Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:30, реферат
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия прошла путь
из культурной изоляции – к интеграции
с европейской культурой.
Большинству же населения
страны — крестьянству, городским обывателям,
купечеству, ремесленникам, духовенству
— новая, впитавшая в себя соки европейского
просвещения, культура осталась чуждой.
Народ продолжал жить старыми верованиями
и обычаями, просвещение его не коснулось.
Если к XIX веку в высшем обществе университетское
образование стало престижным и талант
ученого, писателя, художника, композитора,
артиста стал вызывать уважение независимо
от социального происхождения человека,
то простонародье видело в умственном
труде «барскую забаву», развлечение от
безделья и смотрело на интеллигенцию
«как на чуждую расу» (Бердяев).
Возник разрыв между
старой и новой культурой. Такова была
цена, которую заплатила Россия за крутой
поворот своего исторического пути и выход
из культурной изоляции. Историческая
воля Петра I и его последователей смогла
вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось
недостаточно, чтобы погасить силу культурной
инерции, владевшую народом. Культура
не выдержала создавшегося на этом повороте
внутреннего напряжения и разошлась по
швам, которые до того соединяли ее различные
обличья — народное и господское, деревенское
и городское, религиозное и светское, «почвенное»
и «просвещенное». Старый, допетровский
тип культуры сохранил свое народное,
деревенское, религиозное, «почвенное»
бытие. Более того, отторгнув все чуждые
иноземные новшества, он замкнулся и надолго
застыл в почти не меняющихся формах русской
этнической культуры.
Отделение национального
от этнического, конечно, не было абсолютным.
Оно больше проявлялось в различии образа
жизни и поведения «верхов» и «низов»,
в их речи, отношении к науке и искусству,
понимании и оценке явлений церковной,
государственной, общественной жизни.
Но, скажем, классическая русская литература
или музыка как бы надстраивалась над
своим этническим базисом и использовала
фольклор, старинные народные напевы.
Правда, в произведениях выдающихся писателей,
поэтов, композиторов народные мотивы
обретали формы и смыслы, выходящие далеко
за пределы их исходного звучания (возьмите
для примера сказки Пушкина или оперы
Мусоргского), а подчас и за пределы простонародного
восприятия (например, в публицистике,
в инструментальной музыке).
«... Образованные и
культурные слои оказались чужды народу.
Нигде, кажется, не было такой пропасти
между верхним и нижним слоем, как в петровской,
императорской России. И ни одна страна
не жила одновременно в столь разных столетиях,
от XIV до XIX века и даже до века грядущего,
до XXI века».
Разрыв между этнической
и национальной культурой наложил свой
отпечаток на быт и нравы русского народа,
на социально-политическую жизнь страны,
на взаимоотношения между различными
социальными слоями общества. В общественной
мысли он породил идейную полемику между
«славянофилами» и «западниками». Он обусловил
особенности русской интеллигенции, болезненно
переживавшей свою оторванность от народной
почвы и стремившейся восстановить потерянную
связь с нею.
В советское время этот
разрыв был в значительной мере преодолен
благодаря развитию индустриальной экономики,
введению всеобщего школьного обучения,
созданию многочисленного слоя образованных
специалистов как в городе, так и на селе.
Однако при этом были утрачены некоторые
этнические традиции русского народа
(в том числе религиозно-нравственные),
а выезд из страны после революции и гибель
от сталинских репрессий многих выдающихся
деятелей культуры, а также узкая направленность
обучения специалистов существенно снизили
культурный потенциал интеллигенции.
Последствия пережитого русской культурой
разрыва между этническим и национальным
ощущаются до сих пор.
В течение ХIХ – ХХ веков
русская национальная культура стала
одной из богатейших национальных культур
мира.
Что ждет ее в будущем?
Трудно сказать. Но сохранить ее наследие
– одна из главных задач моего и будущих
поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бобахо В.А., Левикова
С.И. Культурология. Программа базового
курса, хрестоматия, словарь терминов.
– М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.
Кармин А.С. Основы культурологии.
Морфология культуры. – СПб: Изд-во «Лань»,
1997. – 512 с.
Кармин А.С. Культурология.
Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань»,
2001.-832 с.
Кравченко А.И. Культурология.
Учебное пособие для вузов. – М., Академический
проект, 2001. – 496 с.
Шишова Н.В., Акулич
Т.В., Бойко М.И. История и культурология.
Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой
– М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. –
368 с.