Трипольская культура, поселения, культура, земледелие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики. Оценка исследователями значения и влияния трипольской культуры на становление современного строя общества неоднозначны, в частности, трипольскую культуру часто называют родоначальником славянского народа. Именно поэтому, важно определить значение трипольской культуры и подробно описать характерные особенности данной цивилизации.

Оглавление

Трипольская культура и ее значение.
1. История трипольской культуры.
2. Поселения трипольцев.
3. Инвентарь и хозяйство трипольской культуры.
4. Искусство трипольцев
5. Идеологические представления и верования.
6. Погребения.
7. Значение трипольской культуры.
Использованные источники информации.

Файлы: 1 файл

конт. по истории украины.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

 

4. Искусство трипольцев.

В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий - блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор. Качество посуды бесподобное: она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной, красной и тёмно-каштановой красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки - первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.

На исторических территориях Подолья (т.е. в ареалах плотного поселения трипольцев) женщины издавна декоративно украшали стены домов снаружи и внутри, разрисовывали печь. Для отделки посуды Трипольцы использовали черную и красную краску. Такой же краской женщины смазывали напольные стены домов и хлевов. До последнего времени сельские женщины разрисовывают дома, дымоходы, печи и т.д. В ковроткачестве, гончарстве, резьбе по дереву, вышивках, писанках - очень много геометрических и растительных орнаментов (называемых по-народному безконечник, каракули, кудряшки, троечка, крючки и т.д.), которые определенно напоминают орнамент палеолитической и неолитической культуры в Украине.

 

В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.

Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиняные статуэтки, свидетельствующие о больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэток из темно-красной глины изображает, например, женщину, с лицом, очень похожим на совиное, другая, покрытая коричневой краской, - женщину в сидячем положении с вытянутыми горизонтально ногами и сложенными руками и т.д. Фигурки были стоящими и сидячими. У сидячих было округлое лицо, рук не было, и ноги отделены одна от одной. Стоящие отличались тем, что имели волосы. Трипольские изображения были большей частью женскими, лишь изредка мужскими. С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку.

 

 

 

5. Идеологические представления и верования трипольцев.

Бык, игравший в хозяйстве Триполья значительную роль как животное, доставляющее большое количество мяса, и корова, дававшая молоко, являлись объектом культа, существовавшего в эту эпоху во всем Средиземноморье и Дунайско - Днепровском бассейне, чем и объясняется распространенность изображений этих животных. Фигурки быков и расписные изображения известны во многих трипольских поселениях, а также среди западноевропейской спирально- ленточной керамики. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов. Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел, несомненно, религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже - чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери - Вселенной. Богиня огромна, солнце - ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.

 

6. Погребения

Весьма необычной чертой, отличающей культуру Триполья от прочих, современных ей, культур является отсутствие четко выраженного погребального обряда. Так, в северной части поселения в Драгустени, между тремя зданиями и периферией участка была обнаружено несколько, несвязанных между собой, частей человеческой кости: фрагмент нижней челюсти взрослой женщины, фрагмент черепа взрослого мужчины, и полной голени 16-18-летних девушек. Более частой находкой являются черепа или фрагменты черепов, в сравнении с остальными частями тела. В Триполье были найдены два фрагмента лобной части черепа; в Коломийщине удалось восстановить лобную кость; череп 60-летней женщины был найден в Траян-Делюл. В Луке Устинской был найден череп 12-14-летней девочки, в яме, наряду с костями животных, осколками кремния и глиняной посудой. А в Луке-Врубловецкой был обнаружен новорожденный, в яме около очага. В дополнение к рассеянным костным фрагментам, было найдено двойное погребение между двумя зданиями. Одно погребение было сильно нарушено, но менее чем в метре находилось второе, в намного лучшей форме, лежащее на спине. Грубые керамические сосуды были помещены около головы и ног покойного; рядом были найдены и кости мелкого рогатого скота (овец, козы, а также зуб лошади). Джон Шапман утверждал, что подобные церемониальные похороны, а также преднамеренная ломка специфических объектов (скульптурок) - есть некая альтернатива развитому погребальному культу соседних с Трипольем общностей. Если смерть была важна в пределах данных сообществ, тогда плоть и кости покойного не играли существенной роли; возможно именно по этой причине в большинстве случаев человеческие останки были так небрежно разбросаны по всему поселению, вместе с прочим бытовым мусором, костями животных, вышедшими из употребления инструментами и разбитыми керамическими сосудами.

Более вероятно, все же, что прежнее отсутствие похорон связанно с представлениями культуры Триполья о смерти, согласно которым, человек, когда умирает, покидает свое тело, физическое вместилище - транспортное средство, и соответственно оно становится уже ненужным объектом.

 

7. Значение  трипольской культуры.

