Великая французская буржуазная революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ Великой французской буржуазной революции: её значение и влияние на дальнейшее развитие Франции; её влияние на развитие истории мировой цивилизации.
Задачи:
Рассмотреть основные этапы и особенности Великой французской революции;
Рассмотреть важнейшее законодательство отдельных этапов революции.

Файлы: 1 файл

Введение1.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Последовательный  и радикальный для своей эпохи  демократизм якобинцев проявился  в новой Декларации прав человека и гражданина  и Конституции, принятой  Конвентом 24 июля  1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците.

    Характерно, что новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что  целью общества является «общее счастье». Кроме того говорилось, что правительство должно обеспечивать человеку пользование его неотъемлемыми правами. В Декларации 1793 г. последовательно и жестко проводился принцип законности, а верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введённым взамен понятия  «суверенитет  нации».

    Якобинская  Конституция 1793 г. была одной из самых демократических буржуазных конституций нового времени. Проникнутая идеями Ж.-Ж. Руссо и искренним стремлением к широкой политической  свободе, она представляла собой большой шаг вперёд по сравнению с цензовой  Конституцией 1791 г. Идея естественных прав человека (к ним якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность) получила наиболее революционное и демократическое выражение. Правда, в трактовке  собственности якобинцы пошли на уступку крупной буржуазии и отказались от выдвигавшейся ими ранее в полемике с жирондистами идеи прогрессивного налогообложения и ограничительного толкования собственности. Декларация 1793 г. в ст. 16 определила право собственности в традиционно индивидуалистическом плане, как возможность «пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла». Но в решении политических вопросов, в частности в сфере прав граждан, якобинцы делали значительный шаг вперёд. По ст. 122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право обьединения в народные общества. Ст. 7 Декларации 1793 г. в число личных прав и граждан включила право собраний с «соблюдением спокойствия», право свободного отправления религиозных обрядов. В якобинской  Декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т.е. произвольный  и тиранический акт, имел право оказывать сопротивление силой (ст.11)

    Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее народного суверенитета, выступающего как единое целое. Она предусмотрела простое и демократическое по тем временам устройство государства. В противовес федералистским стремлениям жирондистов в ст. 1 подчёркивалось, что «французская республика едина и неделима».14 Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). 

    Своеобразное  стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией  (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло своё отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами расходами республики и т.д.) мог предлагать законы. Принятый  Национальным собранием законопроект приобретал силу закона  лишь в том случае, если  40 дней спустя  после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна  десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что «народ обсуждает и постановляет законы» (ст. 10). По менее важным вопросам Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

    Высшим  правительственным органом  республики  являлся Исполнительный  совет (24 человек)  на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Члены совета  избирались  Национальным собранием  из списков, выдвинутых  первичными департаментскими собраниями. Совет нёс ответственность перед Национальным  собранием.

    Но  предусмотренная  якобинской  Конституцией  система государственных  органов  на практике не была  создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями   Конвент был вынужден отсрочить вступление  Конституции в силу. Будучи последовательными  и решительными  революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь в результате  энергичных  действий правительства, путём установления режима  революционной диктатуры.

    Важнейшими  органами  власти  становятся:

●  Конвент, имевший право издания и истолкования  законов;

● Комитет общественного  спасения, ставший фактически главным органом правительства;

●  Комитет общественной безопасности. 

    Основы  организации революционного правительства  были определены  Конвентом в  ряде декретов, в частности  в  Учредительном законе от 4 декабря 1793 г. «О революционном порядке управления».15 В этом декрете предусматривалось, что «единственным центром управления» в республике является  Национальный конвент. Такое закрепление руководящей роли Конвента в системе органов революционной диктатуры было естественным, после изгнания  преобладающим влиянием в нём пользовались якобинцы. Конвент был тесно связан с Парижской  Коммуной, народными обществами, т.е. был признанным центром революционной демократии того времени. Он был постоянно действовавшим  органом, который оперативно рассматривал большое количество вопросов и за сравнительно  короткий срок принял огромную массу законов (декретов).

