Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:20, реферат
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период.
Украинское барокко
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
В XVII в. барокко
распространился в большинстве
европейских стран. Причём в одних
подражали итальянским
Стиль барокко
был противоречивым и неоднозначным.
Так в разных странах он выражал
и идею дворянской культуры времён
рассвета абсолютизма, борьбы за национальное
единство, вкусы бюргерства.
В барокко по
сравнению с ренессансом
Достоинства стиля
проявились в исключительно сильных
по художественной выразительности
принципах создания архитектурных
ансамблей и удивительном умении
органически вписывать
На Украине
барокко характеризуется
На западных
землях Украины, оставшихся под властью
польских магнатов, дело обстояло иначе.
Иными были заказчики, их вкусы и
требования, иными были и архитекторы,
в основном иностранцы, иными были
традиционные приёмы строительства
и строительные материалы, усиливалась
политика католической экспансии[3]. Именно
этой политикой объясняется
Одним из первых
зданий, полностью соответствовавших
архитектурному стилю барокко, был
иезуитский костёл[4] Петра и Павла
во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским
зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика[5]
с типичным для средневековой архитектуры
высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами[6]
над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими
к готической архитектуре. Здание костёла
почти полностью копирует римскую церковь
капитула иезуитов Иль Джезу, построенную
в 1575 г. одним из основателей стиля барокко
Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится
примером для многочисленных католических
церквей во многих странах. Во Львове по
его образцу с теми или иными отличиями
строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит.
Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в
Рудках (1728 г.). характерными для стиля
барокко были также многочисленные
небольшие однонефные костёлы. Черты барокко
стали присущи и другим типам зданий –дворцовым,
замковым и прочим. (здание королевского
арсенала во Львове, 1635 г.)
После завершения
освободительной войны и воссоединения
Украины с Россией, начался новый
этап в истории украинской архитектуры.
На воссоединённых землях бурно растут
города, развиваются ремёсла, торговля,
формируется новый уклад жизни.
На земли Левобережья и
В XVII в. в России
управление всем строительством было
централизовано. Им руководил Приказ
каменных дел, в обязанности которого
входили вопросы квалификации мастеров,
посылка мастеров по вызовам заказчика,
надзор за строительством. После воссоединения
юрисдикция Приказа каменных дел
распространяется и на украинские земли,
и так как объём строительства
был очень велик, на Украину приезжают
русские мастера, причём даже ведущие
архитекторы страны. Вполне естественно,
что эти мастера приносят с
собой новые приёмы строительной
техники и формы, характерные
для русской архитектуры того
времени. Основную массу строителей
составляли украинские мастера, многие
из которых позже работали в России.
Работали на Приднепровье и Черниговщине
и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на
то, что приезжие мастера принесли
в архитектуру создаваемых ими
зданий определённые черты, свойственные
их творческой индивидуальности, стиль,
сформировавшийся на Украине во второй
половине XVII в., имел свои особенности,
обладал устойчивой общностью конструктивных
и художественных черт, что даёт полное
основание назвать его украинским барокко.
Существенным обстоятельством было
то, что католическое барокко, ассоциировавшееся
с деятельностью иноземных угнетателей,
было ненавистно украинскому народу настолько,
что многие дворцы польских магнатов,
а также католические постройки были разрушены.
И вполне понятно, что новостроящиеся
здания не должны были ни в какой мере
на них походить. В связи с этим украинское
барокко быстро вырабатывает свои стилевые
особенности. Компонентами стиля были
национальные приёмы типов и композиций
зданий, а также некоторые черты русской
архитектуры, выразившиеся в характере
декора.
Застройка городов
Приднепровья и Левобережья носила
усадебный характер. Это резко
отличало её от застройки европейских
городов, где чаще всего соблюдалась
регулярная система улиц и сплошная
застройка с тесно прижатыми
друг к другу домами. В приднепровных
городах сохранялся принцип древнерусской
планировки –радиально-порядковой, носившей
живописный характер.
Замечательным
памятником жилой украинской архитектуры
конца XVII в., отлично сохранившим
свои первоначальные формы, является дом
Якова Лизогуба в Чернигове –большой,
одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной
крышей и треугольными фронтонами на торцевых
фасадах, которые расчленены пилястрами,
огражда-ющими структуру плана. Фронтоны
украшают плоские фигурные ниши, полуколонки
и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика
фасадов и фронтонов близка по характеру
к формам русской архитектуры XVII в., но
значительно крупнее и сочнее её, что создаёт
живописную игру светотени.
