Три вопроса по различным эпохам

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Крепостное право – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость. В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX века. Среди причин возникновения крепостничества можно выделить следующие:

Оглавление

1. Модуль 1 – Средневековая Русь, Россия:
Таблица «Основные этапы формирования крепостного права в России»……...2
2. Модуль 2 – Императорская и буржуазная Россия:
Благотворительность Пермского купечества……………………………………..6
3. Модуль 3 – Советская и постсоветская Россия:
Колчак Александр Васильевич (1874 – 1920)……………………………………12
4. Список использованной литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по отечественной истории.docx

— 306.22 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ: 
 

1. Модуль 1 – Средневековая Русь, Россия:

  Таблица «Основные этапы формирования крепостного права в России»……...2

 2. Модуль 2 – Императорская и буржуазная Россия:

 Благотворительность Пермского купечества……………………………………..6

 3. Модуль 3 – Советская и постсоветская Россия:

 Колчак  Александр Васильевич (1874 – 1920)……………………………………12

4. Список использованной литературы…………………………………………..15

 

  1. Средневековая Русь, Россия.                                                                               Таблица: Основные этапы формирования крепостного права в России.

  

Крепостное право  – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость. В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX века. Среди причин возникновения крепостничества можно выделить следующие:                                                                                                 а) бегство крестьян из Центральной России на окраины, ввиду сильного феодального гнета, оставляло поместья опустевшими, в целях обеспечения феодальных земель рабочей силой, государство запрещает покидать крестьянам их земли;    

б) формирование служивого сословия (дворянства) поддерживалось  правительством, укреплением его благосостояния – прикреплением крестьян к земле;                                                                                                                  

в) характер формирующегося государства.

  Проблема крепостничества и крепостного права является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. Ключевский В.О. считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению».  В XIX веке возникло две теории возникновения и утверждения крепостничества: «указная» и «бузуказная».

     Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и является его главным атрибутом.

  Основные  этапы формирования крепостного  права  России:

№ этапа Период Характеристика  этапа Последствия Результат
1 этап конец XV-XVI вв. Наступление землевладельцев  и государства на крестьян. Крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Рост поместного и вотчинного землевладения  феодалов сопровождался вовлечением  новых масс крестьян в отношении  личной зависимости от хозяев. В  период политической раздробленности  крестьяне могли покидать своих  хозяев и переходить к другому  землевладельцу. 1497 год - введение Иваном III ограничения права перехода крестьян от одного помещика к дугому – Юрьев день;   

1550 год – составление  нового «Судебника»;                  1581 год - Указ Ивана IV Грозного «О заповедных летах» (введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день)

2 этап с конца XVI в. до 1649 г. Закрепощение крестьян в стране происходил, когда было издано Соборное Уложение царя Алексея  Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Крестьяне лишались права перехода от одного владельца  к другому. Теперь крестьяне прикреплялись  к земле, а не к владельцу. 1597 год - Указ Федора Ивановича «Об урочных летах» (установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян); 1637-1641 гг. - Указы Михаила Федоровича (увеличение срока государственного сыска до 9лет, а затем до 15 лет)
3 этап вторая половина XVII - XVIII вв. Укрепление и  дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление  землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая  эксплуатация. При Екатерине II помещик  мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели  права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк. 1649 год - Соборное уложение Алексея Михайловича (закрепление частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и др. владельцами, установление зависимости частновладельческих крестьян от государства, отмена «урочных лет», утверждение права на бессрочный розыск и возвращение беглых),

1718-1721 гг.- податная  реформа, окончательно прикрепившая  крестьян к земле;  

1747 год – помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу;

1769 год – помещик  получил право ссылать крестьян  в Сибирь;

1765 год – помещик  получил право ссылать крестьян  не только в Сибирь, но и на каторжные работы; 

1767 год – крестьянам  было строго запрещено подавать  жалобы (челобитные) на своих помещиков.                       

