Украинское барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период.

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 457.48 Кб (Скачать)

Украинское  барокко

Стиль барокко  возник в Италии в конце XVI в. и  пришёл на смену стилю Возрождения  в результате кризиса гуманистической  ренессансной культуры.

Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.

В XVII в. барокко  распространился в большинстве  европейских стран. Причём в одних  подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм. 

Стиль барокко  был противоречивым и  неоднозначным. Так в разных странах он выражал  и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма,  борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства. 

В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др. 

Достоинства стиля  проявились в исключительно сильных  по художественной выразительности  принципах создания архитектурных  ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру  в окружающую природу. Главное в  нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства. 

На Украине  барокко характеризуется своеобразными  особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его  самобытный стиль наиболее ярко проявился  в архитектуре Левобережья и  Слобожанщины[2], воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. 

На западных землях Украины, оставшихся под властью  польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и  требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства  и строительные материалы, усиливалась  политика католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство  большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье. 

Одним из первых зданий, полностью соответствовавших  архитектурному стилю барокко, был  иезуитский костёл[4] Петра и Павла  во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским  зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также многочисленные  небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.) 

После завершения освободительной войны  и воссоединения  Украины с Россией, начался новый  этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры –Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер. 

В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил  Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения  юрисдикция Приказа каменных дел  распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства  был очень велик, на Украину приезжают  русские мастера, причём даже ведущие  архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера приносят с  собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные  для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы. 

Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими  зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством  было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора. 

Застройка городов  Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко  отличало её от застройки европейских  городов, где чаще всего соблюдалась  регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми  друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный характер. 

Замечательным памятником жилой украинской архитектуры  конца XVII в., отлично сохранившим  свои первоначальные формы, является дом  Якова Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени. 

К общественным зданиям того времени относится  Черниговский коллегиум, построенный  в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом  коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на верхнем ярусе её окружают  цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями. 

К постройкам гражданской  архитектуры второй половины XVII –начала XVIII  вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная  черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью. 

Наиболее ярко и самобытно стиль украинского  барокко проявился в культовом  зодчестве. Цапенко писал, «дух времени  требовал монументальных образов. Главной  задачей, особенно в XVII –начале XVIII  вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника  содеянного народом в деле национального  освобождения и утверждения национальной культуры.»[9] 

В украинских церквях  этого периода отмечается несколько  типов, из которых один (главным образом  монастырские соборы) восходит к традициям  древнерусской архитектуры, а остальные  –к типам украинских деревянных церквей. 

Первый тип  восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором. 

Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый)  и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора) 

Но не этот тип  зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты  проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества  –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви. 

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов. 

Старейшим зданием  этого типа является Николаевский собор  в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в. 

Последним по времени  памятником пятиглавых, крестовых в  плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства. 

Русские зодчие, работающие вместе с украинскими  мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской  архитектуры, но повсеместно применяли  свойственные ей элементы пластики и  декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на русской  архитектуре. Примером этому может  служить Надвратная церковь Новодевичьего  монастыря в Москве.  

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины  в условиях подъёма национального  самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля  –это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего  пространства, органически сочетаемого с внешними формами. 

В XVIII  в. в  архитектуре западных областей Украины  существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль  барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре  Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII  в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство  принимает унию, католическая церковь  крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и  католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах  западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается  ряд церковных и гражданских  сооружений, выдающихся в художественном отношении. 

Информация о работе Украинское барокко