Внешняя политика Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Немецкая принцесса, ставшая волею судеб супругой отпрыска российского императорского дома и проложившая себе в итоге путь к самой вершине власти при помощи гвардейских штыков на фоне всеобщего недовольства политикой ее мужа, Екатерина, оказавшись во главе огромной державы, вписала яркие страницы в историю своего нового Отечества. Уже для современников ее царствование ассоциировалось с целой эпохой, получившей название "екатерининской", которую нельзя объяснить без понимания личности Екатерины.

Оглавление

Введение 3
Детство и воспитание Екатерины. Ее приезд в Россию 3
Внутренняя политика Екатерины II 7
Финансовый вопрос. 10
Вопрос о церковных имениях 13
Крестьянский вопрос. 14
Заботы об увеличении населения 17
Меры к упорядочению внутреннего управления 18
Созыв комиссии и ее состав. 19
Внешняя политика Екатерины II 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

история росии. распечатать!.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Этот манифест явился крупным шагом вперед в  деле упорядочения внутреннего управления России. Но нужно было также отнять у чиновников желание копить деньги на черный день. Последовательность требовала  назначения пенсий, это и было сделано: за 35 лет службы была назначена пенсия. Вот когда получил начало закон о пенсиях, действующий и поныне.

Также управление в России страдало от страшной пассивности. В 1764 году Екатерина издала инструкцию губернаторам, которая объясняла  им их права и обязанности. Екатерина исходит из того положения, что губернатор есть хозяин губернии, который должен заботиться о населении вверенной ему губернии, о процветании в ней земледелия, торговли и промышленности, должен следить за дорогами, ловить воров и разбойников, заботиться о лесосохранении и т.д. Всех чиновников, изобличенных в лихоимстве, он должен отстранять от должностей и предавать суду. Все учреждения, до сих пор не подчиненные губернской канцелярии (таможни, магистраты, ямские правления), переходят в ведение губернатора. Губернатор получает точные рапорты и известия о порядках в губернии, имеет право представлять о пользах и нуждах общественных и должен защищать бедных. Так были выдвинуты идеи, которые нашли точное выражение в "Учреждении об управлении губерниями"; инструкция 1764 года теоретической прелюдией закона 1775 года.

Эти мероприятия  не были радикальным решением вопросов, но они показывают, что Екатерина  ясно осознавала очередные задачи, видела положение дел в государстве. Желая ближе ознакомиться с положением дел в своей стране, Екатерина предпринимала путешествия, но больше пользы принесла ей созванная ею "Комиссия для составления проекта Нового Уложения".

Созыв комиссии и ее состав.

14 декабря 1766 года Екатерина издала указ, которым  предписывала на будущий год прислать в Москву депутатов от Сената, Синода, всех канцелярий, за исключением губернских и провинциальных, и из всех городов и уездов. Их она вызвала чтобы учредить из них "Комиссию для составления проекта нового Уложения".

К манифесту был приложен и порядок производства выборов. Депутаты созывались от дворян, горожан, казаков, свободных крестьян, и от некочующих инородцев, причем дворяне должны были выбираться по депутату от каждого уезда, горожане – по депутату от каждого города, свободные крестьяне – по депутату от каждой провинции и некочующие инородцы – по депутату от каждого народа провинции. Депутаты должны были быть не моложе 25 лет, им назначалось жалованье: дворянам – 400 рублей в год, городским депутатам – 122 руб., а остальным по 37 руб. в год. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания и конфискации имения, обидевший депутата отвечал вдвое против обычного. Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, составленный комиссией пяти избирателей, о нуждах общества и о тех требованиях, которые оно хотело предъявить правительству. Кроме того, дворянство каждого уезда перед выборами депутата должно было выбрать себе на два года предводителя, под его председательством происходили и выборы депутата. Также горожане перед выборами должны были выбрать городского голову, под председательством которого избирались депутаты. Но целые сословия не получили представительства: не были приглашены депутаты от духовенства, от дворцовых, экономических и посессионных крестьян, которых легко можно было приравнять к свободным. Но как бы то ни было, на этот раз общество отозвалось на зов правительства с большей готовностью, чем раньше. Ко дню открытия Комиссии для сочинения проекта нового Уложения в Москву явилось 460 депутатов.

Но слишком  трудная задача была возложена Екатериной на Комиссию. Комиссии предстояло составить  проект нового Уложения, обнимающий собой  все стороны законодательства, все  отрасли права и проект должен был явиться новым во всех отношениях. Русское общество рассматривалось Екатериной как находящееся в первобытной стадии развития, в силу чего ему предстояло дать государственный и гражданский быт. Все предыдущее развитие как бы аннулировалось. Источником для почерпания содержания русских законов, по мнению Екатерины, должны были быть непререкаемые правила и истины ее Наказа. Но Наказ императрицы давал не начала законодательства, которые можно было бы развивать, а указывал общие и неопределенные положения или ограничивался простым приведением примеров, не делая никаких выводов. По многим отраслям права Наказ не давал никаких указаний, так что депутатам, в сущности, было предоставлено работать собственными силами. Так "непререкаемые правила" Наказа мало годились для практического законодательства.