Значение трипольской культуры огромно и не вызывает сомнений. Трипольская культура являлась переходом от первобытного общества к цивилизации. Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство, также не отставали трипольцы в скотоводстве (особенно на позднем этапе), охоте, рыболовстве, собирательстве (на раннем этапе), прядении и ткачестве; присутствовало уже не присваивающее, а производящее хозяйство, был налажен обмен, в сфере общественных отношений - переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности. В сфере быта - построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей. В духовной сфере - доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия (женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды и др.) Они явились одним из тех образований, на основе которого сложились затем славянство и другие этнические группы. Памятники и материалы трипольской культуры являются важным источником для изучения истории племён родового общества. Также, данные исследования показали, что духовное развитие племен трипольской археологической культуры было на высоком уровне. Современные археологические исследования подтверждают, что отдельные элементы трипольской культуры (система хозяйства, топография поселений, декоративная роспись зданий, мотивы орнамента и керамики и т.д.) стали неотъемлемой частью современной украинской культуры. Керамические произведения трипольцев являются настоящими произведениями искусства. Они делились на окрашенные (в одну, две, три краски) и неокрашенные, а также на орнаментированные и неорнаментированные. Посуда для приготовления пищи также была проста, почти всегда неокрашена, но с растительным или животным орнаментом. Но если взглянуть на изделия здешних племён последующих поколений – культур бронзового века – "ямников", "катакомбников", "срубников", мы увидим, что на их посуде присутствуют трипольские символы. Они чётко проявляются и в керамике железного века (скифо-греческий период) – на серых вазах Черняховской культуры. Тот же орнамент, те же, дожившие до Киевской Руси, сельскохозяйственные технологии, те же, связанные со сбором урожая, обряды. Даже сейчас в Украине можно встретить обмазанные глиной, раскрашенные яркими красками "трипольские" мазанки, а украинские узоры на рушниках и рубашках имеют прямые прототипы в трипольских керамических росписях – сто восемьдесят поколений между украинцами и трипольцами связаны тысячами нитей традиций, общих ценностей, верований, и тысячами паутинок ментальности. Было бы неправильно полностью отрицать роль трипольцев в генезисе украинцев. Как и иные древние народы Украины (скифы, сарматы, готы, фракийцы, балты и т.д.), трипольцы, в определенной мере, были их предками.  Сказать, что именно трипольцы были предками славян, очень трудно, поскольку о них не осталось никаких письменных упоминаний. Конечно, быт их много в чем похож на славянский. Так, славяне тоже строили дома из глины, хотя эти дома были однокомнатными и располагались хаотично. Интересно, что технология строительства из глины и дерна сохранилась даже в XVII-XVIII веках, как отмечает В. Хвойко, и такого рода здания можно видеть уже в пригородах Днепропетровска. Посуду славяне лепили руками, но в отличие от трипольской, она была проще в плане орнамента, имела более округлые формы, короче говоря, почти не была похожа на трипольскую.

Конечно, по материальным находкам более-менее можно определить родство трипольцев со славянами, а вот говорить о том, являются ли трипольцы  нашими родственниками, с точностью еще не решился никто. В.Хвойко был уверен, что трипольцы - предки протославян, по П.Третьякову славяне жили севернее и где-то веке в III-II смешались с трипольцами, есть даже мысли о том, что это были кельты. То есть, этот вопрос остается открытым.

Трипольская культура как один из феноменов, была открыта в конце 19 века археологом В.Хвойко, и с тех пор исследовалась многими учеными. Есть три возможные теории возникновения трипольской культуры: чисто автохтонная (В.Хвойки), ассимиляция автохтонного населения с пришлыми племенами (В.Збеновича) и пришлых племен, что поселились на тех землях (М.Марра).

Есть два основных вида периодизации трипольской культуры: периодизация В.Хвойки (два периода: первый - связанный с каменным веком, второй - с веком медным) и Т.Пассека (три периода в зависимости от возникновения, развития и упадка трипольской культуры).

Первоначальные представления трипольцев были, очевидно, связаны с периодическими катаклизмами, вызванными существенными сдвигами в Солнечной системе во время их существования. Вероятно, тогда появилось представление о цикличности времени, и нашло свое отражение в трипольской керамике.

Но у всякой культуры есть начало и конец. Были они и в Триполье. По поводу этого существует несколько гипотез: это и нарушение экологического баланса, что было связано с экстенсивным ведением хозяйства, и определенное похолодание, и внутренние противоречия, и следствие экспансии агрессивных племен, пришедших с северо-запада и востока.

 

Источники информации:

 

http://www.astra-lit.com/ukr-ment-ru/ukr_ment_3.htm ;

 http://www.mandria.ua/sights/149.htm ;

http://uchebnikionline.ru/istoria/istoriya_ukrayini_-_svitlichna_vv/starodavnya_istoriya_ukrayini_mln.htm ;

 http://uchebnikionline.ru/kulturologia/istoriya_ukrayinskoyi_kulturi_-_pavlova_oyu.htm

Пассек, Т.С., Раннеземледельческие (Трипольские) племена Поднестровья / Пассек Татьяна Сергеевна. - М.: Изд-во Акад. наук СССР: 1961 - 228 с.

Хвойко, В.В. Каменный век Среднего Приднепровья // Тр. XI Археологического съезда в Киеве в 1899 году. - М.: 1901. - Т.1. - с.730-812.

Бибиков С. Трипольская культура. Археология Украинской ССР, т. И. Киев, 1971.

Энциклопедия Трипольской цивилизации. - К., Укрполиграфмедиа, 2004, т. I-II.

 http: //dic. academic.ru/dic. nsf/bse/141160/Трипольская

http://www.plam.ru/hist/po_sledam_drevnih_kultur/p3.php

 


 



Информация о работе Трипольская культура, поселения, культура, земледелие