Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:59, контрольная работа
Древняя Русь, монгольское нашествие, иго – когда-то благополучная, едва ли не закрытая для споров тема, уже несколько лет «подпитывает» журнально-газетную полемику, выходят в свет новые исторические исследования по данной теме.
Особенный интерес для историков и для нас в частности, представляют вопросы: какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства.
Интерес к этим вопросам обострился у публицистов в 90-е годы. Попытки обосновать причины нашего отставания подтолкнули разных политических деятелей к историческим экскурсам. Просчеты советских экономической и политической систем, конечно, трудно объяснить 250-летним монгольским игом. Но с другой стороны, как удобно говорить, что в нынешнем положении виноваты не мы, а далекие предки, не сумевшие отстоять свою независимость.
Введение 3
Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русских земель 8
Становление Золотой Орды, государственное устройство и основные этапы ее политической истории 14
Куликовская битва 21
Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси 25
Заключение 26
Термины и даты 29
Владимир Андреевич Храбрый 32
Список использованной литературы 36
Но были и положительные результаты пребывания на Руси ига. Например, преемственность культурная. В то же время установление ордынской власти прекратило борьбу за киевский, новгородский и галицкий столы, более того, мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и была пресечена возможность передвигаться от младшего стола к старшему.
Монголо-татарское завоевание также искусственно задерживало распространение товарно-денежных отношений, законсервировав натуральное хозяйство. В то время, как западно-европейские государства, не подвергнутые нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму. Русь, растерзанная завоевателями, сохранила феодальное хозяйство.
Татаро-монгольское иго
Такова традиционная, бытовавшая ранее среди историков точка зрения на такое событие в русской истории, как иго Золотой Орды. Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом.
Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Пого́ст — административно-
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д.
За́купы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).
Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомств
Тиу́н (тиву́н) — в Киевской Руси — название княжеского или боярск
Иго — ярмо, бремя; в узком смысле — гнёт завоевателей над побежденными. В этом смысле оно употребляется обычно в словосочетании. Например: турецкое иго, монголо-татарское иго, персидскиое иго.
Улу́с (монг. — люди, племя, народ, отряд, войско, государство) — слово имеет несколько значений, самое общее из них — народ, поколение.
Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ.
Ордынский выход — дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII—XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, а с начала XIV века — русскими князьями.
Варя́ги (др.-исл. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).
Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.
1054 год Раскол христианской церкви
Влади́мир Андре́евич Хра́брый (Донскóй) (15 июля 1353—1410) — удельный князь Серпуховской (1358—1410), Боровский (1378—1410) и Углицкий (1405—1410), русский полководец, младший сын князя Андрея Ивановича Серпуховского. Внук Великого князя Московского Ивана I Калиты. Двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Донского.
Биография
Родился на сороковой день после смерти своего отца. На четвертом году его жизни, умер старший брат Иоанн и Владимир стал единственным наследником отцовского удела, который в 1359 году был значительно увеличен по завещанию его дяди — великого князя Ивана Красного.
В 1364 году, по смерти малолетнего московского князя Иоанна, десятилетний Владимир, следом за своим двоюродным братом Великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским, занимает положение второго лица московского княжеского дома. Детство и юность Владимира прошли в Москве, где он и великий князь Дмитрий находились под опекой московского святителя Алексия. На протяжении всей жизни князь Владимир оставался верным соратником и сподвижником своего брата — Дмитрия Донского.
Выступал против правителей Твери (1375), Рязани (1385), Новгорода (1392), помогая укреплять Великое княжество Московское. Отстаивал независимость русских княжеств от Орды, и литовских войск (Литовщина; 1370, 1376).
В 1380 году после сбора войск в Коломне был поставлен во главе полка правой руки, а после присоединения к русскому войску сил литовских Ольгердовичей, в самой Куликовской битве вместе с воеводой Д.М.Боброком-Волынским командовал засадным полком, решившим исход боя в пользу русских.
В 1382 году во время Нашествия Тохтамыша на Москву разгромил под Волоком-Ламским ордынский отряд, после чего Тохтамыш спешно покинул пределы Московского княжества, готовил отпор полчищам Тимура (1396), руководил обороной Москвы во время набега хана Едигея (1408).
Вошел в историю как один из выдающихся русских князей средневекового периода.
За участие в многочисленных военных походах был прозван Храбрым <Хорóбрый>, а за ключевую роль в Куликовской битве удостоился отдельного титула "Донской". Эпитеты «Храбрый», как и «Донской», имеются на его могиле в Архангельском соборе Московского Кремля. Однако, ввиду неосведомленности, а также, чтобы не спутать с Великим князем Дмитрием Донским, чаще употребляется неполное титулование князя "Владимир Андреевич Храбрый " или просто "Владимир Храбрый".
В «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин характеризует Владимира так: «Сей знаменитый внук Калитин жил недолго и преставился с доброю славою князя мужественного, любившего пользу отечества более власти. Он первый отказался от древних прав семейственного старейшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику. Кратковременные ссоры его с Донским и Василием происходили не от желания присвоить себе великокняжеский сан, а только от смут боярских. Сия великодушная жертва возвысила в Владимире пред судилищем потомства достоинство героя, который счастливым ударом решил судьбу битвы Куликовской, а может быть России».
Жена: Елена, дочь Ольгерда Гедиминовича, великого князя Литовского.
Дети: Андрей Владимирович (Старший) — умер в младенчестве; Иван (1381—1422) — князь Серпуховской (1410—1422); Симеон (ум.1426) — князь Боровский (1410—1425), князь Серпуховской (1422—1426); Ярослав (Афанасий) (18.1.1388/1389—16.8.1426) — князь Малоярославецкий ("боровско-ярославецкий" от Ярославля боровского) (1410—1426); Василий (9.7.1394—1427) - Князь Перемышльский и Углицкий (1410—1427); Федор (16.1.1390—1390); Андрей (Младший) (ум.1426) — князь Серпуховской, Радонежский, Боровский.
В 1374 году вместе с преподобным Сергием Радонежским основал в Серпухове мужской Высоцкий монастырь.
В Боровске Калужской области в память о князе Владимире Храбром устраиваются кулачные бои.
Князь свободно владел татарским и литовским языками.
Владимир Храбрый основал
Имя князя с 2005 года носит площадь в Серпухове, ранее называвшаяся Советской.
В городе Малоярославце Калужской области установлен памятник князю.
25 сентября 2009 года установлен памятник князю Владимиру Андреевичу (работы скульптора Клыкова) на центральной площади Серпухова.
С 2004 года при Серпуховском Высоцком мужском монастыре действует Православный военно-патриотический клуб имени князя Владимира Храброго.
Список использованной литературы
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997 – 210 С.
Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. – М., 1979 – 157 С.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 1998 – 311 С.
Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990 – 289 С.
Егоров В.Л. Указ. соч. М., 1990 – 23 С.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. – М., 1990 – 415 С.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999 – 544 С.
Похлебкин В.В. Татары и Русь. Справочник. М.: Международные отношения, 2000 – 46 С.
Хотинский Н.А. История и география Куликовской битвы. М., 1988 – 41 С.
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997. – с. 189
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997. – с. 190
Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. – М., 1979. – с. 93-94
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. – М., 1990. – с. 8
Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990. – с. 17
Егоров В.Л. Указ. соч. М., 1990
Егоров В.Л. Указ. соч. С. 15
Хотинский Н.А. История и география Куликовской битвы. М., 1988. С. 29
Информация о работе Татары и русь: исторический опыт взаимоотношений