К общественным
зданиям того времени относится
Черниговский коллегиум, построенный
в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом
коллегиума стоит рядом с главными
постройками Черниговского
К постройкам гражданской
архитектуры второй половины XVII –начала
XVIII вв. можно отнести многочисленные
трапезные палаты в православных
монастырях. Очень интересна трапезная
черниговского Троицкого
Наиболее ярко
и самобытно стиль украинского
барокко проявился в культовом
зодчестве. Цапенко писал, «дух времени
требовал монументальных образов. Главной
задачей, особенно в XVII –начале XVIII
вв., становится создание выразительного,
впечатляющего образа, символа, памятника
содеянного народом в деле национального
освобождения и утверждения национальной
культуры.»[9]
В украинских церквях
этого периода отмечается несколько
типов, из которых один (главным образом
монастырские соборы) восходит к традициям
древнерусской архитектуры, а остальные
–к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип
восходит к восстановленным в XVII
в. древнерусским святыням –киевскому
Софийскому собору, собору Елецкого монастыря
в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору
Печёрского монастыря, издревле считавшемуся
самым популярным зданием на Руси. Все
эти сооружения в основе имели крестовокупольный
тип и все они после восстановления «одеты»
в барочную «одежду»; надстроены верха,
появились пристройки, фасады украшены
декором.
Старейшее здание
этого типа –собор Троицкого монастыря
в Чернигове. В композиции собора сочетаются
традиционные черты древнерусской (трёхапсидный
в плане, пятиглавый) и западной архитектуры
(базиликальный характер интерьера, башни
перед западным фасадом, барочный фронтон,
элементы декора)
Но не этот тип
зданий был главным в украинской
архитектуре рассматриваемого периода.
Наиболее выразительно национальные черты
проявились в каменных храмах, идущих
от деревянных церквей, широко к тому
времени распространённых. К постройкам
этого типа относится один из лучших
памятников украинского зодчества
–трёхчастнный в плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский
собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее
сооружение города и единственно сохранившееся
от застройки Харьковской крепости. Собор
поставлен по русскому обычаю на подклеть,
окруженную арочной галереей. Три тесно
приставленных главы стремятся вверх,
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав
хорошо освещены окнами, обрамлёнными
наличниками. В объёмно-пространственном
решении отразились традиции украинской
трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым
типом храма был храм пятикамерный,
образующий в плане крест, часто с дополнительными
ячейками по углам. Здания с крестообразным
планом, с центрической объёмной динамической
композицией, завершающеёся в большинстве
случаев пятью или девятью верхами, как
правило ставились на хорошо обозреваемых
со всех сторон местностях, что определило
одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием
этого типа является Николаевский собор
в Нежине, построенный в 1668-1670 гг.
московским архитектором Г.И.Усти-новым.
Собор венчают пять широких восьмигранных
барабанов[10], перекрытых куполами с высокими,
традиционными для украинской архитектуры
завершениями. Композиция здания имеет
чётко выраженную пирамидальность. В пластике
фасадов отсутствуют элементы, роднящие
её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени
памятником пятиглавых, крестовых в
плане церквей считается Спасо-
Русские зодчие,
работающие вместе с украинскими
мастерами на Украине, не переносили
на украинские церковные здания типологические
и композиционные черты русской
архитектуры, но повсеместно применяли
свойственные ей элементы пластики и
декора. Композиционные черты украинской
архитектуры сказались и на русской
архитектуре. Примером этому может
служить Надвратная церковь Новодевичьего
монастыря в Москве.
В монументальном
зодчестве Киева, Левобережья Украины
в условиях подъёма национального
самосознания украинского народа ярко
проявились черты украинского барокко.
Это нашло выражение в типах,
конструктивных особенностях, декоре.
Но главная особенность стиля
–это новаторские и вместе с тем традиционные
композиционные приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего
пространства, органически сочетаемого
с внешними формами.
В XVIII в. в
архитектуре западных областей Украины
существенных изменений не произошло.
Продолжал развиваться стиль
барокко с чертами, характерными
для позднего барокко в архитектуре
Италии, Польши и Австрии. К началу
XVIII в. резко усилилась католическая
экспансия. Украинское духовенство
принимает унию, католическая церковь
крепко держит в своих руках общественную
жизнь. В ту пору во Львове было около
25 тысяч жителей и 40 костёлов и
католических монастырей. Давно миновали
времена, когда в постройках Львовского
братства выражались национальные украинские
черты. Во Львове и других городах
западных областей Украины работают
крупные зодчие того времени, сооружается
ряд церковных и гражданских
сооружений, выдающихся в художественном
отношении.