Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:44, реферат
Судебная реформа 1922 г. входит в единый комплекс мероприятий, отразивших изменение идеологии социализма после победы социалистической революции. В начале 1920-х гг. руководство компартии от абсолютного отрицания частной собственности приходит к новой экономической политике; «революционное правосознание» как нормативный регулятор общественных отношений уступает место законодательству; происходит переход от идеи простого, неформализованного судоустройства и процесса к признанию необходимости многоуровневой, инстанционной судебной системы с детализированными процессуальными правилами.
Введение
Дореформенные судебные органы
Начало судебной реформы 1922 года
Новая судебная система
Судейские кадры
Специальные сессии суда
Губернские суды
Заключение
Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних. К 1 октября 1923 г. поступление уголовных дел снизилось до 67%, а гражданских - увеличилось до 33%. Что касается уголовных дел, то появилась новая категория "злоупотребление НЭПом". Так, в период с 15 по 18 декабря 1921 г. особая сессия народного суда, состоявшая при Совете народных судей г. Москвы, рассматривала дела по обвинению 35 частных предпринимателей, которые обвинялись в нарушении Кодекса законов о труде (1918 г.), эксплуатации подростков и женщин, удлинении рабочего дня и в других нарушениях советских законов. Эти дела были возбуждены по инициативе отдела охраны труда профсоюзов. Особая сессия народного суда признала предъявленные обвинения большинству из обвиняемых доказанными и приговорила их к принудительным работам и штрафам.
Особенностью
уголовной политики того времени
являлась мягкость наказаний. Так, лишение
свободы, как правило, назначалось
на короткие сроки. В 1922 году осуждено
на срок до одного года 22,9%, в первом полугодии
1923 года - 21% подсудимых9.
Специальные сессии суда
Положение о судоустройстве РСФСР предусматривало создание специфических органов10, которые воплощали в себе функции судебных и административных органов. К ним относились трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.
Трудовые сессии состояли из одного постоянного народного судьи и двух членов суда11: одного по избранию от местного губернского профсоюзного совета, другого - от губернского отдела труда. Однако имелась и особенность: являясь судами первой инстанции, они тем не менее состояли при губернских судах, и приговоры трудовых сессий могли быть обжалованы в обычном порядке в губернский суд.
Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 г 12. Они подразделялись на волостные, уездные и губернские. Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам.
В конце 20-х гг. все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. эти комиссии упразднены.
Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган специальной юрисдикции - арбитражные комиссии13, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах - при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).
Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывалась в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.
Как и другие
органы специальной юрисдикции, арбитражные
комиссии тоже не стали долговечными.
Они были ликвидированы, а в мае 1931 г14.
учрежден специальный административный
орган - Государственный арбитраж.
Губернские суды
Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись: пленум, уголовный и гражданский отделы, уголовное кассационное отделение, гражданское кассационное отделение, дисциплинарная коллегия, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.
В 1924-1925 гг. в
РСФСР проводилось новое
На Урале вместо четырех губерний была образована одна область, делившаяся на 15 округов; в Сибири вместо пяти губерний - один край, делившийся на 19 округов и 2 автономные области; на Северном Кавказе также один край, делившийся на 14 округов и 6 автономных республик и автономных областей. Такое же краевое образование имелось и на Дальнем Востоке. Возник вопрос: как в этих областях и краях строить судебные органы?
Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные органы РСФСР - не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд.
Ко времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех без исключения судов республики.
Губернский суд в Петрограде формировался в декабре 1922 — январе 1923 и начал действовать с февраля 1923 г., то есть через три месяца после принятия Положения о судоустройстве и на месяц позже, чем оно вступило в силу. Прокуратура в Петрограде формировалась в июле — сентябре 1922 г.; от принятия Положения о прокурорском надзоре до начала фактического осуществления прокурорского надзора прошло четыре месяца. Петроградская губернская коллегия защитников создавалась с конца мая 1922 и начала действовать в середине сентября 1922 г.
Кадровый состав
Петроградского губернского суда и
прокуратуры делился на «официальную»
часть (т. е. лиц, занимавших должности
членов суда и помощников прокурора),
полностью партийную, 20 — 30 % состава
которой имели высшее юридическое образование,
и «неофициальную» (т. е. лиц, исполнявших
обязанности членов суда и помощников
прокурора, не занимая соответствующих
должностей), в которую входили беспартийные
«спецы». В губернском суде «спецы» принимались
на должности инструкторов, а в прокуратуре
на должности секретарей губернского
прокурора. Кадры адвокатуры составляли
в большинстве беспартийные, бывшие присяжные
поверенные, имевшие стаж работы в советской
юстиции.
Заключение
В основе преобразований советской судебной системы в 20-е гг. лежал, прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в правовом регулировании.
Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.
Переход в
условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление
товарооборота, включение банков в финансово-административную
жизнь страны породили еще один орган
специальной юрисдикции - арбитражные
комиссии, которые стали прообразом будущих
арбитражных судов15.
Список
литературы
Ι. Правовые источники:
ΙΙ. Учебная литература:
1. А. Смыкалин.
//Российская юстиция. -2002. - № 4.
- С. 39 - 42
2. Портнов В. П., Славин М. М. Становление
правосудия Советской
России
(1917- 1922 гг.). М., 1990. С. 146-148,150.
3. В. П. Портнова и М.М.Славина «Становление правосудия Советской России (1917 — 1922 гг.)».