Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:24, контрольная работа

Краткое описание

Центром учения Аристотеля является понятие «политии». Полития есть основанное на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически оправданную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, жизненных целях

Файлы: 1 файл

контрольная ИППУ.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

     Аристотель  выделяет несколько типов демократии. Все граждане, независимо от их имущественного состояния могут участвовать  на равных в осуществлении верховной  власти или же может иметь место  невысокий имущественный ценз.

Худшим  видом демократии является такой, когда  народ правит, не опираясь на законы, возводя в закон каждое свое решение. Беззаконие роднит этот вид власти с тиранией и олигархией.

     Аристотель  относится к демократии избирательно. Умеренную цензовую демократию философ  одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния  на четыре разряда.

     Порядки же, установившиеся в Греции при  Перикле Аристотель осуждал, так  как не признавал уравнительной  справедливости. Мыслитель считал, что у большинства бедных людей  нет ни образования, ни досуга, чтобы  заниматься делами управления. Их бедность создает условия для подкупа, для групповых дрязг.

Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии  и даже аристократии, потому что  считает: в множестве людей есть в каждом частичка или таланта, или мудрости.

     Полития - вариант власти большинства. В ней сочетаются достоинства олигархии и демократии, это та золотая середина, к которой стремился Аристотель. Гражданами признаются только лица, имеющие средний достаток. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов. Чистая форма политии - редкость, так как для нее требуется сильный средний класс.

     По  мнению Аристотеля, причиной переворотов, насильственной смены форм правления  является нарушение справедливости, абсолютизация принципа, лежащего в  основе формы правления. Например, при  демократии это абсолютизация равенства. Аристотель связывает перевороты с  социальными противоречиями. Причинами  переворотов являются усиление одного из классов, слабость среднего класса.

     В своих трудах философ дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии. 

 

Заключение

     До  Аристотеля, который своим учением  о необходимости рабства подвел итог тысячелетнему существованию  Древней Греции, еще никто не говорил  на эту тему так открыто и категорически. Мыслитель дал глубокий и разносторонний анализ понятия раба.

     Природа требует рабства для существования  самого государства. В рабстве нет  ничего постыдного или противоестественного.

     Политическая  организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем  справедливости Аристотель считает  отсутствие крайностей между бедностью  и богатством, золотую середину.

     На  основании сочетания этих двух критериев  Аристотель выделяет и характеризует  шесть форм правления. Наиболее совершенной  формой правления он считает политию».

     Идеалом Аристотеля является «среднее» государство, осуществляющее добродетель. Добродетель  трактуется как гармония между двумя  крайностями.

     Центром учения Аристотеля является понятие  «политии». Полития есть основанное на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически оправданную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, жизненных целях.

     Понятия государства и права тесно  связаны. Полис должен основываться на праве. Право - нормы, регулирующие общественную жизнь политии. Закон должен основываться на разуме, он должен быть лишен эмоций, симпатий и антипатий.

     Вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую  методологию эмпирического и  логического исследований, обобщил  огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел  до совершенства систему понятий, которой  человечество продолжает пользоваться до сих пор. 

  

 

Список  литературы 

1.                Асмус В.Ф. История античной философии. -М., 1965.

2.                Гриненко Г.В. История философии. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

3.                Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. и другие.   Философия. Курс лекций. -М.: Издательство РАГС, 2001.

4.                История политических и правовых  учений. Учебник // Под ред. В.С.  Нерсесянца. -М.: ГЮРМА-ИНФРА, 1999.

5.                История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристь, 1996.

6.                Канке   В.А. Философия. Исторический  и систематический курс. Учебник  для вузов. - М.: Логос, 1999.

7.                Кессиди Ф.X. Проблема происхождения греческой философии // Вестник МГУ. Серия XII. Философия - 1998. №3.

8.                Лосев А.Ф. Античная история  философии. - СПб.; Алтейя, 2001.

9.                Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003.

10.           Политология. Учебник. / Под ред.  М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.

11.           Реале Дж,, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. - СПб.: Петрополис, 1996

12.           Учение Аристотеля о сущности // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1989. № 2. - С. 67-69.

13.           Теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.- С. 355.

14.           Теория государства и права.  Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2000.

15.           Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002.

16.           Яковлев А.М. Социальная структура  общества. - М.: Экзамен, 2003.

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве