Великомученик Георгий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:52, творческая работа

Краткое описание

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Файлы: 1 файл

Георгий Победоносец.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

Ссылки и литература

  • «Чудеса св. Георгия». Текст VII—IX вв., русс. яз.
  • Страдание святого и славного великомученика Георгия, написанное магистром Федором Дафнопатом
  • Освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). 
 

Покровитель русского воинства

Великомученик Георгий († 303) – родом из Каппадокии (Малая Азия), был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, будущий великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды  на суде безчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий  воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают  страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных  уговоров отречься от Христа император  приказал подвергнуть святого различным  мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Мощи св. Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

Неверующий человек  спросит: а в чем же тут его  победа, почему он Победоносец?

Великомученика  Георгия называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.

По преданию, недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере  жил змей, который часто пожирал  людей той местности. Суеверные  люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия  на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии  чудесное оживление единственного  вола у земледельца, послужили поводом  к почитанию святого Георгия  покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

Грузия, просвещенная в IV в христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца, потому особо чтит св. Георгия как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках міра).

Св. Георгий Победоносец  почитался на Святой Руси с самого начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих строителей русского государства и русской военной мощи.

Сын св. равноапостольного  кн. Владиміра, Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. 26 ноября 1051 г. – день освящения этой церкви святителем Иларионом, митр. Киевским, – стал церковным праздником, любовно названным народом "Юрьев день", или "осенний Егорий". В этот день, до времен правления Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Великий Князь Владимірский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февр.), сложивший голову в битве на р. Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в народных былинах. Первым Великим Князем Московским в период собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского, внук св. Александра Невского.

С того времени  св. Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия, – стал гербом Москвы и включен в герб Русского государства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2).

Позже в России были учреждены Георгиевские награды  – боевые, то есть самые почетные – для офицеров и низших чинов, в связи с чем "Юрьев день осенний" (26 нояб./9 дек.) стал одним из самых почитаемых праздников и у русских военных.

Сохраненные вериги св. вмч. Георгия  в одном из коптских храмов христианских кварталов Каира

МОЛИТВА БЛАГОДАТНОМУ ПОКРОВИТЕЛЮ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА  
СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ПОБЕДОНОСЦУ ГЕОРГИЮ

Великий Георгий, Предстатель небесный,  
Целитель всех нужд и печалей, и ран!  
Ты - Русской Державы Защитник чудесный,  
Ты - слава героев и вождь христиан.  
Твое, Божий Воин, прославлено имя  
Величьем страданий во имя Христа;  
Своею любовью, делами своими  
Ты всех покоряешь святыне Креста.  
Услышь нас, молящихся, грешных собратий,  
Гонимых, позоримых русских людей,  
Разрушь злой совет инородческих ратей,  
Избавь нас от козней продажных вождей.  
Видна Тебе лютая наша тревога,  
Ты знаешь, что многих корысть увлекла  
И многие наши забыли про Бога  
И стали рабами кромешного зла.  
Рассей, о Георгий, соблазны измены,  
Взыщи обезумевших блудных сынов  
И к нам возврати их из вражьего плена,  
Спаси, вразуми их, о Воин Христов!  
Мы молим Тебя на коленях, рыдая -  
Явись, Благодатный Герой, с небеси  
С чудесным советом к Царю Николаю  
И с Ним усмири всяк язык на Руси!  
О сжалься, Георгий, над Русской Державой  
И прежнюю силу подай Ты ей вновь  
И снова затепли с немеркнущей славой  
В сердцах наших веру, надежду, любовь!

Лев Катанский 
(Впервые опубликовано 23 апреля 1906 г. в газете "Русское знамя")

