Теория "Человеческого капитала" Т.Шульца

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы2. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Оглавление

1. Понятие человеческого капитала…………………………………….……..…3

2. Генезис теории человеческого капитала.....……………………………….….7

3. Список использованной литературы………………………………………15

Файлы: 1 файл

история экономических учений.docx

— 32.28 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА АТХ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История экономических учений»

на тему: «Теория "человеческого капитала" Т. Шульца» 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент гр. АТХз-08                             

                Проверил: 

                __________________________

                (ФИО  преподавателя) 
                 

2011г. 

Содержание:

1. Понятие  человеческого капитала…………………………………….……..…3 

2. Генезис теории человеческого капитала.....……………………………….….7 

3. Список использованной литературы………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие человеческого  капитала.

     Человеческий  капитал - в экономической науке - способность людей к участию  в процессе производства.

     Человеческий  капитал подразделяется на:

     - общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

     - специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

     - человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

     Итак, под человеческим капиталом в  экономике понимается имеющий у  человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом  для получения дохода.

     Человеческий  капитал, являясь частью совокупного  капитала представляет собой накопленные  затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы2. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий  капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого  капитала принимает следующий вид: 

ЧК = Кз + Кк + Ко, 

Где ЧК – человеческий капитал; 

Ко –  капитал образования; 

Кз –  капитал здоровья; 

Кк –  капитал культуры.

     Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью  формирования, поддержания и совершенствования  его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей  конструкцией, основой для человеческого капитала вообще3. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.

     Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств  человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется  высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.

     Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком  услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

     Человеческий  капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

- живой  капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

- неживой  капитал создаётся, когда знания  воплощаются в физических, материальных  формах;

- институциональный  капитал представляет собой институты,  содействующие эффективному использованию  всех видов человеческого капитала.

     Для характеристики качества человеческого  капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и  экономические (стоимостные).

     Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро - так и  на микроуровнях.

     Микроуровень  – это стоимость затрат фирмы  по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:

     - повышение квалификации уже принятых  работников;

     - медицинское обследование;

     - оплата больничных листов нетрудоспособности;

     - затраты по охране труда;

     - добровольное медицинское страхование,  оплаченное фирмой;

     - оплата медицинских и других  социальных услуг за работника  фирмы;

     - благотворительная помощь социальным  институтам и т.п. Мотивация  фирм заключается в том, что  доход, получаемый при этом, будет  выше, чем произведённые затраты.

     На  макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в  денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К  таким затратам относятся и затраты  домашних хозяйств на сохранение и  восстановление человеческого капитала.

     Накопление  человеческого капитала состоит  из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

- на  поддержание здоровья;

- на  получение общего или специального  образования;

- на  поиск работы;

- на  профессиональную подготовку и  переподготовку на производстве;

- на  миграцию по зависимым и независимым  от человека причинам;

- на  рождение и воспитание детей;

- на  поиск приемлемой информации  о ценах и заработках и т.п.

     Общепринято, что для расчета экономической  эффективности вложений средств  в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую  обстановку в стране (регионе). Таким  показателем выступает ВВП для  страны в целом или ВРП –  для региона.

     Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов  и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также  то, что влияет на работоспособность  человека и способствует увеличению производительности труда.

     Вывод: Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной  способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и  практических навыков, полученных в  процессе обучения, образования и  практической деятельности человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Генезис теории  человеческого капитала.

     Еще в XVII в. В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

     Также позднее идея человеческого капитала нашла отражение в "Богатстве  народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит  известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой  для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

     Развитие  теории человеческого капитала шло  в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего  поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной  деятельности человека. Понятия и  методы экономического анализа стали  применяться для изучения таких  социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно  рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма". 

3. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала.

     Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие  ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной  среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции  на мировых рынках. Все это потребовало  поиска скрытых резервов и новых  путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий  потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения  эффективности функционирования современной  организации. “Человеческий фактор”  стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и  более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. В нашем столетии были присуждены две Нобелевские  премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру  в 1992 г.

     Как уже говорилось выше, человеческий капитал - это имеющийся у каждого  запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в  оценке экономической отдачи от образования.

     Беккер  первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности  образования. Для определения дохода, например, от высшего образования  из пожизненных заработков тех, кто  окончил колледж, вычитались пожизненные  заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными  издержками его использования. Определив  отдачу от вложений в учебу как  отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Информация о работе Теория "Человеческого капитала" Т.Шульца