    Правительственную власть в системе революционно –  демократической диктатуры якобинцев  осуществлял  Комитет общественного спасения, который выдвинулся на первое место среди комитетов. Согласно декрету Конвента от 10 октября 1793 г., Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы.16

    Для связи Конвента и правительственных учреждений с местами в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов Конвента, которые наделялись широкими полномочиями. Они осуществляли контроль за применением  декретов революционного правительства и в случае необходимости могли отстранять должностных лиц в департаментах  генералов в армии. Сложная политическая  ситуация (контрреволюционные мятежи, измены в армии) вынуждала комиссаров Конвента брать на себя иногда и непосредственные  административные и организационные  функции-издавать  обязательные распоряжения, командовать воинскими частями и т.д.

    К задачам революционной диктатуры  было приспособлено  управление на местах. Законом 4 декабря 1794 г. из ведения администрации департаментов были изъяты важнейшие вопросы, «относящиеся  к революционным законам  и мерам управления  и общественного спасения». По этим вопросам дистрикты  и  муниципалитеты  сносились непосредственно с революционным  правительством. Наибольшую активность в местном  управлении проявляли муниципалитеты, очищенные от жирондистов. В работе коммун и их секций, в генеральных советах широкое участие принимали низы   городского и сельского населения.

    Ещё по декрету 21 марта 1793 г. для надзора за враждебными республике иностранцами в каждой коммуне и её секции избирались специальные комитеты. При якобинцах функции этих комитетов значительно расширились, они получили название  революционных комитетов. Эти комитеты, состоявшие из наиболее активных  и преданных революции граждан, были созданы по всей стране и превратились в главную опору  Комитета общественного спасения на местах. Они не только последовательно проводили  в своих округах политику центра, но в свою очередь сами оказывали давление на Конвент, вынуждая его в ряде случаев выполнять требования масс.

    Одной из существенных особенностей якобинской диктатуры было создание  специальных  органов, предназначенных для борьбы с внешними врагами  и внутренней контрреволюцией. В своей деятельности, направленной на защиту республики  и завоеваний революции, они использовали методы революционного террора.

    В организации  разгрома войск феодально  – монархической коалиции, вторгшихся  в республиканскую Францию, решающую  роль сыграла революционная  армия.  В августе 1793 г.  Конвент  издал декрет о всеобщем ополчении, согласно которому осуществлялся переход от добровольческого принципа к обязательному набору, т.е. созданию массовой народной армии. К началу 1794 г. революционная армия  очистила территорию Франции от войск коалиции, но и сыграла важную роль в подавлении  опасных контрреволюционных мятежей.      

      Важную роль в организации   борьбы  с контрреволюцией играл   Комитет общественной безопасности, на который законом 4 декабря 1793г. было возложено руководство полицией. Он не был подчинен  Комитету общественного спасения  и должен был ежемесячно представлять свои отчёты непосредственно в Конвент. Наделённый правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет, нередко злоупотреблявший своей властью, стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.

    Особую  роль в проведении карательной  политики в дистриктах и коммунах играли революционные  комитеты, функции которых были существенно  расширены законом 17 сентября 1793 г. о подозрительных. Эти комитеты имели непосредственную связь с Комитетом общественной безопасности, пересылали ему списки арестованных и изъятые у них документы. Революционные комитеты, тесно связанные с народными обществами, местными отделениями Якобинского клуба, провели большую работу по разоблачению и обезвреживания контрреволюционеров, но в ряде случаев преследовали и невинных людей.

    Судопроизводство  осуществлял  Революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве универсальной меры наказания. Даже на основании устного доноса происходили арест, суд и казнь в течение нескольких часов. Это означало переход к политике государственного террора против врагов революции как внутренних, так и внешних.

    Упрочение  республики, однако, привело к распаду единства и усилению внутренних разногласий в блоке якобинцев. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией и претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Буржуазию раздражали введённые якобинцами ограничения предпринимательства. Она не желала больше мириться с политикой революционного террора. Сложившееся в ходе революции многочисленное мелкособственническое крестьянство отступило от революционно-демократических позиций, стало отворачиваться от якобинцев. Вожди якобинцев оттолкнули от себя в конечном счёте и низы городского и сельского населения. В условиях, когда якобинский блок быстро  разваливался, в Конвенте созрел контрреволюционный заговор. Поскольку вожди якобинцев не хотели, да уже и не могли вновь опереться на народные массы, планы заговорщиков, к которым примкнул ряд членов обоих правительственных комитетов, сравнительно легко осуществились.

    27 июля  1794 г. в результате заговора против возглавляемого Робеспьером правительства произошел Термидорианский переворот, свергнувший Якобинскую  республику.

Информация о работе Великая французская буржуазная революция