 
просмотров 2645 
на главную 
для печати
 

Георгий, великомученик и победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. О личности его нельзя установить ничего исторически достоверного. Наука принимает только факт существования мученика Георгия, так как иначе трудно объяснить раннее, еще до V в., и широкое распространение его культа. Исходным пунктом его была, по-видимому, Сирия и Палестина, где в Лидде-Диосполисе показывалась гробница Георгия. Древнейшие письменные данные о нем мы имеем в вьеннском палимпсесте (IV - V в.), где в отрывках сохранился "апокрифический" рассказ о страданиях Георгия. К тому же времени относится упоминание Георгия папой Геласием, который, отвергая акты мученичества Георгия как еретическую фальсификацию, причисляет Георгия к святым, которые известны более Богу, чем людям. Позднейшая письменная традиция о Георгии - мучение по ватиканской и афонской рукописям, похвальное слово Андрея Критского (VIII в.), житие Метафраста (X в.) - несколько смягчила фантастичность первоначальной легенды. С давних же пор святой Георгий сделался "народным", и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Гёрги у болгар, Hophe у сербов, Jerzy у поляков, Jiry у чехов, Джерджис у арабов и т. д. Иногда Георгий прославляется под туземными именами, принадлежавшими языческим божествам, например: Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке. Праздник его пользуется высоким уважением во всех славянских землях и сопровождается множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства; о том же свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы и т. п. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля), на Руси имеет значение и осенний его праздник (26 ноября), к которому приурочено чудо Георгия о змее и девице. Эти два Юрьева дня теперь служат только пределами земледельческих работ, а до известного указа Годунова о прикреплении крестьян к земле имели важное юридическое значение. Высокое почитание Георгия объясняется многими причинами - его именем (георгос значит "земледелец"), иконописным изображением (в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всего на коне, в битве со змеем), содержанием его житий и сказаний о чудесах его, временем празднования и перенесением на него многих черт разных языческих божеств и т. д. В древнейшем житии Георгия, "апокрифическом", его мучит персидский царь Дадиан в продолжение 7 лет; Георгий три раза умирает и три раза воскресает, и когда окончательно умирает, усекнутый мечом в четвертый раз, небесный гнев поражает мучителей. В позднейших переделках и распространениях это житие послужило источником французских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке. Оно же, в славянских переделках, легло в основу русского духовного стиха о Егории Храбром, в котором святой является устроителем земли Русской. Житие святого Георгия получило литературную обработку первоначально на греческом Востоке, потом (до XII в.) перешло на Запад. Святой Георгий убивает дракона, который опустошал землю одного языческого царя; царь и граждане принуждены были отдавать ему на съедение детей. Когда на жертву змею была выведена царская дочь, является Георгий в образе молодого воина и усмиряет змея, которого, по его повелению, царевна приводит на своем поясе в город; после этого царь и тысячи подданных принимают крещение. Попытки объяснить возникновение легенды о Георгии не привели к однообразному результату. Образы Персея, вавилонского бога Мардука и иранского Митры, символизация победы христианства над язычеством могут объяснить отдельные моменты, но не целое. Вероятнее всего, что первоначальная форма легенды о Георгии явилась оригинальным продуктом народной фантазии сиро-палестинских стран. В народе всех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью, много устных песен породило в Греции, на Балканах вообще и у славян. В духовном стихе освобожденная Егорием царевна называется иногда Елизаветой. - См. А. Кирпичников , "Святой Георгий и Егорий Храбрый" (Санкт-Петербург, 1879); А. Веселовский , "Разыскания в области русских духовных стихов", II (Приложение к XXXVII тому "Записок Академии Наук", 1880, № 3); А. Хаханов , "Грузинский извод сказания о святом Георгии" ("Чтения общества истории и древностей российских", 1891, IV); V. Jagic, "Ein Textbeitrag zur Georgius-Legende" ("Archiv f. slav. Phil.", IX); Fr. Gorres, "Ritter St. Georg in Geschichte, Legende und Kunst" ("Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie", 1887); H. Delehaye, "Les legendes grecques des saints militaires" (1909); C. Steketel Hulst, "St. George of Cappadocia in Legend and History" (Лейпциг, 1909; на стр. 150 - 156 указана литература предмета): А. Рыстенко, "Легенда о святом Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах" ("Записки Новороссийского университета", CXII, и отд. Одесса, 1909); И. Крачковский , "Легенда о святом Георгии Победоносце арабской редакции" ("Живая Старина", XIX, 1910, III); K. Krumbacher, "Das Drachenwunder des hl. G. in der griech. und cat. Uberlieferung" (Лейпциг, 1911).