Сильно помешало продуктивности работ неудачная  организация их в Комиссии и неуменье руководить работами. Легче бы всего  правительство достигло своей цели, таким образом, если бы оно само при  помощи специалистов заготовило проект нового Уложения, а потом предложило бы его депутатам для обсуждения, исправления и дополнения. Но Екатерина пошла совершенно противоположным, более длинным путем. Она поручила составление Уложения такому учреждению, которое, по настоящему, должно было только слушать его и обсуждать. Но было проведено хотя бы разделение труда, организованны отдельные подкомиссии, но Екатерина очень неудачно пыталась установить это разделение труда, она не освободила от подготовительной, черновой работы общее собрание и делопроизводство Комиссии пришло в полный хаос.

Не наблюдалось  никакого плана и в организации  частных комиссий, которые возникали  по личной инициативе отдельных депутатов, благодаря чему по одному вопросу  возникало несколько комиссий. При  такой организации дела работы Комиссии затянулись и не привели к желаемым результатам.

Комиссия собралась 30 июля 1767 года в Москве в Грановитой палате. На первом собрании выбрали 3 кандидатов в председатели, из которых императрица  утвердила генерал-квартирмейстера  Бибикова. В 6 следующих заседаний депутаты читали Наказ императрицы, который произвел на них сильное впечатление, после чего они решили поднести Екатерине титул "премудрой, великой и матери отечества".

В декабре 1768 года, по случаю, войны с Турцией, заседания  Большой Комиссии были прерваны, и депутаты, не состоявшие членами частных комиссий, были отпущены по домам. Частные комиссии просуществовали в прежнем составе до конца 1774 года, когда указом от 4 декабря депутаты, входящие в их состав, были распущены, но сами комиссии продолжали существовать в течение всего царствования Екатерины, т. к. взамен депутатов были назначены другие.

Екатерининскую  Комиссию постигла та же участь, какая  была присуща и всем предыдущим комиссиям. Новое Уложение не было составлено. Единственное, что осталось от комиссии – это проекты частных комиссий, из которых многие не были даже кончены. Но все-таки не смотря на ошибки, результаты деятельности Комиссии были огромны. Екатерина познакомилась с разнообразными нуждами своего народа. Правительство, знакомясь с характером и содержанием прений в Большой Комиссии, читая депутатские наказы и изучая записки частных комиссий, должно было убедиться в необходимости реформ и получило указание, в каких именно реформах чувствовалась особенная нужда. Также комиссии подготовили те законы, которые были потом проведены в жизнь. Городовое положение 1785 года и жалованная грамота дворянству были переделками проектов, выработанных в частных комиссиях. Комиссия 1767-1768 годов вдохновила Екатерину на реформаторскую деятельность в направлении, согласном с нуждами и требованиями общества.

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика – самая блестящая сторона  государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление  на современников и ближайшее  потомство. Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший русской внешней политикой Н.И. Панин, решил сконструировать так называемый Северный аккорд-союз государств, находившихся на севере Европы: Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии. План Панина в конечном счете не был реализован. Тем временем конфликты между Россией и Турцией вылились в войну, начавшуюся в 1768 году. В этой войне талантливый русский полководец П.А. Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770г.

5 июля 1770 года  русский флот под командованием  адмирала Г.А. Спиридова разгромил  турецкий флот недалеко от  острова Хиоса в бухте Чесме.  Однако политика некоторых европейских  государств, испугавшихся усиления  России, заставила ее пойти на  заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774года. По этому договору Россия получила от Турции территорию от Буга и крепости Кинбурн до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского в Черное море. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. рублей контрибуции.

Большое внимание екатерининское правительство уделяло  и польской проблеме. В ходе борьбы за власть в Польше на престол был посажен давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше, что весьма беспокоило Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как Пруссия и Австрия. Польша больше устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными соседями. Но в сложившейся ситуации Россия вынуждена была пойти на раздел Польши. Один договор был заключен между Россией и Пруссией, другой – между Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772года. В сентябре 1773 года польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии.

