Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:13, курсовая работа
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1.Этапы развития культуры Византии………………………………5
2.Возникновение новых направлений культурного процесса……12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.
Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.
Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);
В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
Византийская
культура и является объектом исследования.
А предметом является история
Византийского государства.
1.Образование Великой Империи
Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице.
В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей1.
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха
становления новой, средневековой
культуры рождает талантливых
В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством.
Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом.
Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения2.
VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству
Значительные
перемены происходили и в сфере
искусства, и во всей художественной
культуре византийского общества. В
VI – VII в. византийские художники сумели
не только впитать многообразие влияние
Востока и античности, но и, преодолевая
их, создать свой собственный стиль в искусстве.
С этого времени Константинополь превращается
в православный художественный центр
средневекового мира.
Бурное строительство в городах ранней
Византии стало мощным стимулом развития
архитектуры.
Непревзойденным
шедевром византийского зодчества
стал построенный в 532-537 гг. храм св.
Софии в Константинополе. Воздвигнутый
на высоком холме, рядом с императорским
дворцом и ипподромом, далеко видимый
с моря и суши, храм стал не только символом
могущества Византии, но и главной святыней
христианского Востока. Впервые здесь
была реально воплощена идея грандиозного
центрического храма, увенчанного колоссальным
куполом. При Юстиниане весь купол был
украшен мозаиками; в вершине купола был
изображен огромный крест посреди усеянного
звездами неба. Убранство храма поражало
торжественной пышностью и изысканным
интерьером. Великолепие храму придавали
мраморные колоннады, расположенные двумя
ярусами вдоль центрального пространства
храма. Нижняя часть стен и полы храма
были покрыты разноцветными мраморами.
Поэт Корипп называет св. Софию чудом света,
которое затмевает все другие храмы и
представляет точное отображение самого
неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание
золота мозаик и драгоценной утвари, сияние
множества лампад, парение блистающего
купола – все это действительно создавало
иллюзию беспредельности пространства
собора, превращало его в подобие космоса,
символически приближало к образу
Вселенной. В архитектуре и живописи св.
Софии были заложены основы художественного
стиля, которому суждено было стать господствующим
во всей дальнейшей истории византийского
искусства3.
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.
Памятников
светского искусства Византии сохранилось,
к сожалению, не так уж много. Ведь при
нашествии внешних врагов именно дворцы
императоров и богатые дома знати в первую
очередь подвергались разрушению и разграблению,
многое погибло в пламени пожаров. Но и
то, что дошло до нашего времени, и чем
рассказывают письменные источники, достойно
восхищения. И в наше время поражают величием
крепостные стены и башни Константинополя,
сложная система акведуков и цистерн,
воздвигнутых для снабжения города водой.
При Юстиниане была построена великолепная
цистерна, настоящий подземный дворец,
украшенный множеством колонн и наполненный
прозрачной водой. Турки после завоевания
Константинополя, пораженные красотой
цистерны, назвали ее
«Тысяча и одна колонна». Она до сих пор
восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь
- Новый Рим украсился дворцами императоров
и домами знати.
На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами4.
Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.
Мировое
признание в средние века получили
произведения художественного ремесла
и прикладного искусства
3.Империя в опасности. Натиск арабов.
VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики5.
На
Балканах в 681 г. на территории империи
возникло первое независимое варварское
королевство — болгарское государство
хана Аспаруха. Византийское влияние
в Италии, в Африке, в странах Закавказья
(в Армении и Лазике) было значительно
ослаблено. К концу трагического VII столетия
Византийская империя перестала существовать
как великая средиземноморская держава.
Ее место заняло средневековое Византийское
государство, гораздо меньшее по размерам,
но зато отличавшееся большим этническим
единством, политической и религиозной
сплоченностью. Греческий язык стал официальным,
государственным.
Коренные перемены произошли в сфере социально
экономических отношений.