Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

вопрос татаро-монгольского нашествия и его роли в русской истории дает повод для споров еще не одного поколения историков.
Цель работы: на основе анализа литературы, публицистики и источников максимально раскрыть схему взаимоотношений Руси и Золотой Орды в период монголо-татарского ига, а также выяснить степень его влияния.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Русь и Орда: организация властвования……………………...7
3. Заключение………………………………………………………17
4. Список использованной литературы…………………………..19
5. Раздел приложений………………………………………………21

Файлы: 1 файл

История 1-й курс.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

           Но были и положительные результаты пребывания на Руси ига. Например, преемственность культурная. В то же время установление ордынской власти прекратило борьбу за киевский, новгородский и галицкий столы, более того, мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и была пресечена возможность передвигаться от младшего стола к старшему.

           Монголо-татарское завоевание также искусственно задерживало распространение товарно-денежных отношений, законсервировав натуральное хозяйство. В то время, как западно-европейские государства, не подвергнутые нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму. Русь, растерзанная завоевателями, сохранила феодальное хозяйство. Итак, татаро-монгольское иго Золотой Орды сыграло огромную роль в истории нашей страны. Нашествие нанесло страшный удар по экономике, системе управления и социальной жизни русских княжеств, по их людским ресурсам. И трудно даже представить, как дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они смогли бы причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа, измотавшего силы противника и остановившего его на границах Центральной Европы.

         Такова традиционная, бытовавшая ранее среди историков точка зрения на такое событие в русской истории, как иго Золотой Орды. Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом.

 

 

    

 

 

      Список использованной литературы и источников.

            

1. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров 13-14 вв. о татарах и

Восточной Европе.// «Исторический архив – 1940. - № 3. – с.87.

2. Валянский Г.В., Калюжный Д.И. Монголо-татарское иго – великая ложь истории // Комсомольская правда. – 1998. – 11 августа.

3. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь., 1997.

4. Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. – М., 1979.

5. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. с. 398.

6. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. – М., 1990.

7. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957.

 

 

     [1] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997.-с.189.

     [2] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997.-с.190.

     [3] Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. – М., 1979.-с.93-94.

     [4] Валянский Г.В., Калюжный Д.И. Монголо-татарское иго – великая ложь истории // Комсомольская правда. –1998.-11августа.

     [5] Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. – М., 1990.-с.8.

     [6] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997.-с.223.

     [7] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997.-с225-226.

     [8] Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С.55, 61.

     [9] Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров 13-14 вв. о татарах и Восточной Европе.// «Исторический архив. 3.1940.с.87.

     [10] Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С 61.

     [11] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. с. 398.

     [12] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. –Тверь, 1997.-с228.

     [13]  Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. – М., 1990.-с.12.

     [14] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997.-с.237.

     [15] Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. – М., 1990.-с.12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел приложений

Термины:

Варя́ги — поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.

Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси.

«Уроки» – размер дани и сама дань в Древней Руси.

Смерд (мн. смерды) — свободный общинник-земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

Ордынский выход — дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII—XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, а с начала XIV века — русскими князьями.

За́купы — категория зависимого населения на Руси.

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян

Тиу́н (тиву́н) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя, чиновника. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами

Улу́с (монг. — люди, племя, народ, отряд, войско, государство) — слово имеет несколько значений, самое общее из них - народ, поколение. Также означает орду, военную дружину и производные отсюда - государство или страна, в частности удел, область империи Чингисхана; известность получили среднеазиатский улус сына Чингисхана Чагатая (Чагатайский улус) и Улус Джучи (более известный как Золотая Орда).

Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ.

 

Иго - угнетающая, порабощающая сила.

 

Даты:

882 год - Объединение восточнославянских земель под властью князя Олега. Поход Олега из Новгорода на Киев. Взятие Смоленска и Любеча.

 

988 год - Крещение Руси князем Владимиром. Владимир Святославич строил цепь городов по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне.

1054 год - «Великая схизма». В Константинополе произошёл раскол христианской церкви на восточную и западную, где патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

 

1223 год- Поход Ярослава Всеволодовича с новгородскими полками на Ревель против Ордена меченосцев.

