Внешняя политика Л.И. Брежнева

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Период правление Л.И. Брежнева - время очень активной внешней политики Советского Союза. Более того - это время коренных и очень положительных изменений. Без этих перемен само существование не только СССР, но и всей земной цивилизации было бы поставлено под сомнение. Сталин оставил тяжелейшее международное наследство: неподписанный мирный договор с Японией, проблема долгов царской России, проблема долгов по ленд-лизу в годы Второй мировой войны, отказ от признания послевоенных границ.

Оглавление

Введение
3
Внешняя политика Л.И. Брежнева
4
1.1. Политика разрядки. СССР и страны Запада
4
1.2. Отношение СССР с социалистическими странами
7
1.3. Отношения со странами третьего мира
12
Заключение
13
Библиографический список
14

Файлы: 1 файл

внешняя политика Брежнева.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Не менее значимы были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству  удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная  борьба в стране развернулась с новой  силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому  руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».

Наряду с социалистическими  странами, которые входили в ОВД  и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый  внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это  проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. - 508млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой. Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Отношения со странами третьего мира

 

Одним из приоритетных направлений  советской внешней политики стали  отношения со странами «третьего  мира». Стремясь усилить свое влияние  в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья. Только за первую половину 1970-х гг. в «освободившихся странах» с помощью СССР было построено около 900 промышленных предприятий. Особую активность СССР развернул на Ближнем Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа, которые добились свержения в этой стране проамериканского режима диктатора Сомосы. Симпатии у советского руководства вызывали страны, провозгласившие курс на строительство социализма. Они получали экономическую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Такая «помощь» привела к выкачиванию колоссальных средств из национального бюджета страны и стала одной из причин ее экономического краха. Военно-блоковая логика СССР во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

 

 

 

 

 Заключение

 

В октябре 1964 г., когда новое  руководство взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущёва были: нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира». Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и ещё теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «мирного сосуществования»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всём мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР. Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившими её особенности в период 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза в Афганистан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Буровский А. Да здравствует «Застой»! «Золотой век» России. - М.: ЭКСМО, 2010. - 352с.
  2. Личман Б. В. История России: Вторая половина CIC-CC вв. Курс лекций. Екатеринбург, 1999. – 576с.
  3. Мунчаев Ш.М. История России. М.: ИНФРА М.: Норма, 2007. – 591 с.
  4. Хоскинг Д. История Советского Союза. – Смоленск: РУСИЧ, 2011. – 496с.

 


Информация о работе Внешняя политика Л.И. Брежнева