Теория денег и богатства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Краткое описание

Достижения в науке и технике. Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое раз]]витие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки. Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII-XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Достижения в науке  и технике. Буржуазные революции  разрушили многие феодальные порядки  и обеспечили быстрое раз]]витие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки. Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII-XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве. Изобретением, имевшим огромное значение, был паровоз «Ракета» С. Стефенсона (1781-1848), развивающий скорость до 50 км/ч и положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ученые А. Вольта (1745-1827), Г.Дэви (1778-1829), М.Фарадей (1791-1867) заложили основы для применения электричества, нового вида энергии, которая нашла быстрое использование в различных технических областях в последней трети XIX в.: в промышленности, в передаче на расстояние буквенно-цифровых сообщений телеграфной связи; электричество стало использоваться для освещения помещений, улиц (дуговое освещение, лампа накаливания), на транспорте (трамвай), в быту и т.д. Оно позволило строить фабрики и заводы за чертой города, что изменило облик городов.

     Во  второй половине XIX в. резко возросло значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленности. Изобретение А. Белла (1847-1922) – телефон уже через  несколько лет получил распространение  во всех развитых странах мира. Научные  открытия и технические достижения вызвали к жизни новые отрасли  производства – химическую, электротехническую и др. Зарождается вычислительная техника, автоматизация, производство искусственных материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом явились основой производства уже XX в.

     По  сравнению с предыдущим периодом темп изменений становится очень  быстрым, резко сокращаются сроки  открытий в области науки и  техники до внедрения их в производстве. Машинная индустрия требует непрерывного технологического обновления. Таким  образом, достижения науки и техники  в конце XVIII-XIX вв. были грандиозными, они означали переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, охватывающему период с XIX в. до середины XX в., этапу, являющемуся  основой индустриальной цивилизации.

     Технические изобретения и применение их в  производстве положили начало промышленному  перевороту, его родиной в 60-70-х  гг. XVIII в. стала Англия. Промышленный переворот представляет собой систему  экономических, технико-технологических  и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного  на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота было создание машиностроения – производства машин машинами. Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма. Промышленный переворот общеисторический, закономерный этап в становлении и развитии капиталистического строя. Этот этап был достигнут и пройден различными странами Европы, Северной Америки и Японией в основном в течение XIX в.

     Рост  промышленного производства и рыночных связей обусловили необходимость совершенствования  средств транспорта и развития путей сообщения. 15 сентября 1830 г. началось железнодорожное движение между промышленными городами Манчестером и Ливерпулем.

С начала XIX в. наладилось использование в машиностроении токарных станков, гидравлических прессов, механических молотов и т. д. В 20-30-х  гг. выпуск машин производился уже  в основном машинным способом. Механизация  производства создала условия для  перехода от простой кооперации к  комплексу машин, что является признаком  перехода к господству крупной машинной индустрии.

Особенности промышленного  переворота в различных странах. В начале XIX в. Англия, значительно опережавшая другие страны по уровню развития капитализма, стала первой индустриальной державой. Строились новые прядильные, ткацкие и другие фабрики, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты. Результатом промышленного переворота, завершившегося в Англии в 30-х гг. XIX в., стало превращение страны в «наставницу европейских народов», «мастерскую мира», в конце 30-х гг. она производила 50% металла, 100% машин, добывала 80% угля общеевропейского производства.

К этапу промышленного  переворота вслед за Англией перешли  США, Франция, Германия, Россия и другие европейские страны.

С окончанием войны  за независимость капиталистические  отношения утвердились в северных регионах США. Благоприятствующими  факторами для развертывания  промышленной революции послужили  отсутствие феодальных отношений, цеховой  системы ремесленников, внедрение  в производство достижений английской промышленности и использование  собственных технических открытий. Индейцы с их примитивным хозяйством изгонялись или уничтожались. Создание швейной машины, электрического телеграфа, механической жатки, цельнометаллического плуга, использование в сфере  торговли рекламы и продажи товаров  в рассрочку и др. – эти новации  ускорили промышленный переворот, который  происходил одновременно с колонизацией западных американских земель. В 50-60-х  гг. осуществляется массовое внедрение  в промышленность паровых двигателей и в целом развивается машиностроительная отрасль. Территориальная экспансия  США (присоединение в 1845 г. принадлежащего Мексике Техаса, а в результате победы в американо-мексиканской войне 1846-1848 гг. – более половины мексиканских земель, богатых природными ресурсами) дала возможность распространить капиталистические  отношения на американском континенте вширь.

