Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:52, творческая работа
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
При
написании этой статьи
использовался материал
из Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
|
пт., 14/11/2008 - 11:02
Однажды, в одном городе на востоке Римской империи к двум стражникам, охранявшим городскую тюрьму, подошел бедняк и стал жаловаться. Оказывается его единственный вол, кормилец семьи, упал в пропасть и разбился, а люди говорили, что в темнице томится молодой христианин, который творит чудеса и исцеляет болезни. Землепашец надеялся получить от него помощь. За несколько монет стражники согласились впустить крестьянина и тот в темнице обнаружил на каменном полу лежащего молодого воина со следами страшных мучений. Посетитель не решился даже ни о чем просить, но молодой христианин открыл глаза, улыбнулся и сказал: "не печалься, иди в мире, Христос мой Бог возвратит твоего вола к жизни". И действительно, когда крестьянин вернулся домой, он нашел своего вола совершенно живым и невредимым. Многие великие имена и славные события совершенно стерлись со страниц истории, но имя этого христианского мученика известно всем. Это святой Георгий, прозванный в народе Победоносцем.
Родился Георгий Победоносец в самом конце 3-его века в Каппадокии, в семье благочестивых христиан. Однако после смерти отца, замученного за исповедание веры Христовой, мальчик вместе с матерью переселился в Палестину, где и провел все свое детство. В юности Георгий отличался красотой и силой, со временем возмужав, он поступил в римский легион. В те годы огромная Римская империя вела бесчисленные воины, стараясь сохранить свои бескрайние рубежи в неприкосновенности. У каждого способного воина была возможность проявить себя, ведь даже император Диоклетиан когда-то вышел из простых солдат, заслужив свой высший титул беспримерной храбростью и великой мудростью. Также не пропало даром и рвение Георгия, вскоре как смелый и решительный воин он был замечен и цезарь наградил его саном камиты, так у древних римлян назывался старший военноначальник, по долгу службы сопровождавший его во всех его путешествиях. Вот так, неожиданно для себя, воин-христианин сделался приближенным и доверенным лицом у императора-язычника.
Памятник Георгию Победоносцу в Рязани
До определенного
момента христиане при
Римская империя того времени была языческим государством, заключавшее в себе бесчисленное множество покоренных народов. Практически каждая присоединенная область имела своих древних богов и свои обряды, отправлению которых Рим не препятствовал и относился достаточно терпимо. Единственное, что требовалось от иноверца - приносить жертву римским богам. Другое дело христиане, для которых смерти подобно отступление от веры Христовой и приношение жертв языческим истуканам. Естественно, что такая непреклонность вызывала недовольство в окружении императора и это недовольство постепенно росло. Опасно и вредно оказалось христианство и для государственного строя в целом. В древнем Риме и религия и воля граждан, все было подчинено одной идее - благоденствию империи. Христиане не отказывались от государственной службы, отдавая кесарю кесарево, но сердце и душа принадлежали только Богу, а не государству и уж тем более императору. Стоит ли говорить, что самолюбие последнего при этом оставалось неудовлетворенным. В Риме с древнейших времен цезарь считался Богом на земле и требовал жертв в свою честь и почитания как настоящий небожитель. Не исключением был и Диоклетиан.
По преданию Диоклетиан, принося богатую жертву в храме Аполлона, услышал голос, возвещавший ему о том, что будущее империи неясно, ибо христиане своею праведностью уничтожат силу древних богов. Цезарь исполнился ярости и в бешенстве повелел начать жестокие гонения на последователей Христа. Георгий, надеясь на старую дружбу, решил открыться императору и отговорить его от этого шага. Зная, на что идет, он раздал все свое богатство нищим, отпустил своих рабов на свободу и отправился к Диоклетиану, чтобы встать на защиту христиан и уговорить императора прекратить гонения. Диоклетиан любил Георгия, и, видя его мужество и прямоту, поначалу стал отговаривать и просил принести искупительную жертву языческим богам. Без сомнения, в этот момент в нем боролось два человека - простой солдат, который в Георгии уважал такого же как он, неподкупного и мужественного воина, и цезарь-бог, который видел в христианах угрозу своей империи. Цезарь победил солдата и Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу. Георгий был подвергнут страшным мучениям. Диоклетиан приказал мучить его до тех пор, пока он не отречется от своей веры и его били мечами, пронзали ноги его копьями, бросали в негашенную известь, резали его тело острыми ножами, но всякий раз Георгий Победоносец представал перед своими мучителями несломленный духом.
