Византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1.Этапы развития культуры Византии………………………………5
2.Возникновение новых направлений культурного процесса……12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

11.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 

    
  1. Этапы развития культуры Византии………………………………5
  2. Возникновение  новых направлений культурного процесса……12
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Византия - государство, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в  Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В  художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы.

    Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и  рождения средневекового общества в  результате разделения Римской империи  на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

    На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

    Географическое  положение Византии, раскинувшей  свои владения на двух континентах  — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

    Если  пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :                             

    В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);

    В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме   православия);

    В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

    Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность  и централизованное управление. 

    Это все, конечно, не исключает того, что  византийская культура,  оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.

    Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

    Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

    Византийская  культура и является объектом исследования. А предметом является история  Византийского государства. 
 
 
 

  1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ
 

    1.Образование  Великой Империи

    Создание  византийской культуры было сложным, порою  противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

    Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице.

    В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей1.

    В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.

    Эпоха становления новой, средневековой  культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.

    В христианской философии этой эпохи  возвышается загадочная фигура выдающегося  мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством.

    Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом.

    Третьей яркой звездой в созвездии  талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения2.

    VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

    2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

    Значительные  перемены происходили и в сфере  искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. 
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

    Непревзойденным шедевром византийского зодчества  стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу 
Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства3.

    В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.

    Памятников  светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее 
«Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати.

    На  самом берегу Мраморного моря вырос  Большой императорский дворец - целый  комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов  с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами4.

    Обширный  столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен  античными памятниками; среди них  выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

    Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла  и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные  украшения из золота и драгоценных  камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.

    3.Империя  в опасности. Натиск  арабов.

    VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики5.

    На  Балканах в 681 г. на территории империи  возникло первое независимое варварское королевство — болгарское государство  хана Аспаруха. Византийское влияние  в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава. Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. 
Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений.

Информация о работе Византия