Во Франции начало механизации хлопчатобумажного  прядения относится к 80-м гг. XVIII в., однако процесс массовой замены ручного  труда машинным в важнейших отраслях промышленности получил широкое развитие лишь в период июльской монархии 1830-1848 гг. Осуществление промышленного переворота происходило при ввозе машин из Англии. Результатом промышленного переворота стало превращение Франции в индустриально-аграрную страну, где 2/3 населения было занято в сельскохозяйственном производстве.

Запаздывание перехода от мануфактуры к индустрии в  Германии объяснялось засилием в стране феодальных пережитков и раздробленностью немецких земель. Однако отраслевая структура производства уже в начале промышленного переворота оказалась более совершенной, чем в Англии. Это обеспечило высокие темпы промышленной революции. Для завершающего этапа промышленного переворота в Германии были характерны дальнейшее совершенствование структуры производства и рост военной и тяжелой промышленности.

Промышленный переворот  в Японии происходил за счет внедрения  в производство европейской технологии и носил спрессованный характер. В нем совместились три стадии производства – мануфактурная, промышленная, монополистическая. К 90-м гг. промышленный переворот завершился. Однако сохранение феодальных пережитков, слабая сырьевая база промышленности, неравноправные Ансэйские договоры1 затрудняли возникновение крупных современных предприятий. В 1868-1885 гг. было создано около 1300 предприятий, которые в основном занимались переработкой сельскохозяйственной продукции. В этих условиях государство выступило предпринимателем, взяв на себя строительство крупных и малоэффективных производств – металлургических заводов, военных верфей, арсеналов, железных дорог. В соответствии с принятым в 1880 г. законом созданные на государственные средства предприятия правительство могло за бесценок продать крупным, преуспевающим торгово-промышленным компаниям, таким, как Мицубиси и Мицуи. Этим японское государство освобождало себя от необходимости дальнейшего финансирования неэффективных предприятий и одновременно поддерживало частное предпринимательство и укрепляло связи между буржуазией и государственным аппаратом.

В отличие от Англии, Франции, США, в которых необходимые  предпосылки для промышленного  переворота создавались буржуазными  революциями XVII-XVIII вв., в России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ. В 30-40-х гг. XIX в. в  условиях господства феодальных отношений  начался промышленный переворот  в России. Переход от ручного труда  к машинному охватил хлопчатобумажную отрасль, обеспечив рост производительности труда и объема производства, затем – свеклосахарную, писчебумажную отрасли. Только в Московской губернии к 1856 г. насчитывалось 152 паровые машины. Стали интенсивно строиться машиностроительные заводы. Если в 1851 г. в России действовало 19 машиностроительных заводов, то в 1860 г. – уже 99 заводов. В 1860 г. 56,8% продукции всей обрабатывающей промышленности давали фабрики и заводы. К 1879 г, металлообрабатывающие предприятия производили машинами 86,3% продукции. Пудлинговые печи, сменившие кричные горны, выпускали около 90% металла.

Важным направлением промышленного переворота было строительство  железных дорог; в 60-70-х гг. было построено 20 тыс. км дорог. Завершение промышленного  переворота в России произошло в 80-90-х гг. XIX в.

Социальные последствия  промышленного переворота. Помимо технической  и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая  выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы  формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми  в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение  в экономической жизни. Ее численность  в середине XIX в. составляла 8,1% в общей  численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения  в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия  периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к  которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы  трудящихся стал выделяться в XVIII в. С  созданием капитализмом условий  для превращения формального  подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих , из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел  не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских  рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность  рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался  женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь  в трущобах, голод, болезни, высокая  смертность вызывали недовольство и  сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления  рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин. Борьба рабочих нарастала, поднималась  на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих  произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

Рост городов. В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в  Англии было всего два города с  населением более 50 тыс. чел, то в 1831 г. – уже восемь. К концу XIX в. городское  население составляло 75% всего населения  страны.

Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения.

В США урбанизация  особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60-70-х  гг. XIX в.

В пореформенные  годы в России значительно возросло городское население. С 60-х по 90-е  гг. оно увеличилось в два раза. Крупнейшими городами были Петербург  с населением в 1,2 млн. чел. (1847) и Москва – более 1 млн. чел. Быстро росли города в промышленных центрах: Варшава, Лодзь, Киев, Баку и др.

Идейно-политические течения. Развитие капитализма, рост классовой  борьбы вызывали появление в XIX в. множества  различных идеологических течении. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правопорядок в обществе должен быть таковым, чтобы была возможность получения каждым индивидом выгоды при соблюдении интересов и свободы других индивидов. Либеральные доктрины доказывали необходимость экономической свободы как обязательное условие развития хозяйства. Они исходили из того, что экономика – саморегулирующийся организм, развивающийся по собственным законам.

Информация о работе Теория денег и богатства