Георгий Победоносец



пт., 14/11/2008 - 11:02

Однажды, в одном  городе на востоке Римской империи  к двум стражникам, охранявшим городскую  тюрьму, подошел бедняк и стал жаловаться. Оказывается его единственный вол, кормилец семьи, упал в пропасть и разбился, а люди говорили, что в темнице томится молодой христианин, который творит чудеса и исцеляет болезни. Землепашец надеялся получить от него помощь. За несколько монет стражники согласились впустить крестьянина и тот в темнице обнаружил на каменном полу лежащего молодого воина со следами страшных мучений. Посетитель не решился даже ни о чем просить, но молодой христианин открыл глаза, улыбнулся и сказал: "не печалься, иди в мире, Христос мой Бог возвратит твоего вола к жизни". И действительно, когда крестьянин вернулся домой, он нашел своего вола совершенно живым и невредимым. Многие великие имена и славные события совершенно стерлись со страниц истории, но имя этого христианского мученика известно всем. Это святой Георгий, прозванный в народе Победоносцем.

Святой  Георгий Победоносец

Родился Георгий  Победоносец в самом конце 3-его  века в Каппадокии, в семье благочестивых  христиан. Однако после смерти отца, замученного за исповедание веры Христовой, мальчик вместе с матерью переселился в Палестину, где и провел все свое детство. В юности Георгий отличался красотой и силой, со временем возмужав, он поступил в римский легион. В те годы огромная Римская империя вела бесчисленные воины, стараясь сохранить свои бескрайние рубежи в неприкосновенности. У каждого способного воина была возможность проявить себя, ведь даже император Диоклетиан когда-то вышел из простых солдат, заслужив свой высший титул беспримерной храбростью и великой мудростью. Также не пропало даром и рвение Георгия, вскоре как смелый и решительный воин он был замечен и цезарь наградил его саном камиты, так у древних римлян назывался старший военноначальник, по долгу службы сопровождавший его во всех его путешествиях. Вот так, неожиданно для себя, воин-христианин сделался приближенным и доверенным лицом у императора-язычника.

Памятник  Георгию Победоносцу  в Рязани

До определенного  момента христиане при Диоклетиане  не чувствовали особых притеснений, более того, многие из них, благодаря  своим талантам, занимали высокие  государственные должности. В римской армии даже существовало целое войско, славившиеся своей неустрашиомостью, которое состояло из одних только христиан. Император ценил в своих подданных личные качества, мало обращая внимание на то, какому Богу они молятся. Так почему все-таки Диоклетиан, без сомнения один из самых талантливых правителей Рима, вдруг, неожиданно воздвиг одно из самых жесточайших гонений. В чем причина такой неожиданной перемены? На самом деле все становится на свои места, когда мы больше узнаем о языческой религии Рима и ее отношение с государством.

Римская империя  того времени была языческим государством, заключавшее в себе бесчисленное множество покоренных народов. Практически  каждая присоединенная область имела  своих древних богов и свои обряды, отправлению которых Рим не препятствовал и относился достаточно терпимо. Единственное, что требовалось от иноверца - приносить жертву римским богам. Другое дело христиане, для которых смерти подобно отступление от веры Христовой и приношение жертв языческим истуканам. Естественно, что такая непреклонность вызывала недовольство в окружении императора и это недовольство постепенно росло. Опасно и вредно оказалось христианство и для государственного строя в целом. В древнем Риме и религия и воля граждан, все было подчинено одной идее - благоденствию империи. Христиане не отказывались от государственной службы, отдавая кесарю кесарево, но сердце и душа принадлежали только Богу, а не государству и уж тем более императору. Стоит ли говорить, что самолюбие последнего при этом оставалось неудовлетворенным. В Риме с древнейших времен цезарь считался Богом на земле и требовал жертв в свою честь и почитания как настоящий небожитель. Не исключением был и Диоклетиан.