                         

                                                                                                                         

   Крепостничество в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому». Кроме того, крепостничество консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем, крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач. Ликвидация крепостного права, которое наряду с самодержавием являлось главной опорной конструкцией социального строя России, его административной системы, поставила вопрос о замене прежних институтов и механизмов управления новыми. В связи с этим необходимо было начать преобразование и в других сферах общественной жизни.                                                                     Отмена крепостного права в России в 1861 году и последовавшие за ней другие реформы явились «перевалом», «поворотным пунктом» российской истории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными революциями, так осознавали значение этого исторического поворота уже его современники. Ретроспективно оценивая эти важнейшие по своему историческому масштабу события,  можно уверенно сказать: они знаменовали тот факт, что страна закономерно и неуклонно вступила в мировой процесс модернизации, перехода от традиционного средневекового общества к современным формам общественной жизни [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Императорская и буржуазная Россия.                                   Благотворительность Пермского купечества.                                                     

   Жизнь дореволюционного Урала во многом была связана с деятельностью третьего сословия – купечества, которая была чрезвычайно многообразна. Купеческое предпринимательство являлось одним из условий стабильного экономического развития региона. Главным результатом вложения торгового капитала в промышленность являлось создание ряда промышленных заводов и фабрик Урала. Одной из замечательных страниц деятельности русского купечества была благотворительность, нашедшая конкретное воплощение и на Пермской провинциальной земле. Главные объекты благотворительности со временем менялись. Так, наиболее значительная  доля вклада долгое время доставалась церкви. Однако с течением времени в сферу поддержки купечества попадают и другие общественные институты: образование, трудовая помощь, борьба с социальными отклонениями и т. д.                                                                                     Наиболее охотно помощь оказывалась тем объектам, которые официально признавались. Трата средств на цели, не поощрявшиеся официально, хотя и благородные, были редким исключением.                                                           Пермское купечество (Поповы, Любимовы, Грибушины, Тупицыны, Гавриловы, Марьины, Мешковы, Жирновы, Каменские и другие) выделяли огромные средства на строительство церквей, монастырей, школ, приютов, богаделен, оказывали помощь деятелям культуры. Начало благотворительности в Перми   относится  ко времени основания самого город В.Н.Татищевым - сподвижником смелой и грозной эпохи зачинания уральской промышленности, уже тогда превратившей Урал в "... опорный край державы". Так, в числе учреждений нового города в 1783 году упоминается приказ общественного призрения. Этот приказ на первых порах имел довольно широкую

сферу деятельности. На его средства была основана первая школа в 1783 году.     

   Братья Каменские. Благотворительность братьев носила традиционный религиозный характер, диктовалась внутренней потребностью «пособить сирым и убогим». Отцы и деды Каменских были крестьянами, а народные нужды обычаи и мировоззрение крестьянства тесно связаны с христианской этикой и моралью. Поэтому братья Каменские, как и другие пермские предприниматели, выделяли средства на церкви и монастыри, богодельни и приюты.  
Начинания Каменских по созданию Успенского монастыря были поддержаны пермским купечеством. Кроме того,     Каменские возвели монастырскую больницу, флигеля для печения просфор и выделки восковых свечей, различные хозяйственные постройки, двухэтажный трапезный корпус.  К началу 20-ого века благотворительная деятельность активизировалась. На средства купеческого капитала финансировалось губернское попечительство детских приютов, общество Красного Креста, ведомство императрицы Марии и некоторые духовные учреждения.  
Мощную финансовую поддержку имело коммерческое образование, но не обходились вниманием и другие учебные заведения. Самой важной акцией купечества и интеллигенции явилось открытие первого высшего учебного заведения Перми -университета.  
   Особое место занимает в этом ряду семья Дягилевых - известных по всей России. Дмитрий               Васильевич занимался благотворительность, отдавая в пользу церквей и приютов стоимостью в несколько тысяч рублей. Страдая тяжелым недугом, жил в уединении, писал иконы и картины.  
    Дягилев Павел Дмитриевич делал громадные взносы в монастыри и храмы, основал Камско-березовский монастырь, устраивал странноприимные дома. Внес значительную сумму на строительство Пермского каменного театра. 
    Дягилева Анна Павловна была организатором и учредителем благотворительных обществ, кружков, товариществ, оказывала медицинскую помощь сельскому населению с бесплатной раздачей лекарств. 
    Грибушин Михаил Иванович – был одним из крупнейших кунгурских благотворителей. Более 200 тысяч рублей пожертвовал на реконструкцию Успенской церкви. На его средства был возведен подаренный городу корпус Малого гостиного двора. Вершиной благотворительной деятельности М. И. Грибушина стало учреждение в Кунгуре сиропитательного дома для бедных мальчиков.

       

                    Грибушин М. И. 

    Наиболее социальноориентированным пермским предпринимателем XIX века можно считать Ивана Ивановича Любимова, за свою предприимчивость прозванного современниками "русским американцем". Унаследовав капиталы отца, а также его пароходы и торговые лавки, Иван Иванович стал вкладывать деньги в промышленность, создавая новые современные предприятия с тысячами рабочих мест. Очень много сделал И. И. Любимов для города Перми: по его инициативе открыто Алексеевское реальное училище, для которого Любимов пожертвовал свой дом на Вознесенской площади (ныне - авиационный колледж им. Швецова) и ежегодно вносил для содержания здания и учащихся 2000 руб. Иван Иванович также благоустроил дом Богородицкого приюта, где был директором в 1883-1891 годах, состоял членом попечительного совета Мариинской женской гимназии, был избран членом учетного комитета Пермского отделения Государственного банка, действительным членом губернского статистического комитета, почетным членом научно-промышленного музея, членом совета общественной библиотеки. Его участие в работе всех этих организаций отнюдь не было формальным и во многих случаях выражалось в крупных суммах, которые Любимов тратил на развитие родного города и улучшение жизни пермяков. 
 
 

Любимов И. И.

   Мешков  Николай Васильевич – известный купец, меценат и общественный деятель. Своим основным делом считал развитие путей сообщения. В этом он видел свой долг перед отечеством. Он сравнивал пути сообщения с системой кровообращения, подчеркивал, что при отсутствии внутри страны путей сообщения «наблюдается в деле снабжения большая неустойчивость и дороговизна.  Действенные транспортные артерии — важное средство изучения огромной, богатейшей, неисследованной страны, налаживания эффективного хозяйства. Самый известный памятник, увековечивший имя Мешкова в истории города Перми – Дом Мешкова. 

   
 
 
 
 
 
 
 

 

Дом Мешкова  в городе Перми 

  «Пермское купечество - яркая и самобытная часть русского дореволюционного общества, навсегда ушедшая, но заслужившая память потомков своим благотворным делом» -  Н.П. Баяндина. 

Истинная благотворительная  деятельность – это многолетнее  долговременное подвижничество. 
   
  За единовременными же щедрыми дарами иногда стояли эгоистические соображения, деловой расчет, хорошо продуманный ход, целью которого могло быть поддержание своей репутации в общественных кругах или изменение общественного положения. Что мы и наблюдаем очень часто в действиях некоторых современных "деятелей" [2]. 

  3. Советская  и постсоветская Россия.

Колчак Александр Васильевич  (1874 - 1920 гг.). 

  

 

  Колчак  Александр Васильевич  -  российский военный и политический деятель, исследователь  -  полярник, один из руководителей Белого движения. Родился в семье морского артиллерийского офицера. Хорошее домашнее образование, классическая гимназия и Морской кадетский корпус, который Колчак окончил в числе первых в 1894 году, дали ему прекрасное знание трех европейских языков, истории флота и привили интерес к точным наукам.                                                                                       С 1895 года  Колчак - на флоте. В 1896 – 1899 годах служил на крейсере, ходил в Тихий океан: "Главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами". Произведенный в лейтенанты, Колчак в 1900 – 1902 годах  участвовал в  полярной экспедиции Э.В. Толля и за "выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг" был представлен Русским географическим обществом к большой Константиновской золотой медали и избран действительным членом Общества. Один из островов Карского моря был назван именем Колчака.                                                                                                          

Информация о работе Три вопроса по различным эпохам