Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:17, контрольная работа
Что касается политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока, то в начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культы теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам.
Введение……………………………………………………………………3
1. Политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока………………………………………………………5
2. Учение И. Канта о праве и государстве……………………………..13
3. Проблемы государства и права в теориях демократического, исламского, христианского и других видов социализма в ХХ в…………......19
Заключение……………………………………………………………….21
Библиографический список …………………………………………...24
К началу XX в. все застарелые конфликты на политической и идейной почве – незавершенность аграрной реформы и перехода к конституционализму, усиление позиций русского марксизма и новый подъем религиозно-нравственных исканий и дискуссий – получили новое продолжение и истолкование.
Среди революционных радикалов определенный престиж приобрели отечественные марксисты, потеснившие приверженцев идеалов народников 70-х гг. и неонародников начала века (эсеров). Отцом русского марксизма считается Г.В. Плеханов. Марксизм стал известен в России в народнической окраске, затем он стал течением в среде демократической интеллигенции и городских рабочих. Для Плеханова прохождение России через фазу капиталистического развития включало не только фазу полного (буржуазного) капиталистического развития производительных сил, но и развитие соответствующей надстройки (в частности, в виде конституции и парламентского правления). В этом плане он в споре с народниками защищал «длинный и трудный капиталистический путь развития». Великая миссия рабочего класса виделась ему в том, что именно рабочему классу надлежит завершить дело, начатое Петром, – вестернизацию России.[13]
Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920) известен своими фундаментальными разработками истории религиозной философии и исследованиями проблем философии права. Право он определял как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную нормой. Определения права, в которых фигурируют понятия «власть», «государство» или «принуждение», т. е. понимание права как организованного принуждения, имеют тот недостаток, что всякое государство или власть сами обусловлены правом. Они не принимают в расчет те разновидности права, которые существуют независимо от признания или непризнания их тем или иным государством, – таково право церковное, право международное или некоторые юридические обычаи из разряда предшествующих возникновению государства. Необходимо различать в нравственности два элемента: вечный закон добра, которым должна определяться конечная цель нашей деятельности; ряд подвижных и изменчивых конкретных задач, целей, которые обусловливаются, с одной стороны, вечными требованиями добра, а с другой – меняющимися особенностями той конкретной среды, где мы должны осуществлять добро. В подходе Трубецкого присутствует мысль о гармонизации позитивного и естественного права, причем последнее «звучит как призыв к усовершенствованию», играет роль движущего начала в истории. Идея естественного права дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим.
Павел Иванович Новгородцев (1866–1924)зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Его сборники «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918) стали крупным событием в духовной жизни российского общества. Самым значительным трудом стало «Введение в философию права». В первую часть его вошли работы «Нравственный идеализм в философии права» и «Государство и право» (1907), в которых обоснована потребность в возрождении философии естественного права. Вторую часть составила работа «Кризис современного правосознания» (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства. Трудность последней задачи в том, что государство возлагает на себя «благородную миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно», и что, вообще говоря, они «необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении».
Заключение
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
Под соответствующими учениями имеются в виду теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, те концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное отражение процесса углубления познания политических и правовых явлений.
История политических учений – история борьбы передовых прогрессивных идей и взглядов с реакционными антигуманными воззрениями, борьба сторонников демократической и автократической тенденций в развитии гражданского общества.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта особенность обусловлена тем, что в рамках данной дисциплины исследуются, и освещается специфический предмет.
Основные проблемы истории политических и правовых учений:
1) определение понятия и сущности государства;
2) процесс создания государства и границы его деятельности;
3) исследование соотношения понятий «гражданское общество» и «государство»;
4) изучение форм государства и их преимуществ и недостатков;
5) в каком соотношении находятся понятия «политика» и «мораль» и т. д.
Этапы становления истории политических и правовых учений:
1) Древний мир – эпоха зарождения первых политических правовых учений (до V в. н. э);
2) Средние века (V– сер. XII вв. н. э) – феодализм;
3) Возрождение (XIV–XVII вв.) – возврат к античной философии, поиск новых основ развития человека и государства;
4) Буржуазная революция (XVII–XVIII вв.) – господство разума, появление естественного права человека и общественного договора;
5) Свободная конкуренция (XIX в.) – рождение либеральных идей и течений, «движение свободной буржуазии», борьба за политическую и экономическую власть буржуазии. Свобода рассматривается с точки зрения вынужденной необходимости;
6) Эпоха монополистического капитала (XX в.) – подъем в национал-социалистическом движении, появление революционеров.
История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук.
Значение и роль истории политических и правовых учений обусловлено ее местом в обществоведении вообще и в системе юридических наук, в частности.
Изучая историю политических и правовых учений, нельзя обойтись без знаний, предоставляемых историей государства и права, в той части, в какой необходимо выявить влияние исторической государственно-правовой практики на формирование политических теорий, а также там, где встает вопрос о подтверждении или опровержении каких-либо идей реальной действительности.
Значение и роль истории политических и правовых учений:
1) способствует формированию научного историко-материалистического мировоззрения;
2) содействует закреплению юридических знаний, чем помогает самостоятельно анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности.
Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов — с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.
В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.
Библиографический список
1. Баталина В.В. История политических и правовых учений. М.: Окей-книга, 2008
2. Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.
3. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. М.: 2007. — 208 с.
4. Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004
5. Халин К.Е. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. М.: изд-во «Аллель-2000», 2005
6. Шестаков С.Ю. История политических и правовых учений. М.: ТК Велби, 2004г.
24
[1] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С.-156
[2] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С.-161
[3] Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.-С.-65
[4] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С.-167
[5] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С.-172
[6] Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.-С.-87
[7] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С.-182
[8] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С-189
[9] Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.-С.-97
[10] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С-98
[11] Баталина В.В. История политических и правовых учений. М.: Окей-книга, 2008-С.-45
[12] Лейста О. Э.Учебник. История политических и правовых учений. Под ред.– М.: Юридическая литература, 2007 г.-С-102
[13] Шестаков С.Ю. История политических и правовых учений. М.: ТК Велби, 2004г.-С.-98