Судебная реформа 1922 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:44, реферат

Краткое описание

Судебная реформа 1922 г. входит в единый комплекс мероприятий, отразивших изменение идеологии социализма после победы социалистической революции. В начале 1920-х гг. руководство компартии от абсолютного отрицания частной собственности приходит к новой экономической политике; «революционное правосознание» как нормативный регулятор общественных отношений уступает место законодательству; происходит переход от идеи простого, неформализованного судоустройства и процесса к признанию необходимости многоуровневой, инстанционной судебной системы с детализированными процессуальными правилами.

Оглавление

Введение
Дореформенные судебные органы
Начало судебной реформы 1922 года
Новая судебная система
Судейские кадры
Специальные сессии суда
Губернские суды
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Судебная реформа.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых  дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних. К 1 октября 1923 г. поступление уголовных дел снизилось до 67%, а гражданских - увеличилось до 33%. Что касается уголовных дел, то появилась новая категория "злоупотребление НЭПом". Так, в период с 15 по 18 декабря 1921 г. особая сессия народного суда, состоявшая при Совете народных судей г. Москвы, рассматривала дела по обвинению 35 частных предпринимателей, которые обвинялись в нарушении Кодекса законов о труде (1918 г.), эксплуатации подростков и женщин, удлинении рабочего дня и в других нарушениях советских законов. Эти дела были возбуждены по инициативе отдела охраны труда профсоюзов. Особая сессия народного суда признала предъявленные обвинения большинству из обвиняемых доказанными и приговорила их к принудительным работам и штрафам.

    Особенностью  уголовной политики того времени  являлась мягкость наказаний. Так, лишение  свободы, как правило, назначалось  на короткие сроки. В 1922 году осуждено на срок до одного года 22,9%, в первом полугодии 1923 года - 21% подсудимых9. 

    Специальные сессии суда

    Положение о  судоустройстве РСФСР предусматривало  создание специфических органов10, которые воплощали в себе функции судебных и административных органов. К ним относились трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.

    Трудовые сессии состояли из одного постоянного народного  судьи и двух членов суда11: одного по избранию от местного губернского профсоюзного совета, другого - от губернского отдела труда. Однако имелась и особенность: являясь судами первой инстанции, они тем не менее состояли при губернских судах, и приговоры трудовых сессий могли быть обжалованы в обычном порядке в губернский суд.

    Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 г 12. Они подразделялись на волостные, уездные и губернские. Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам.

    В конце 20-х  гг. все дела, разрешаемые в земельных  комиссиях, были переданы в систему  общих судов, а постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. эти комиссии упразднены.

    Переход в  условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение  банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган  специальной юрисдикции - арбитражные  комиссии13, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах - при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).

    Высшая арбитражная  комиссия при Совете Труда и Обороны образовывалась в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.

    Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные  комиссии тоже не стали долговечными. Они были ликвидированы, а в мае 1931 г14. учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж. 

    Губернские суды

    Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл  губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским  делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись: пленум, уголовный и гражданский отделы, уголовное кассационное отделение, гражданское кассационное отделение, дисциплинарная коллегия, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.

    В 1924-1925 гг. в  РСФСР проводилось новое административно-территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован Уральский областной суд, в 1925 году - Сибирский и Северо-Кавказский краевые суды.

    На Урале  вместо четырех губерний была образована одна область, делившаяся на 15 округов; в Сибири вместо пяти губерний - один край, делившийся на 19 округов и 2 автономные области; на Северном Кавказе также  один край, делившийся на 14 округов и 6 автономных республик и автономных областей. Такое же краевое образование имелось и на Дальнем Востоке. Возник вопрос: как в этих областях и краях строить судебные органы?

    Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний  в законодательные органы РСФСР - не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд.

    Ко времени  проведения Судебной реформы 1922 года в  системе трибуналов существовал  в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех без исключения судов республики.

    Губернский  суд в Петрограде формировался в  декабре 1922 — январе 1923 и начал  действовать с февраля 1923 г., то есть через три месяца после принятия Положения о судоустройстве и  на месяц позже, чем оно вступило в силу. Прокуратура в Петрограде формировалась в июле — сентябре 1922 г.; от принятия Положения о прокурорском надзоре до начала фактического осуществления прокурорского надзора прошло четыре месяца. Петроградская губернская коллегия защитников создавалась с конца мая 1922 и начала действовать в середине сентября 1922 г.

    Кадровый состав Петроградского губернского суда и  прокуратуры делился на «официальную»  часть (т. е. лиц, занимавших должности  членов суда и помощников прокурора), полностью партийную, 20 — 30 % состава  которой имели высшее юридическое образование, и «неофициальную» (т. е. лиц, исполнявших обязанности членов суда и помощников прокурора, не занимая соответствующих должностей), в которую входили беспартийные «спецы». В губернском суде «спецы» принимались на должности инструкторов, а в прокуратуре на должности секретарей губернского прокурора. Кадры адвокатуры составляли в большинстве беспартийные, бывшие присяжные поверенные, имевшие стаж работы в советской юстиции.  
     
     
     
     

    Заключение 

    В основе преобразований советской судебной системы в 20-е гг. лежал, прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в правовом регулировании.

    Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

    Переход в  условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган специальной юрисдикции - арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов15. 
     
     
     
     

Список  литературы 

    Ι. Правовые источники: 

  1. Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г.
  2. Еженедельник Советской Юстиции. 1922. N 1, 6
  3. СУ РСФСР. 1923. №10. Ст. 121.
  4. Постановление ВЦИК  от 22 марта 1923.
  5. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке рассмотрения земельных споров".
  6. «Положение о порядке разрешения имущественных споров»  от 21 сентября 1922.
  7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г. "Об упразднении арбитражных комиссий"
 

    ΙΙ. Учебная литература: 

    1. А. Смыкалин. 
       //Российская юстиция. -2002. - № 4. - С. 39 - 42 
     
    2. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской    

        России (1917- 1922 гг.). М., 1990. С. 146-148,150.                                                      

    3. В. П. Портнова и М.М.Славина «Становление правосудия Советской      России (1917 — 1922 гг.)».

                     

      

Информация о работе Судебная реформа 1922 года