Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:43, реферат
Великая Отечественная война повлияла на все сферы жизни общества. Жители всех регионов страны своим трудом старались приблизить победу советского народа в этой войне. Не оставалась в стороне от решения жизненно важных проблем в эти трудные годы и Ойротская автономная область. Особую нагрузку взяла на себя транспортная система. Хотя военные действия были в стороне, тем не менее, транспортным предприятиям необходимо было заниматься мобилизацией на фронт как транспортных, так и людских ресурсов.
Введение………………………………………….……………………………………3
Рабочая сила во время ВОВ……………………….………………………………….4
Мобилизация транспортных средств…………….…………………………………..5
Увеличение нагрузки………………………………………………………………….6
Все для фронта, все ля победы……………………………………………………….8
Заключение….………………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………………11
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Транспорт Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны»
Выполнил:
Проверил:
Учитель истории Горного Алтая
Содержание
Введение………………………………………….……………
Рабочая сила во время ВОВ……………………….………………………………….4
Мобилизация транспортных средств…………….…………………………………..5
Увеличение нагрузки…………………………………………………………
Все для фронта, все ля победы……………………………………………………….8
Заключение….………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Великая Отечественная война повлияла на все сферы жизни общества. Жители всех регионов страны своим трудом старались приблизить победу советского народа в этой войне. Не оставалась в стороне от решения жизненно важных проблем в эти трудные годы и Ойротская автономная область. Особую нагрузку взяла на себя транспортная система. Хотя военные действия были в стороне, тем не менее, транспортным предприятиям необходимо было заниматься мобилизацией на фронт как транспортных, так и людских ресурсов.
Рабочая сила Горного Алтая в годы ВОВ.
На войну ушли шофёры, механики, трактористы. Именно поэтому уже в первые шесть месяцев войны обострилась проблема дефицита рабочих кадров. С предприятий области было призвано в армию около 30% квалифицированных рабочих. Согласно данным на 01.01.1941 г., в Ойротской автотранспортной конторе работало 34 квалифицированных водителя грузовых автомашин с многолетним стажем, 26 ремонтных рабочих. За период военных действий в армию призвали 42 водителя, 52 рабочих. По данным источника, на 29 декабря 1943 г. численный состав водителей и рабочих был обновлён более чем на 90%. Большую часть водительского состава (60 %) составляли женщины. Иными словами, дорожная отрасль испытывала острую нехватку в квалифицированной рабочей силе. Преодолеть дефицит рабочих рук было очень сложно, поэтому уже в июне 1941 г. были отменены отпуска, узаконены сверхурочные работы. Рабочий день был продлён до 10-12 часов. Через год работники строек и промышленных предприятий были объявлены мобилизованными на весь период военного времени.
Мобилизация транспортных средств.
Нужды военного времени требовали мобилизации не только людских ресурсов, но и техники, средств передвижения - автомобилей, тракторов, лошадей. С каждым днём техники и тягловой силы в области становилось всё меньше и меньше. Об итогах первых трёх дней мобилизации Ойрот-Туринский райком сообщал обкому партии, что вместо 100 запланированных лошадей для выделения в РККА город и районы области поставили 112. Из 64 грузовых автомашин, имевшихся в автотранспортной конторе Ойротской автономной области в начале 1941 г., к 1943 г. осталось не более 30. Из них только 15 машин были способны осуществлять перевозки. При этом всего 4 единицы техники были полностью исправны. Большая часть имевшегося автопарка простаивала из-за отсутствия запасных частей.
За период военных действий только Ойротская автотранспортная контора области из своего машинного парка передала в РККА 36 автомашин. Кроме того, в мастерских автотранспортной конторы было отремонтировано и отдано в РККА 190 автомашин, принадлежавших различным организациям области. В рассматриваемый период, как и в предвоенные годы, всю деятельность в регионе, связанную с перевозкой пассажиров, транспортировкой грузов, содержанием и ремонтом автомашин, осуществляла Ойротская автотранспортная контора (АТК).
Увеличение нагрузки.