В годы самых жестоких гонений нередки были случаи обращения язычников во Христову веру. История знает немало примеров, когда христиане, брошенные на арену к диким зверям, оставались совершенно невредимы, поскольку хищники, вместо того чтобы рвать их на части, лизали им ноги. И многие из толпы, видевшие это, с криками "и я христианин" бросались вслед за мучениками на верную смерть. Также поступила и жена
Диоклетиана, Александра. Пораженная стойкостью и душевным спокойствием, с каким Георгий переносил все мучения, царица бросилась к его ногам и объявила себя верующей во Христа. Взбешенный Диоклетиан тут же приказал отрубить ей голову. На утро перед казнью Георгий Победоносец вдруг попросил цезаря отвести его в храм Аполлона, Диоклетиан и собравшийся вокруг храма народ уже подумали, что пытки сломили праведника и он готов принести жертву языческому богу, но Георгий, войдя в храм, простер свою руку к идолу и сотворил крестное знамение. В тот же момент каменный истукан с грохотом повалился на землю и рассыпался на части. Языческие жрецы, видя это, с яростью набросились на Георгия и кричали: "убей этого чародея, убей, пока он не погубил нас". Наконец, Диоклетиан повелел отвести непокорного за город и прилюдно казнить в назидание остальным. Мученик в последний раз помолился Богу и преклонил с радостью свою голову под меч. 6 мая 304 года мученик Христов Георгий Победоносец скончался от руки императорского палача.
Прошли века, но они не стерли в памяти людской удивительный подвиг Георгия Победоносца. Великомученик сделался одним из самых почитаемых святых на Руси. В Юрьев день, в России Георгиев называли также и Егорами, был среди крепостных крестьян одним из самых долгожданных, когда они могли, наконец, от жадного и злого помещика перейти к другому, может быть более добродетельному. А в русской армии одной из самых дорогих наград был Георгиевский крест. Почитание святого Георгия Победоносца было так велико, что его образ всегда присутствовал на государственном гербе, там он находится и поныне.
Святого Георгия называют Победоносцем, но не за его военные подвиги, ибо главная его победа одержана не с мечом в руках, а верою во Христа. Диоклетиановские гонения оказались последними, после которых язычество рухнуло окончательно. Римская империя с ее непобедимой армией, совершенным государственным строем, знаменитым римским правом, властью и богатством не устояла пред скромным мужеством христиан. Главным оружием которых была правда Божия, горячая вера и любовь. Именно об этой победе и повествует знаменитый иконописный сюжет "чудо Георгия о змие". Как говорится в
предании, на один из финикийский городов, известных сейчас как Бейрут, обрушилось несчастье, в близлежащем озере завелось страшное животное, которое пожирало людей. Напуганные язычники решили приносить ему в жертву своих детей. Наконец, настал черед и дочери царя. Смирившись со своей долей, девушка стояла на берегу и горячо молилась. Вдруг пред ней предстал воин не белом коне, который поразил копьем появившуюся богомерзкую тварь. Это был святой мученик Георгий Победоносец, который связал чудовище и привел его в город. Жителям он сказал: "с верою во Христа не бойтесь ничего и какие бы нам тяжелые времена не предстояли, какими бы страшными не казались наши враги, мы не должны бояться, ибо правда Божия и вера побеждает всегда".