31 мая — Битва на реке Калке. Разгром русского войска монголами.

 

1242 год - победа русского войска под предводительством князя Александра Невского над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище на Чудском озере.

 

 

 

 

 

Исторический портрет Владимира I.

 

           Владимир (980-1015) (древнее Владимер) Святославич - великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги.

         Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на "Повести временных лет" (начало XII в.), такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде , дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г.

           Став великим князем киевским и полновластным хозяином Земли Русской, Владимир возглавил походы на вятичей, радимичей, поляков и ятвягов. В каждой из завоеванных земель Владимир находил себе новую жену (по преданию их у него было более восьмисот). Первая его жена, Рогнеда, прозванная в народе Гориславой, ненавидела супруга за убийство отца и братьев своих. Однажды она попыталась заколоть спящего мужа кинжалом. Но случайность помогла Владимиру избежать смерти. Кинжал Рогнеды был уже занесен, когда князь внезапно проснулся и сумел отвести роковой удар. Владимир решил сам покарать посягнувшую на его жизнь Рогнеду, но малолетний сын его Изяслав, войдя в опочивальню, загородил мать. «Родитель мой! Ты здесь не один!», — сказал он. Владимир отбросил меч и удалился. По совету бояр Владимир выслал Рогнеду и Изяслава из Киева в землю Витебскую, где построил для опальных жены и сына новый город, назвав его Изяславлем.

            Воевал с печенегами, эта война шла с переменным успехом: в 992 году печенеги напали, войска Владимира встретились с ними около Переяславля, русские стояли на одном берегу реки, печенеги - на другом и ни те, ни другие не спешили перейти реку; в конце концов печенежский князь предложил решить дело единоборством: если победит русский - заключат мир на три года, а если печенег - будут три года воевать; русский одолел печенега и печенеги бежали; радость Владимира была так велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его Переяславлем, потому что боей (воин. - Ред.) русский перенял славу у печенежского ; в 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией (987 год - известие о первом походе Владимира на болгар; с этим походом, между прочим, связана одна любопытная подробность: когда болгары были побеждены, Добрыня, дядя и советник князя Владимира, сказал ему: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников»; известны также удачные для Владимира походы на болгар 994 и 997 годов; в 1006 году с волжскими болгарами был заключен торговый договор, по которому русские могли беспрепятственно ездить торговать в болгарские города). Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года).

Во время его правления были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Суда и др. При нем начали каменную застройку в Киеве и заново укрепили город. Во многом это было вызвано необходимостью постоянно обороняться от печенегов. По преданию, Владимир сказал: «Худо, что мало городов около Киева» - и велел рубить (строить) города.

         Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

          Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Но постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. В 987 г. решение отказаться от язычества и принять истинную Веру у Владимира созрело окончательно. По приглашению великого князя в Киев явились представители различных вероисповеданий: мусульмане, католики, иудеи и православные. В свою очередь Владимир отправил в различные страны «…десять разумных мужей для собрания известий о богослужении, обрядах и чудесах, творимых волею Бога единого».

            К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский. В том же году, с многочисленным войском, князь киевский подошел к городу Корсунь (принадлежавший Византии) и осадил его. Условием снятия осады он поставил требование, чтобы Анна, сестра византийских императоров Василия и Константина, стала его женой. По преданию, Владимир утратил зрение, едва Анна, прибывшая из Константинополя, вступила на корсуньский берег. «Излечить тебя, князь киевский, может только святое крещение», — сказала она Владимиру. Как только корсуньский епископ возложил на Владимира руки, зрение вновь вернулось к великому князю. Бояре, сопровождавшие Владимира, тотчас же последовали его примеру и приняли Святое Крещение.

             С 988 г. православие становится государственной религией на Руси. В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену — византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком.

            В 990 г. Владимир разделил государство между детьми: дал Изяславу Полоцк, Ярославу — Новгород, Борису — Ростов, Глебу — Муром, Святославу — Древлянскую землю, Всеволоду — Волынский Владимир, Мстиславу — Тмутракань, Святополку (усыновленному племяннику) — Туров.  Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице.

Информация о работе Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений