Византийское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

В Византии было создано мощное и величественное искусство, чрезвычайно развитое и многостороннее; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения, выработаны типы церковных зданий и система их украшения живописью. Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи — иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства. Славу византийского искусства подкрепляют замечательные книжные миниатюры и произведения прикладного искусства.

Оглавление

Введение
2. Периоды истории византийского искусства и их характеристика
3. Византийский иконографический канон
4. Живопись Византии
5. Византийские ренессансы
а.) Македонский Ренессанс (867-1057)
б.) Комниновский Ренессанс(1057-1024г.)
в.) Палеологовский Ренессанс (1261-1453г.)
6. Архитектура Византии
7. Костюм Византии
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВИЗАНТИЯ.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

      В  архитектуре,  начиная   с  XI  века,  наблюдается   тяга  к  внешнему украшению   храмов,  которая  отсутствовала   в  более  ранние  периоды.  Окна украшают глубокими нишами,  из  кирпича  (плинфы)  выкладывают орнаменты - круги, кресты, вводят в кладку  глазурованные плитки,  сочетают  кирпичную кладку со светлым камнем.

    

          в.) Палеологовский Ренессанс (1261-1453г.)

         Это последний период  существования Византии  и время   последнего расцвета ее культуры. Основная тенденция этой эпохи, как в живописи,  так и в архитектуре   -   изживание   монументальности.   Было   создано   немало оригинальных произведений как церковной,  так и светской  архитектуры.  В целом, размеры построек стали значительно скромнее.  Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

        Монументальная  живопись  также   претерпевает  изменения.   Дорогая  мозаика все чаще уступает  место  фреске.  Однако  именно  в  это  время  был построен и  украшен  знаменитый  монастырь  святого  Хора  или,  по-турецки, Кахрие-Джами, что означает "мозаичная мечеть".

      Увеличивается число сюжетов  иконописи, в  поисках  новых   тем  мастера прибегают   к  апокрифическим  Евангелиям  (т.е.  не  принятым   официальной  церковью). Их больше не удовлетворяет   статичность,  предписанная  каноном.  Все приобретает отныне движение.  Развеваются  складки  одежды,  святые  не принимают позы, а  движутся,  хотя  фигуры  остаются  непропорциональными  и никогда  не ступают на полную ступню (чтобы передать  их  легкость,  как  бы нематериальность). Появляется  пейзажный и архитектурный   фон,  пространство углубляется.  На лицах святых  проступают  нормальные  человеческие  чувства  (например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика монастыря Хора  (Кахрие  Джами),  1303  г.).  Нередко религиозные   сцены приближаются к чисто жанровым.

 

         6.  Архитектура Византии.

     

        В Византии, в отличие от Западной  Европе,  технические  архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. От  античности были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие  к  античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным  общественным  зданиям).

Центрические  здания были  небольшими  по  размерам  и  служили  крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли  собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример – крестообразная в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне).

      Базилики, как правило, были крупнее,  внутри делились  на  нефы.  Нефов могло быть три, пять, реже  семь  или  девять.  Центральный  неф  был   шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.  Окна  в верхней высокой  части  среднего   нефа   обеспечивали   равномерную   освещенность внутреннего пространства. Пример -  трехнефная  базилика  Сан-Аполинаре  де Нуово (Равенна). Широко использовались достижения  римских архитекторов  – арочное и сводчатое перекрытие и купол.  Однако  храмовые  и общественные постройки древнего  мира  не  удовлетворяли требованиям,  предъявляемым к христианскому храму ни  функционально,  ни  символически. 

      Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение: свод - небесный свод, купол  -  "небо  небес",  амвон  -  гора,  с  которой проповедовал Христос, престол - место Гроба Господня, четыре угла  которого - четыре стороны света. Храм должен  быть  направлен на восток, в сторону Иерусалима. Новый тип храмового здания – крестово-купольный храм - стал образцом  для всего православного мира (начиная с IX столетия).

 

            7.   Костюм Византии

           Общая характеристика

          Понятие красоты в византийской культуре замени приоритет добродетели во славу Бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика пришел новый тип красоты - духовный. Традиции связывали костюм Византии с костюмом эпохи Римской империи, но античные формы под восточным влиянием приобрели богатую орнаментацию, многообразную цветовую гамму, отделку золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Это усилило общее впечатление прямолинейности и жесткости, и фигура, лишившись живых,

естественных пропорций и линий, стала выглядеть плоской и  бесформенной. Для византийской одежды характерна полная непроницаемость: руки, плечи, шея - все закрыто наглухо. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы фигуры, маскирующих ее. Отношение ширины одежды к росту составляло 1:3, что придавало костюму монументальность и устойчивость. Это подчеркивалось декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником - оплечьем. Византийский костюм отличался роскошью, что проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности.

          Мужской костюм

         Из костюма практически исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту форму цилиндра. Основными видами мужской одежды являлись туника, штаны, туника-далматика, пенула, лорум. Туника-далматика представляла собой длинную и широкую накладную одежду с длинными цельнокроеными рукавами.

Туника имела вид позднеримской, с характерными длинными, зауженными книзу рукавами. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия, закрепленный на правом плече фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи, различными нашивками, сословными знаками. С VII в. Неотъемлемой  частью императорского костюма стал лорум - шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Его ширина составляла обычно 15-35 см, длина - 4-5 м.

Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати.

Равным ему по значению был воротник - оплечье - широкий круглый или

фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями.

Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более

короткой передней частью, надевавшийся через голову. В целом костюм

представлял собой тяжеловесную оправу социального положения человека.

Обувью служили сапоги, подвязанные  узкими ремешками, или мягкие   башмаки.

       

 

           Женский костюм

           Женский костюм также был закрытым и футлярообразным, соответствовавшим основным идеям христианства. Как и мужской костюм, это была одежда нового типа, чьей главной задачей было скрыть природные формы и пропорции человеческого тела. Основными видами женской одежды были туника, стола, туника-далматика, пенула. Наряду с уже существовавшими роскошными одеждами из дорогих тканей появилась накидка - мафорий, концы которой перекрещивались спереди и перебрасывались на спину. Вместе с длинной столой, накидка придавала фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи. Женщины неимущих классов, сохраняя в своей одежде основные формы и силуэт, делали ее из дешевых, скромных тканей. Так костюм становился более легким и приспособленным к условиям труда и быта.

            Ткани

            Византия была центром мирового ткачества. Фактура византийских тканей была разнообразна, ткани преобладали плотные, неэластичные, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас - наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Использовали их для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей. Рисунок на тканях был крупный, четкий, плоскостный, что имело большое значение для нивелировке форм тела. Изображения животных (львов, быков, орлов, уток, павлинов, грифонов, фениксов) вписывались в круги и многоугольники, которые объединялись в единый узор розетками и растительными завитками. Раппорт рисунка достигал 30-40 см в диаметре. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета - желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. Особенно высоко, как знак принадлежности к власти, ценился пурпур.                                                                        

          Украшения

          Ювелирное искусство в Византии, помимо практических функций, имело назначение символическое, сакральное, репрезентативное. С этим связаны высочайшие эстетические требования, предъявляемые к императорским регалиям и роскошным ювелирным украшениям,

которые носили мужчины и женщины. Пышность церемоний, утонченный

придворный этикет, праздничное  великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, торжественная культовая обрядность - все это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда происходила особая любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике, камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству дворцов и храмов. Украшения сохраняли связь с позднеримскими формами. Уровень изготовления  художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов был чрезвычайно высок. Также славились по всему миру византийские перегородчатые эмали на золоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

       8.  Заключение.

         

          В Византии было создано мощное и величественное искусство, чрезвычайно развитое и многостороннее; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения, выработаны типы церковных зданий и система их украшения живописью. Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи — иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства. Славу византийского искусства подкрепляют замечательные книжные миниатюры и произведения прикладного искусства.

Именно в Византии были сформулированы основные принципы торжественного и  идеального искусства, отвечавшего  потребностям феодального общества. Вместе с тем созданные в византийском искусстве образы несли в себе отголоски искусства античности. Они были претворены византийскими  мастерами в произведениях, красота  духовного строя которых приобретала, в отличие от резкой экспрессии, свойственной средневековому искусству  Запада, стройную гармоничность.

Эти достижения и особенности византийской художественной культуры оказали большое  воздействие на искусство соседних народов, воспринявших некоторые идейные  тенденции искусства, сформировавшегося  в Византии, и богатейший опыт ее художественного мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

       9. Список литературы.

      1.Бибиков М. В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. СПб., 2001, -316 с.

       2. Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. - 318 с.

       3. Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли / Сост. Д. В. Шатов, В. В. Шатохин. М., 2007. - 720 с.

      4. Банк А. В. Прикладное искусство Византии. М., 1978. - 312 с.

       5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. 1968-1978.

       6. Энциклопедический словарь/Изд. Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Спб., 1890-1904.

       7. Энциклопедический словарь. 7-е изд. /Изд. "Гранат", М., 1914-1940.

 


Информация о работе Византийское искусство