По преданию Диоклетиан, принося богатую жертву в храме Аполлона, услышал голос, возвещавший ему о том, что будущее империи неясно, ибо христиане своею праведностью уничтожат силу древних богов. Цезарь исполнился ярости и в бешенстве повелел начать жестокие гонения на последователей Христа. Георгий, надеясь на старую дружбу, решил открыться императору и отговорить его от этого шага. Зная, на что идет, он раздал все свое богатство нищим, отпустил своих рабов на свободу и отправился к Диоклетиану, чтобы встать на защиту христиан и уговорить императора прекратить гонения. Диоклетиан любил Георгия, и, видя его мужество и прямоту, поначалу стал отговаривать и просил принести искупительную жертву языческим богам. Без сомнения, в этот момент в нем боролось два человека - простой солдат, который в Георгии уважал такого же как он, неподкупного и мужественного воина, и цезарь-бог, который видел в христианах угрозу своей империи. Цезарь победил солдата и Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу. Георгий был подвергнут страшным мучениям. Диоклетиан приказал мучить его до тех пор, пока он не отречется от своей веры и его били мечами, пронзали ноги его копьями, бросали в негашенную известь, резали его тело острыми ножами, но всякий раз Георгий Победоносец представал перед своими мучителями несломленный духом.

В годы самых жестоких гонений нередки были случаи обращения язычников во Христову веру. История знает немало примеров, когда христиане, брошенные на арену к диким зверям, оставались совершенно невредимы, поскольку хищники, вместо того чтобы рвать их на части, лизали им ноги. И многие из толпы, видевшие это, с криками "и я христианин" бросались вслед за мучениками на верную смерть. Также поступила и жена

Диоклетиана, Александра. Пораженная стойкостью и душевным спокойствием, с каким Георгий переносил  все мучения, царица бросилась к его ногам и объявила себя верующей во Христа. Взбешенный Диоклетиан тут же приказал отрубить ей голову. На утро перед казнью Георгий Победоносец вдруг попросил цезаря отвести его в храм Аполлона, Диоклетиан и собравшийся вокруг храма народ уже подумали, что пытки сломили праведника и он готов принести жертву языческому богу, но Георгий, войдя в храм, простер свою руку к идолу и сотворил крестное знамение. В тот же момент каменный истукан с грохотом повалился на землю и рассыпался на части. Языческие жрецы, видя это, с яростью набросились на Георгия и кричали: "убей этого чародея, убей, пока он не погубил нас". Наконец, Диоклетиан повелел отвести непокорного за город и прилюдно казнить в назидание остальным. Мученик в последний раз помолился Богу и преклонил с радостью свою голову под меч. 6 мая 304 года мученик Христов Георгий Победоносец скончался от руки императорского палача.

Прошли века, но они не стерли в памяти людской  удивительный подвиг Георгия Победоносца. Великомученик сделался одним из самых почитаемых святых на Руси. В Юрьев день, в России Георгиев называли также и Егорами, был среди крепостных крестьян одним из самых долгожданных, когда они могли, наконец, от жадного и злого помещика перейти к другому, может быть более добродетельному. А в русской армии одной из самых дорогих наград был Георгиевский крест. Почитание святого Георгия Победоносца было так велико, что его образ всегда присутствовал на государственном гербе, там он находится и поныне.

Святого Георгия  называют Победоносцем, но не за его военные подвиги, ибо главная его победа одержана не с мечом в руках, а верою во Христа. Диоклетиановские гонения оказались последними, после которых язычество рухнуло окончательно. Римская империя с ее непобедимой армией, совершенным государственным строем, знаменитым римским правом, властью и богатством не устояла пред скромным мужеством христиан. Главным оружием которых была правда Божия, горячая вера и любовь. Именно об этой победе и повествует знаменитый иконописный сюжет "чудо Георгия о змие". Как говорится в

предании, на один из финикийский городов, известных  сейчас как Бейрут, обрушилось несчастье, в близлежащем озере завелось страшное животное, которое пожирало людей. Напуганные язычники решили приносить  ему в жертву своих детей. Наконец, настал черед и дочери царя. Смирившись со своей долей, девушка стояла на берегу и горячо молилась. Вдруг пред ней предстал воин не белом коне, который поразил копьем появившуюся богомерзкую тварь. Это был святой мученик Георгий Победоносец, который связал чудовище и привел его в город. Жителям он сказал: "с верою во Христа не бойтесь ничего и какие бы нам тяжелые времена не предстояли, какими бы страшными не казались наши враги, мы не должны бояться, ибо правда Божия и вера побеждает всегда".

Информация о работе Великомученик Георгий