Внешняя политика Ивана III

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью в жизни Иван III стало создание единого русского государства под верховной властью одного правителя, государства настолько сильного, чтобы существовать во враждебном мире. Именно на достижение этой цели были направлены все его действия как внутри страны, так и за ее пределами. Мы, таким образом, не можем провести резкой границы между его национальной и внешней политикой. Когда он стал великим князем московским, Великороссия еще оставалась раздробленной, и традиции киевского периода были живы. Не только правители местных великих княжеств, таких, как Тверское, Рязанское или Новгородская земля, но даже сами младшие московские князья не желали признавать верховной власти Ивана III.

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА III.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

      Подобным  образом Елену принимали и  на пути через западнорусские  земли Великого княжества Литовского  – в Полоцке и Витебске. Когда  она прибыла на литовскую территорию, близ Крево ее встретили специальные представители Александра, князь Константин Иванович Острожский и князья Иван и Василий Глинские. Они предложили Елене для продолжения пути роскошную карету, посланную Александром. Карету везли восемь серых жеребцов в прекрасной сбруе. Однако Елена имела строгие указания отца воспользоваться каретой (предложение которой, по-видимому, ожидалось), только если в ней будет находиться мать Александра, чтобы приветствовать и сопровождать ее. Поскольку этого не случилось, Елена отказалась пересесть в литовскую карету и осталась в надежной повозке, в которой она ехала из Москвы, в тапкане. 48 [Слово тапкана, судя по всему, – осетинское заимствование. По-осетински тапка значит «навес, полог». Тапкана, по всей видимости, представляла собой крытую подводу или сани (Елена ехала в январе)]. За две мили до Вильно Александр лично встретил невесту верхом на коне. Подъехав к тапкане, он приказал постелить на землю между его конем и повозкой Елены красную материю. Московские бояре, не долго думая, положили поверх материи у тапканы кусок дамаска (шерстяной ткани). Таким образом, когда жених спешился, а Елена вышла из повозки, он ступил на свою материю, а она на свой дамаск – то есть, символически она осталась на московской территории.

      После  взаимных приветствий, Елена продолжила  путь в тапкане, а Александр  сопровождал ее верхом на своей  лошади. По приезде в Вильно  Елена отправилась в русскую  церковь Рождества Богородицы, а  Александр – в римско-католический  собор, где должно было состояться  бракосочетание. У входа в русскую  церковь Елену приветствовал  православный митрополит киевский  Макарий. Потом по старому русскому свадебному обычаю боярские жены, сопровождавшие Елену, расплели ее волосы, причесали, надели на нее кику 49 [Кика – древнерусский головной убор. Его вариант известен как кокошник] и обрызгали ее хмелем. Пастырь Елены, священник Фома, прочел молитвы и благословил ее. После этого Елена отправилась в костел, где ее ожидал Александр. Священник Фома шел с ней рядом, неся крест, которым благословил ее. Ксендз с распятием встретил Елену перед собором, но не благословил. Все вместе они вошли внутрь, и Елена заняла место около Александра. Епископ совершил католический свадебный обряд. Митрополит Макарий присутствовал, но Александр запретил ему принимать участие в службе. Священник Фома, однако, стоял рядом и читал молитвы по-славянски; княгиня Мария Ряполовская, согласно русской традиции, держала над головой Елены свадебный венец. И епископ и сам Александр гневно высказали князю Ряполовскому недовольство вмешательством в обряд княгини Марии и Фомы. Ряполовский попытался остановить Фому и Марию, но они оба упрямо продолжали делать то, что почитали своим долгом. После свадьбы Александр отправился в свою часть дворца, а Елена – в свою. Вскоре Александр пригласил русских бояр на банкет. В заключение отчета Ивану III бояре отметили, что Елена на свадебной церемонии была в русском наряде и добавили, с явным удовлетворением: «И сегодня, на четвертый день после свадьбы, Великая княгиня все еще носит собственное платье и кику».

            5. Ближний Восток  и Казань, 1490-96 гг.

            Установление сюзеренитета Ивана  III над Казанью заметно повысило его престиж на Востоке. В августе 1490 г. мурзы Ногайской орды направили в Москву посольство, предлагая Ивану III союз против «сыновей Ахмата» – то есть, против Золотой Орды. Предложение было принято. Более того, Иван позволил своему вассалу, казанскому хану Мухаммеду-Эмину, жениться на дочери ногайского мурзы и отдать в жены другому ногайскому мурзе свою дочь. 50 [Базилевич, сс. 206-208]. Поощряя дружественные отношения между ногайцами и Казанью, Иван III, по-видимому, надеялся не только укрепить свое положение по отношению к Золотой Орде, но и открыть новый путь на Ближний Восток через бассейн реки Яик. Судя по всему, именно этим путем посол Хуссейн-Мирзы, правителя Герата, прибыл в Москву 28 сентября 1490 г.   В 1492 г. грузинское (кахетинское) посольство посетило Москву. 52 [ПСРЛ, 12, 232]. Как уже отмечалось, по всей видимости, оно было не первой грузинской миссией к Ивану III. 53 [См. выше; и Базилевич, сс. 409-411]. Письмо кахетинского царя Александра Ивану III, сохранившееся только в русском переводе, относится, скорее всего, к предыдущему посольству (1482). Обе миссии, должно быть, имели одну цель. Александр передавал приветствия Ивану III как защитнику всего православного христианства от давления мусульман.

Информация о работе Внешняя политика Ивана III