исходила от Германии, то на данный момент, обеспокоенное военными успехами верхмата, советское правительство само предложило урегулирование территориального вопроса, и вписало в формулировку договора фразу о дружбе и добрососедстве.

Заключительным этапом в развитии дипломатических отношений  периода 39- 41 гг. стало их охлаждение и ухудшение, начавшееся с поздней  осени 1939 года. Причина, по-видимому, была в том, что Гитлер, заручившись нейтралитетом России и сделав важные территориальные приобретения, не желал идти на дальнейшее выполнение обязательств и действовал вопреки договоренностям. Пример тому – заключение Тройственного пакта вопреки ст. IV договора о ненападении. А вскоре и вовсе германское руководство потеряло всякий интерес к сотрудничеству с СССР, т.к. в разработке уже находился план «Барбаросса» и оставалось лишь соблюдение видимости действия договоров. Советское правительство возлагало большие надежды на сотрудничество с Германией и, несмотря, на грубые нарушения со стороны Германии продолжало выполнять принятые на себя обязательства.

 

2. Развитие  Великобритании в ХХ в.

1) Партийная система  Великобритании.

В новейшее время произошли  серьезные изменения в партийной системе Великобритании. Основой политической системы стала двухпартийная система. Однако изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. До 1923 г. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. А с 1923 года - консерваторы и лейбористы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стояли видные личности - Уинстон Черчилль, Тетчер. Именно с их именами и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике и т.д. В настоящее время тратила свои позиции и в настоящее время является малозначительной политической силой.

В 20-ых (двадцатых) годах  массовой популярной партией становится лейбористская. Партия сформировалась в начале 20го (XX) столетия и она  является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы во главе с Энтони Блером. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.

2) Основные изменения  в государственном строе.

Государственный строй Великобритании в XX в. изменялся  как в результате некоторых реформ конституционного характера, так и  главным образом путем модификации  прежних конвенций неписаной  конституции.

Для Великобритании характерна, как известно, большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений, являющаяся результатом не только консенсуса ведущих политических сил, но и предпочтения эволюционного пути развития резким "историческим поворотам", более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов.

Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить очередную серию реформ избирательного права, а также реформу парламента.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал "двойной вотум", а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

3) Социально-экономическое  развитие.

Расположена на группе островов (Брит. о-ва) на Северо-востоке от Европы, в точности крупнейшие из них - о. Великобритания и о. Ирландия (северо-восточная часть о.), о. Мэн. Омывается Атлантическим океаном и его морями. От континента отделена Ла-Маншем. Столица Королевства - г. Лондон. Общая площадь составляет 244 820 кв. км, из которой суши – 241 590 кв. км и воды – 3 290 кв. км.

На июль 2006 г. население Британии оценивается в 60 609 153 чел., из них англичан - 80%, шотландцев - 15%. Экономически активного населения 67%; средний возраст жителя Великобритании - 39 лет и 4 месяца. Рождаемость составляет 10,7 чел/тыс. Чел. при похожей смертности, рост населения около 0,28%. На одну женщину, способную к деторождению приходится 1,66 млад.

Форма правления - парламентская  монархия. Глава правительства - премьер-министр (Энтони Блэр, лейборист, на посту со 2 мая 1997 г.), глава государства - монарх (Великобританией правит королева Елизавета II с 6 февраля 1952 г.). Парламент состоит из палаты лордов (верхняя) и палаты общин. Исполнительная власть распределена между кабинетом министров (20 человек) и правительством (100 человек).

Общий ВВП - 859,1 млрд ф. ст., ВВП на душу населения равен 30 721 доллар (данные на 2006 г.), а ВНП – 16 070 долларов (данные 1999 г.).

По уровню социально-экономического развития Великобритания относится  к наиболее благополучным странам  мира. По ИРГФ - 16 место.

В рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала Королевство стоит на 18-м месте.

Процент экономически активного  населения (люди в возрасте от 15 до 64 лет) на 2006 г. - 67% или 30,07 млн человек. Из них в сфере промышленности занято 23,7%, сфере услуг - 75,8% и в сельском хозяйстве до 0,5%. Безработица составляет 4,7%.

Добывающая промышленность в Соединённом королевстве: добыча нефти и газа, каменного угля, каолина, металлов (олово, медь, свинец, алюминий), урансодержащих руд, калийной и каменной солей.

Особенно сильны позиции машиностроения: автомобилестроение (до 1,8 млн штук - «Ровер групп», «Форд», «Фекикс», «Нисан», «Хонда», «Тойота», «Роллс-ройс», «Бентли»), станкостроение (Западный Мидленд, Ковентри, Лэстер), авиастроение («Бритиш Эарспейс», «Роллс-ройс»), судостроение (Белфаст, Клайдсайд, северо-восточная Англия), приборостроение, электротехника («Бритиш Телеком», «Рэкал Эликтроникс», «Сименс - Плесси»). Стоит отметить, что британское машиностроение ориентировано не на выпуск стандартной продукции, а на производство различных видов и типов машин, в том числе электротехническое и электронное, транспортное и др.

Развита химическая и  нефтехимическая промышленность. Великобритания занимает одно из ведущих мест в  мире по производству и экспорту синтетических  волокон и красителей, пластмасс, моющих средств, удобрений и др. Наряду с ними активно развивается фармацевтическая отрасль, чёрная (высококачественные стали) и цветная (олово, алюминий) металлургия.

В сельском хозяйстве  развитие получило молочное и мясо-молочное скотоводство, беконное свиноводство и мясо-шёрстное овцеводство. Преимущественно выращивают ячмень, пшеницу, сахарную свёклу, овёс, картофель.

В сфере услуг - туризм (все виды), ресторанный бизнес, сети предприятий в сфере торговли и банковского дела, развито образование (старейшие в Европе университеты в Оксфорде и Кембридже), транспорт и др.

Соединённое королевство  является одной из наиболее развитых стран мира. Член «Большой восьмёрки». Возглавляет Содружество. Только США уступает Великобритании по объему заграничных инвестиций; по затратам на научно-исследовательские работы (т. н. НИОКР) стоит на 4-м месте в мире.

Великобритания  имеет обширную сеть банков и страховых  компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых  торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире.




Информация о работе Внешняя политика СССР в 30-е годы