В 1770-1780 годах  вопрос о Правобережной Украине  все теснее связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а это, в свою очередь, с новой силой порождало  русско-турецкий конфликт. Усилившаяся  мощь России позволяла Екатерине  оказывать весьма сильное воздействие на положение дел в Европе. Во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну Тешенский мир 1779 года, условия которого гарантировала Екатерина, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на ситуацию в Германии. Выдающуюся роль сыграла Россия и в событиях, связанных с войной американских колоний за независимость. Россия отклонила попытку Англии использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале 1780 года Екатерина опубликовала декларацию о "вооруженном нейтралитете".

Натянутые отношения  с Англией, обозначившееся охлаждение в отношениях с Пруссией способствовали сближению России с Австрией. Большую роль в определении внешнеполитического курса играл Г.А. Потемкин, фаворит Екатерины. Прогрессировавшее ослабление Османской империи привело к появлению так называемого греческого проекта. Проект предусматривал изгнание турок из Европы и восстановление "древней монархии Греческой". Из Дунайских княжеств – Молдавии, Валахии и Бессарабии – Предполагалось образовать буферное государство – Дакию. Австрия за содействие в реализации проекта должна была получить западную часть Балканских земель.

В 1783 года Россия присоединила к себе Крым и Турция в 1787 году сама объявила войну. Положение России в скором времени осложнилось начавшейся войной со Швецией. Но блестящая победа русского флота в июле 1788 года у Готланда над флотом шведов заставила шведское правительство пойти на заключение мира (1790г).

Россия добилась выдающихся успехов в войне с  Турцией. Была взята крепость Очаков, турки были разбиты при Фокшанах и Рымнике. Одна из наиболее ярких  страниц этой войны – взятие крепости Измаил. В 1791 году был подписан Ясский мир, по которому Турция обязалась неуклонно выполнять условия предшествующего мира, признала новую границу с Россией по Днестру и присоединение Крыма. В Польше, где после раздела, влияние России значительно усилилось, начинает нарастать движение за укрепление экономики и политического строя путем реформ. Летом 1791 года русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же возникла конфедерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 года произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. В начале 1795 года был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное польское государство. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и западную Волынь, а также и Курляндское герцогство. Присоединение старинных русских земель к России было естественным, поскольку восстанавливало изначальное единство восточнославянских народов.

Сильное влияние на ситуацию в Европе и на внешнюю политику России оказала французская революция 1789 года. В 1792 году Австрия и Пруссия попытались вооруженным путем восстановить во Франции "старый порядок". Россия не принимала участия в войне, хотя и разорвала в 1793 году, после казни Людовика XVI, дипломатические и торговые отношения с Францией. Только в 1795 году Екатерина заключила соглашение с Австрией и Англией об организации интервенции против Франции. На театр военных действий предполагалось отправить 60-тысячный русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова. Смерть Екатерины в ноябре 1796 года помешала реализации этого плана.

Заключение

Екатерина осталась в истории крупной исторической личностью. Эта личность наложила свою печать на целую эпоху русской истории, которая называется екатерининской.

Попытки, которые  предпринимались в царствование Екатерины для решения крестьянского  вопроса не привели к полному  разрешению вопроса, но и не были безрезультативны. Этот вопрос получил широкую теоретическую разработку. Также раз и навсегда было установлено, что народное просвещение такая же государственная задача, как например, оборона страны. При Екатерине возник и особый орган государственного попечительства о народном образовании: при ней по всей России была раскинута сеть народных училищ, которые должны служить для просвещения широких кругов.

При Екатерине  были поставлены на очередь и попытки  ограничить самодержавную власть через  определенные конституционные формы. После этого Екатерина сосредоточилась на мысли о необходимости для России полного, ничем не ограниченного самодержавия. Долгое время Екатерина лелеяла мечту о переустройстве высшего управления в России. Накануне второй турецкой войны и французского замешательства, в 1787 году ею был заготовлен проект указа о сенатской реформе.

В 1788 году началась вторая турецкая война и Екатерина  заметила, что "не время теперь делать реформы". Тем более, что тогда  начиналась французская революция, и Екатерину стал волновать вопрос, подпишет ли христианский король Людовик XVI противохристианскую конституцию. Т.к. ее подписание повело к разрыву России с Францией.

На желание  Екатерины ввести конституционные  учреждения влияло и то, что Екатерина  с ужасом замечала, что ее сын  очень похож на своего отца, который был образцом деспота. Екатерина не могла не задумываться о будущем своего государства, она хотела обеспечить его таким строем верховного управления, который гарантировал бы его от повторения печального царствования ее мужа. В конце жизни Екатерины ходили слухи, что 1 января 1797 года в России будет введена конституция, но Екатерина умерла раньше (6 декабря 1796 года), чем опубликовала ограничительный закон. Но все-таки вопрос об изменении формы правления в России был поставлен еще при Екатерине II, во второй половине XVIII века.

Информация о работе Внешняя политика Екатерины II