Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:47, реферат
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС нарушение в ходе развития экономики, проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.
Десятилетие, которое зарекомендовало себя как стабильное во всех отношениях, внезапно сменилось на смутное время, заставившее россиян довольно быстро совершить переоценку материальных и моральных ценностей.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».
В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.
Особенности экономического кризиса в Германии.
Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.
Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).
Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывали экономический кризис, усугубило положение Германии.
Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами установления фашистского режима в стране в 1933г.
Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер.
Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.
Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства.
Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.
Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.
Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы, прежде всего, в военный комплекс за счет гражданских отраслей.
Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.
Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течение 1934г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.
Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.
Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну.
Влияние экономического кризиса 1929 - 1933 г.г. на СССР.
В 20 – 30-е гг. иностранный капитал Советский Союз вниманием не баловал. В советской модели индустриализации акцент делался на развитии самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения, являвшихся основой формировавшегося современного военно-промышленного комплекса. Причем отсутствие долгосрочных кредитов не позволяло сколько-нибудь длительный период ввозить металл, оборудование для военной промышленности. Реальная альтернатива заключалась в выборе форм и методов осуществления индустриального скачка. В деревне наблюдается стагнация сельскохозяйственного производства:
Годы | Город. Насел. | с/х производство | Валов сборы зерна | Централиз. Заготовка зерновых | Расходы зерна на внутр снабжение |
1926 | - | - | 5,9 | 30,8 | 43 |
1927 | 4,8 | 2,5 | -5,9 | -5,2 | 25,6 |
1928 | 5,0 | 2,5 | 1,2 | -2 | 29 |
1929 | 5,2 | -2,4 | -2,5 | 49 | (-10,5) |
Административные рычаги действовали пока только в сфере изъятия продуктов из деревни. В этих условиях и берется курс на сплошную коллективизацию.1
Коллективизация имела как минимум 3 цели:
Динамика численности заключенных в лагерях НКВД за 1930 – 1941 гг.4 (с.182)
Годы | На 1 января | В среднем за год |
1930 | 179 000 | 190 000 |
1933 | 334 300 | 456 000 |
1937 | 820 881 | 994 000 |
1938 | 996 367 | 1 313 000 |
1939 | 1 317 195 | 1 340 000 |
1941 | 1 500 524 | 1 560 000 |
Реализацию этих задач коллективизация обеспечила.
За четыре года (1928 – 1932) национальный годовой доход России вырос с 27 млрд. рублей до 45 млрд. в 1932 году. Капиталовложения в промышленность возросли с 2 до 9 млрд. рублей. Ежегодная добыча угля выросла с 35млн. до 64 млн. тонн, нефти с 11 до 22 млн. тонн, производство чугуна - с 3 до 6 млн. тонн. Если в 1928 году было выпущено менее 1тыс. автомобилей и лишь немногим более 1 тыс. тракторов, то в 1932 году с советских заводов вышло 24 тыс.автомобилей и 50 тысяч тракторов.
По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2 место после в мире после США. Этому способствовало ориентирование экономики на внутренний рынок, независимость экономики СССР от внешних займов, ориентирование экономики на создание военно-промышленного комплекса и складывание административно-командной системы управления экономикой.
Заключение.
Период Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.
В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции, что свидетельствует о повсеместности данного процесса.
Кризис 70-х годов.
Первая половина 70-х гг. XX в. принесла в развитие современного рыночного хозяйства новые катаклизмы. Разразился нефтяной кризис, охвативший практически весь современный мир. В отличие от циклических этот кризис сопровождался необычным ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, ажиотажным спросом на них, отставанием предложения от спроса на потребительском рынке жидкого топлива.
Резкий скачок цен на топливо привел к банкротству множества мелких и средних предприятий в США и некоторых странах Западной Европы, ориентировавшихся на потребление дешевой энергии за счет использования жидкого топлива. Пострадали и те, кто использовал нефть и нефтепродукты в качестве основного сырья в процессе производства. Внезапный рост издержек производства привел к разорению многих предприятий промышленного производства.
Нефтяной кризис 1973 года
Информация о работе Влияние мировых экономических кризисов на экономическое развитие России