Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:20, реферат
Стиль барокко  возник в Италии в конце XVI в. и  пришёл на смену стилю Возрождения  в результате кризиса гуманистической  ренессансной культуры.
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период.
Украинское барокко
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
В XVII в. барокко 
распространился в большинстве 
европейских стран. Причём в одних 
подражали итальянским 
Стиль барокко 
был противоречивым и  неоднозначным. 
Так в разных странах он выражал 
и идею дворянской культуры времён 
рассвета абсолютизма,  борьбы за национальное 
единство, вкусы бюргерства. 
В барокко по 
сравнению с ренессансом 
Достоинства стиля 
проявились в исключительно сильных 
по художественной выразительности 
принципах создания архитектурных 
ансамблей и удивительном умении 
органически вписывать 
На Украине 
барокко характеризуется 
На западных 
землях Украины, оставшихся под властью 
польских магнатов, дело обстояло иначе. 
Иными были заказчики, их вкусы и 
требования, иными были и архитекторы, 
в основном иностранцы, иными были 
традиционные приёмы строительства 
и строительные материалы, усиливалась 
политика католической экспансии[3]. Именно 
этой политикой объясняется 
Одним из первых 
зданий, полностью соответствовавших 
архитектурному стилю барокко, был 
иезуитский костёл[4] Петра и Павла 
во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским 
зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика[5] 
с типичным для средневековой архитектуры 
высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами[6] 
над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими 
к готической архитектуре. Здание костёла 
почти полностью копирует римскую церковь 
капитула иезуитов Иль Джезу, построенную 
в 1575 г. одним из основателей стиля барокко 
Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится 
примером для многочисленных католических 
церквей во многих странах. Во Львове по 
его образцу с теми или иными отличиями 
строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. 
Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в 
Рудках (1728 г.). характерными для стиля 
барокко были также многочисленные  
небольшие однонефные костёлы. Черты барокко 
стали присущи и другим типам зданий –дворцовым, 
замковым и прочим. (здание королевского 
арсенала во Львове, 1635 г.) 
После завершения 
освободительной войны  и воссоединения 
Украины с Россией, начался новый 
этап в истории украинской архитектуры. 
На воссоединённых землях бурно растут 
города, развиваются ремёсла, торговля, 
формируется новый уклад жизни. 
На земли Левобережья и 
В XVII в. в России 
управление всем строительством было 
централизовано. Им руководил  Приказ 
каменных дел, в обязанности которого 
входили вопросы квалификации мастеров, 
посылка мастеров по вызовам заказчика, 
надзор за строительством. После воссоединения 
юрисдикция Приказа каменных дел 
распространяется и на украинские земли, 
и так как объём строительства 
был очень велик, на Украину приезжают 
русские мастера, причём даже ведущие 
архитекторы страны. Вполне естественно, 
что эти мастера приносят с 
собой новые приёмы строительной 
техники и формы, характерные 
для русской архитектуры того 
времени. Основную массу строителей 
составляли украинские мастера, многие 
из которых позже работали в России. 
Работали на Приднепровье и Черниговщине 
и немецкие, и литовские архитекторы. 
Несмотря на 
то, что приезжие мастера принесли 
в архитектуру создаваемых ими 
зданий определённые черты, свойственные 
их творческой индивидуальности, стиль, 
сформировавшийся на Украине во второй 
половине XVII в., имел свои особенности, 
обладал устойчивой общностью конструктивных 
и художественных черт, что даёт полное 
основание назвать его украинским барокко. 
Существенным обстоятельством  было 
то, что католическое барокко, ассоциировавшееся 
с деятельностью иноземных угнетателей, 
было ненавистно украинскому народу настолько, 
что многие дворцы польских магнатов, 
а также католические постройки были разрушены. 
И вполне понятно, что новостроящиеся 
здания не должны были ни в какой мере 
на них походить. В связи с этим украинское 
барокко быстро вырабатывает свои стилевые 
особенности. Компонентами стиля были 
национальные приёмы типов и композиций 
зданий, а также некоторые черты русской 
архитектуры, выразившиеся в характере 
декора. 
Застройка городов 
Приднепровья и Левобережья носила 
усадебный характер. Это резко 
отличало её от застройки европейских 
городов, где чаще всего соблюдалась 
регулярная система улиц и сплошная 
застройка с тесно прижатыми 
друг к другу домами. В приднепровных 
городах сохранялся принцип древнерусской 
планировки –радиально-порядковой, носившей 
живописный характер. 
Замечательным 
памятником жилой украинской архитектуры 
конца XVII в., отлично сохранившим 
свои первоначальные формы, является дом 
Якова Лизогуба в Чернигове –большой, 
одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной 
крышей и треугольными фронтонами на торцевых 
фасадах, которые расчленены пилястрами, 
огражда-ющими структуру плана. Фронтоны 
украшают плоские фигурные ниши, полуколонки 
и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика 
фасадов и фронтонов близка по характеру 
к формам русской архитектуры XVII в., но 
значительно крупнее и сочнее её, что создаёт 
живописную игру светотени. 
К общественным 
зданиям того времени относится 
Черниговский коллегиум, построенный 
в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом 
коллегиума стоит рядом с главными 
постройками Черниговского 
К постройкам гражданской 
архитектуры второй половины XVII –начала 
XVIII  вв. можно отнести многочисленные 
трапезные палаты в православных 
монастырях. Очень интересна трапезная 
черниговского Троицкого 
Наиболее ярко 
и самобытно стиль украинского 
барокко проявился в культовом 
зодчестве. Цапенко писал, «дух времени 
требовал монументальных образов. Главной 
задачей, особенно в XVII –начале XVIII  
вв., становится создание выразительного, 
впечатляющего образа, символа, памятника 
содеянного народом в деле национального 
освобождения и утверждения национальной 
культуры.»[9] 
В украинских церквях 
этого периода отмечается несколько 
типов, из которых один (главным образом 
монастырские соборы) восходит к традициям 
древнерусской архитектуры, а остальные 
–к типам украинских деревянных церквей. 
Первый тип 
восходит к восстановленным в XVII 
в. древнерусским святыням –киевскому 
Софийскому собору, собору Елецкого монастыря 
в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору 
Печёрского монастыря, издревле считавшемуся 
самым популярным зданием на Руси. Все 
эти сооружения в основе имели крестовокупольный 
тип и все они после восстановления «одеты» 
в барочную «одежду»; надстроены верха, 
появились пристройки, фасады украшены 
декором. 
Старейшее здание 
этого типа –собор Троицкого монастыря 
в Чернигове. В композиции собора сочетаются 
традиционные черты древнерусской (трёхапсидный 
в плане, пятиглавый)  и западной архитектуры 
(базиликальный характер интерьера, башни 
перед западным фасадом, барочный фронтон, 
элементы декора) 
Но не этот тип 
зданий был главным в украинской 
архитектуре рассматриваемого периода. 
Наиболее выразительно национальные черты 
проявились в каменных храмах, идущих 
от деревянных церквей, широко к тому 
времени распространённых. К постройкам 
этого типа относится один из лучших 
памятников украинского зодчества 
–трёхчастнный в плане, увенчанный тремя 
высокими живописными главами Покровский 
собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее 
сооружение города и единственно сохранившееся 
от застройки Харьковской крепости. Собор 
поставлен по русскому обычаю на подклеть, 
окруженную арочной галереей. Три тесно 
приставленных главы стремятся вверх, 
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав 
хорошо освещены окнами, обрамлёнными 
наличниками. В объёмно-пространственном 
решении отразились традиции украинской 
трёхверховой, многозаломной церкви. 
Более распространённым 
типом храма был храм пятикамерный, 
образующий в плане крест, часто с дополнительными 
ячейками по углам. Здания с крестообразным 
планом, с центрической объёмной динамической 
композицией, завершающеёся в большинстве 
случаев пятью или девятью верхами, как 
правило ставились на хорошо обозреваемых 
со всех сторон местностях, что определило 
одинаковое построение фасадов. 
Старейшим зданием 
этого типа является Николаевский собор 
в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. 
московским архитектором Г.И.Усти-новым. 
Собор венчают пять широких восьмигранных 
барабанов[10], перекрытых куполами с высокими, 
традиционными для украинской архитектуры 
завершениями. Композиция здания имеет 
чётко выраженную пирамидальность. В пластике 
фасадов отсутствуют элементы, роднящие 
её с московской архитектурой XVII в. 
Последним по времени 
памятником пятиглавых, крестовых в 
плане церквей считается Спасо-
Русские зодчие, 
работающие вместе с украинскими 
мастерами на Украине, не переносили 
на украинские церковные здания типологические 
и композиционные черты русской 
архитектуры, но повсеместно применяли 
свойственные ей элементы пластики и 
декора. Композиционные черты украинской 
архитектуры сказались и на русской 
архитектуре. Примером этому может 
служить Надвратная церковь Новодевичьего 
монастыря в Москве.  
В монументальном 
зодчестве Киева, Левобережья Украины 
в условиях подъёма национального 
самосознания украинского народа ярко 
проявились черты украинского барокко. 
Это нашло выражение в типах, 
конструктивных особенностях, декоре. 
Но главная особенность стиля 
–это новаторские и вместе с тем традиционные 
композиционные приёмы с гармонией и чувством 
пропорций, раскрытием внутреннего  
пространства, органически сочетаемого 
с внешними формами. 
В XVIII  в. в 
архитектуре западных областей Украины 
существенных изменений не произошло. 
Продолжал развиваться стиль 
барокко с чертами, характерными 
для позднего барокко в архитектуре 
Италии, Польши и Австрии. К началу 
XVIII  в. резко усилилась католическая 
экспансия. Украинское духовенство 
принимает унию, католическая церковь 
крепко держит в своих руках общественную 
жизнь. В ту пору во Львове было около 
25 тысяч жителей и 40 костёлов и 
католических монастырей. Давно миновали 
времена, когда в постройках Львовского 
братства выражались национальные украинские 
черты. Во Львове и других городах 
западных областей Украины работают 
крупные зодчие того времени, сооружается 
ряд церковных и гражданских 
сооружений, выдающихся в художественном 
отношении.