Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:17, статья
Касательно рассматриваемой темы, в современной науки ведутся очень серьезные дискуссии, которые вызваны так называемым постмодернистическим кризисом научного знания, как гуманитарного, так кстати и естественнонаучного.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.
Касательно рассматриваемой темы, в современной науки ведутся очень серьезные дискуссии, которые вызваны так называемым постмодернистическим кризисом научного знания, как гуманитарного, так кстати и естественнонаучного.
Что является сущностью исторического знания?
Самый очевидный ответ на этот вопрос, на мой взгляд следующий: Сущностью исторического знания является знание о прошлом.
Но отвечая, таким образом, на поставленный вопрос, необходимо так же, по моему мнению, ответить на еще один вопрос, который логически вытекают, а именно:
Сложность определения прошлого, заключается в том, что мы не можем, непосредственно в нем находиться, хотя его отголоски всегда окружают нас. Вероятно, приблизиться к пониманию прошлого, возможно, если рассматривать его в диалектике с такими явлениями как настоящее и будущее. Известное высказывание говорит, что настоящее познается через прошлое в будущем, вскрывает, на мой взгляд, сущность диалектики прошлого, настоящего и будущего.
Как бы я не играл словами, но все же, выход один, прошлое познается лишь в настоящем, и через настоящее, что зачастую может поставить под вопрос существование самой исторической науки. Она при всем многообразии подходов и методов, все же находится всегда в настоящем, и не может, как например это делают естественные науки, поставить эксперимент, показывающий сущность прошлого. От сюда высказывание, великого немецкого историка Леопольда фон Ранке, о том что нужно познавать прошлое так как оно есть, кажется мне некорректным, хотя безусловно, нельзя забывать об исторической ситуации в которой жил Ранке, иначе был бы нарушен, один из основополагающих принципов исторической науки – принцип историзма.
Так что же такое прошлое для историка. Вероятно, это, здесь я частично согласен с постмодернистами, совокупность источников, которые повествуют о каких-то событиях произошедших в прошедшем. И таким образом, я в определении прошлого, которое изучается исторической наукой, повторю Риккера, сколько историков столько и историй.
Что касается формы, то историческая наука, сама в той или иной степени, является формой отражения общественного сознания. Однако, это определение относится уже к прошлому веку. Глядя на то что творится в современном российском обществе, сложно поверить, что это все можно как либо отразить, вероятно, от того «разброда и шатания» в нашем обществе мы имеем такой «разброд и шатание» в нашей исторической науке.
Скорее
всего, историческая наука, как форма
отражения общественного
Функции исторической науки. Вспоминая недавнее советское прошлое, сразу хочется назвать, идеологическую функцию исторической науки. Действительно, историческая наука в СССР была скорее частью идеологии чем науки, так считает, например Афанасьев, один из прорабов перестройки, (но, безусловно, он слишком ангажированный глашатай-клеветник, и к его мнению надо прислушиваться с осторожностью). Если подкорректировать мнение Афанасьева, то можно сказать, что история партии, действительно представляет собой скорее разновидность «религии» чем науку, а вот история СССР может претендовать, по моему мнению, на статус научности, чтобы не утверждали личности подобные Быкову и Афанасьеву.
Еще одна функция исторической науки – воспитательная. Функция хорошая и правильная, но, на мой взгляд, с трудом реализуемая в современном информационном обществе. История не может победить интернет, как бы ни старались превратить интернет в средство воспитания и образования – это всего лишь очередная химера. Так как интернет, «бьет» на основную потребность современного человека – потребность в развлечении. Судите сами, что интереснее для подростка, онлайн игры или исторические сайты.
На мой взгляд, история в идеале, так же должна выполнять функцию некого социального клейстера, который связывает между собой представителей различных поколений, и представителей одного поколения. Вероятно, сейчас, в нашей стране эта функция исторической науки потеряна уже безвозвратно, причина этого так же, я считаю, кроется в постмодерне с его критикой метанарративов, которые лишь и позволяли выстраивать «мост» между поколениями, демонстрируя взаимосвязь прошлого и будущего, а так же ту цель, к которой необходимо стремится.
Говоря
о методах современной
- историко-генетический;
- историко-сравнительный;
- историко-типологический;
- историко-системный.
Источники, с которыми работает историческая наука классифицируются по-разному, здесь я приведу несколько, на мой взгляд, самых удачных классификаций.
Самые
важные, на мой взгляд, классификации
исторических источников, - это классификация,
данная историком и филологом Л. Н. Пушкаревым,
который, в своей книге «Классификация
русских письменных источников по отечественной
истории», делит источники следующим образом:
- письменные;
- вещественные;
- устные;
- этнографические;
- лингвистические
- фото и кинодокументы;
- фонодокументы.
К советской школе историков, а впоследствии и к российской, относится такой выдающийся ученый, как С. О. Шмидт. В своей статье: «О классификации исторических источников» Сигмунд Оттович, предлагает следующую классификацию исторических источников:
- вещественные источники, во всей многовариантности (сюда входят не только памятники археологии, но и современные машины и даже предметы быта);
-
Изобразительные источники,
1. художественно - изобразительные, такие как: кино, фотографии и произведения изобразительного искусства;
2. изобразительно графические;
3. изобразительно - натуральные.
-
словесные источники, к
1. разговорная речь;
2. фольклор, памятники устного творчества;
3.
письменные памятники,
-
косвенные источники, к
-
повседневные источники - это
источники, которые возможно
- звуковые и аудиальные источники - звуки в широком смысле слова.
Среди отечественных историков, занимающихся типологизацией источников, необходимо также выделить, такого крупного историка, как И. Д. Ковальченко, и его фундаментальный для отечественной исторической науки труд: «Методы исторического исследования».
Давая свою классификацию исторических источников, Иван Дмитриевич опирается на учение об информации, и подходит к классификации источников, соотносясь с тремя аспектами информации: прагматическим, семантическим и синтактическим. Исходя из этого, И. Д. Ковальченко делит все исторические источники, четко на четыре категории (или типа), а именно:
- вещественные;
- письменные;
- изобразительные, которые включают в себя: изобразительно - графические, изобразительно - художественные и изобразительно натуральные;
- фонические.
В той же книге «Методы исторического исследования», Иван Дмитриевич, подвергает критике уже устоявшуюся в отечественном источниковедении классификацию источников, предложенную Л. Н. Пушкаревым. Ковальченко обосновывает свою критику, тем, что, по его мнению, классификация Л. Н. Пушкарева представляется непоследовательной «в силу неоднозначности принципов и критериев их выделения. Одни группы выделены по форме отражение действительности, другие - по способу фиксирования информации, третьи - по объекту отражения».
В западноевропейской исторической науке, помимо схожих с отечественной исторической наукой, классификаций исторических источников, хотелось бы выделить классификацию предложенную Марком Блоком, выдающимся ученым, которые принадлежал к первому поколению Анналов.
По мнению Марка Блока, существуют два типа исторических источников - это намеренные исторические источники и ненамеренные. В качестве примера, иллюстрирующего намеренный исторический источник, Марк Блок, в своей книге «Апология истории или ремесло историка», приводит Геродота и его «Историю», а в качестве ненамеренного древнеегипетский погребальный папирус.
Таким
образом, подводя итог, при ответе
на первый вопрос, необходимо отметить,
что классификаций исторических
источников существует большое количество,
и выбор той или иной, скорее
определяется не столько «правильностью»
или «не правильностью» какой - либо
классификации, сколько индивидуальными
предпочтениями конкретного историка.