Само предприятие было организованно на основании приказа Барнаульского транспортного управления. Первоначально оно носило название «Хозяйство гужавтотранс» (гужевое автотранспортное хозяйство). В его распоряжении находились деревянные постройки, в том числе гаражи, склады, конные повозки. Позднее контора была оснащена 2 автомобилями марки «АМО-Ф-15» и 7 тракторами. Первоначальная численность работников на предприятии составляла не более 58 человек. Контора не располагала собственной ремонтной базой, не было оборудованных механических мастерских для выполнения средних и капитальных ремонтов автомашин. Выполнялись только монтажно-демонтажные работы ручным способом, при наличии деталей и запчастей, полученных со стороны.
В связи с резким сокращением автомобильного парка автопредприятий из-за мобилизаций машин для нужд фронта перед руководством встала сложная задача - резко повысить эффективность использования каждого автомобиля, работавшего в тылу. Значительное сокращение численности автомобилей на предприятиях, трудности с обеспечением их горюче-смазочными материалами, запасными частями потребовали некоторой перестройки системы организации и управления АТК.
На предприятии в годы Великой Отечественной войны насчитывалось 47 автомашин. Из них грузовые: Зис-5 - 11 шт., Газ-АА - 2 шт., Газ-42 -30 шт., Яг-6 - 1 шт., автобусы: Газ-АА - 1 шт., Зис-16 - 1 шт., лимузин 1 шт., лошади - 2 особи [6, л. 13]. В 1942 г. в порядке безвозмездной помощи в Алтайский край было передано несколько машин. В условиях войны автопарк области значительно сократился. Достаточно сказать, что из 80 машин АТК (до войны) в 1942 г. работало только 32 автомашины, в том числе 27 газогенераторных - марки Газ-42. Что касается ведомственного автотранспорта, то он практически был весь передан для нужд РККА. Поэтому нагрузка на имеющийся автопарк АТК значительно увеличилась.
Рабочие предприятия своим трудом пытались приблизить день победы. Так, если в 1940 г. план грузооборота был выполнен на 23,3%, то в 1943 г. на 100,7%. В натуральном выражении фактический объем грузооборота составил в 1943 г. 7900 т, что дало увеличение против 1942 г. почти на 2000 т и составило к довоенному уровню
71,2%, несмотря на то, что грузовой автопарк сократился на 27%.
Однако при такой огромной грузонапряженности имевшийся автопарк использовался в лучшем случае на 25-30%. Объясняется это тем, что Ойротская автотранспортная контора с самого начала ее существования не имела собственной ремонтной базы. Опыт работы автотранспортного предприятия в годы Великой Отечественной войны показал, что обеспечить эффективное использование каждого транспортного средства можно было только при финансировании АТК общего пользования, укреплении автотранспортных предприятий, усилении их материально-технической базы, внедрении достижений научно-технического прогресса.
Все для фронта, все для победы.
Не только рабочие автотранспортной конторы занимались ремонтом автомашин, помогали в этом и жители ряда сёл. Не исключением стало и население с. Майма. Уже с первых дней войны ими был организован областной приёмосдаточный пункт автотранспорта. На пункте создали авторемонтную бригаду под руководством механика Нохрина. Вся бригада работала под лозунгом: «Дать Красной Армии образцовый автотранспорт». Небольшой коллектив проявлял исключительную организованность и чёткость. На восстановленных машинах уезжали водители, мобилизованные в Красную Армию.
Помимо основного транспорта, работники АТК обслуживали транспорт местной промышленности и контролировали состояние подъездных путей. Местная промышленность включала в себя: масло-сыродела тельные заводы, небольшой мясокомбинат, пивоваренный и хлебный заводы, валяльновойлочную, мебельную и швейную фабрики. Работал небольшой лесозавод, два леспромхоза и несколько старательных артелей по добыче золота. Население региона было задействовано и в горнорудной промышленности. Поскольку последняя в Ойротской автономной области являлась единственной отраслью тяжёлой промышленности, имевшей оборонное значение, то дороги в Акташское, Чаган-Узунское, Курайское ртутное месторождения ремонтировались и расчищались в первую очередь. Делалось это по причине стратегической важности названных объектов потому, что ртуть широко использовалась в электротехнике, радиотехнике, а также при изготовлении взрывчатых веществ, что в условиях войны было делом государственного значения.
Осуществление полноценной работы всех структур экономики региона невозможно без качественной работы транспорта и дорожного сообщения между населёнными пунктами. В связи с этим последнее приобретало особую актуальность и значимость среди многих проблем периода Великой Отечественной войны. Именно от уровня состояния путей сообщения во многом зависела победа русского народа в этой войне. В силу этого 28 июня 1941 г. Алтайский краевой дорожный отдел издал приказ под номером 48. По данному приказу все работники дорожных отделов должны были обеспечивать бесперебойное движение по хлебовозным и другим особо важным дорогам, ремонтировать и приводить в проезжее состояние просёлочные дороги, мосты и подъездные пути к заготовительным пунктам, пристаням, нефтебазам. В связи с этим в особо сжатые сроки необходимо было выполнять работы по ремонту и строительству дорог, мостов, ведущих именно к стратегически важным объектам производства. От состояния дорог зависела возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции.
В целях своевременной вывозки зерна, подачи его на линию железной дороги для обеспечения Красной Армии хлебом об доротдел был обязан принимать меры по очистке дорог от снега и содержать в проезжем состоянии Ябоганский, Кырлыкский перевалы, Громотуху, а также дорогу Катанда, Иня. Появилась возможность вывозки зерна из самых отдалённых территорий Ойротской автономной области. Приводились в порядок дороги, ведущие и к леспромхозам. В 1943 г. Дайбовский и Кебезенский леспромхозы выполнили план по заготовке леса, отправив новостройкам края и Новосибирской области более 60 тыс. кубометров древесины. В 1944 г. леспромхозы области отправили новостройкам Сибири и Средней Азии более 70 тыс. кубометров делового леса.
Другая дорога (Майма – Ойрот Тура - Чоя - Турочак) соединяла три аймачных центра с областным центром Ойротской автономной области - г. Ойрот-Тура. Кроме того, эта дорога являлась единственным путём сообщения для треста Ойрот-Золото, Кебезенского леспромхоза с последующим выходом к железнодорожной станции Бийск, поэтому данную дорогу власти области старались содержать в хорошем состоянии. Иначе говоря, строительство периферийных дорог между небольшими населёнными пунктами и содержание их в проезжем состоянии давало возможность вывозить продукты питания, товары повседневного спроса, доставлять груз по назначению.
Помимо внутренних перевозок, осуществляемых по дорогам местного уровня, большое хозяйственно-политическое значение придавалось перевозкам экспортно-импортных грузов, необходимых для фронта, осуществляемым «Совмонг-торгом». Груз по Чуйскому тракту перевозили вместо машин на верблюдах. В связи с этим приходилось учитывать ряд обстоятельств, связанных с организацией такого рода перевозок. Во-первых, требовалась охрана верблюдов и груза от возможного хищения. Во-вторых, возникала необходимость поддержания дисциплины во время движения такого каравана, ибо шум двигавшихся автомашин по тракту пугал животных. В третьих, для организации безопасного движения на дороге Управление Чуйского тракта ГУшосдор НКВД в опасных местах дороги было обязано посыпать дорогу песком. Делалось это для того, чтобы животные не пострадали из-за гололедицы.
Заключение.
Таким образом, автомобильный транспорт в Ойротской автономной области являлся в годы Великой Отечественной войны ведущим в осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Но для качественного обеспечения такого рода деятельности необходимо было соблюдать несколько условий. Во-первых, своевременно производить ремонт имевшейся техники, что не всегда удавалось из-за дефицита квалифицированных рабочих. Только ценой неимоверных усилий жителей Ойротской автономной области появилась возможность осуществить весь комплекс мероприятий, связанных с обеспечением перевозок грузов по дорогам местного, областного и государственного значения. Всё это в комплексе способствовало приближению Победы.
Литература
1. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области. Под ред. Л.П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973.
2. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА) Ф.207. Оп. 1. Д. 14.
3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. 3: Сибирь. XX век: Учебное пособие. Новосибирск, 2000.
4. Бражников Я.И. Горный Алтай в Великой Отечественной войне. Горно-Алтайск, 1966.
5. КПДА РА. ФР.-207. Оп.1. Д. 1.
6. КПДА РА. ФР. -207. Оп.2. Д.7.
7. Для обороны страны // Красная Ойротия. 1941. 2 июля
8. КПДА РА. Ф. 46. Оп. 1. Д. 57.
9. Память народа. 70 лет Горно-Алтайской автономной области (Документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию). Горно-Алтайск, 1993.
Информация о работе Транспорт Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны