Строительство Советского государства. Проблемы демократии и диктатуры (октябрь 1917 – 1918 г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Процесс создания нового государства охватывал период с октября 1917 г ., времени начала Октябрьской революции, до лета 1818 г ., когда советская государственность была закреплена Конституцией. Центральным тезисом новой власти стала идея экспорта мировой революции и создание социалистического государства. В рамках этой идеи был выдвинут лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Основной задачей большевиков был вопрос власти, поэтому основное внимание отводилось не социально-экономическим преобразованиям, а укреплению центральной и региональной власти.

Файлы: 1 файл

контрольная работа. История.docx

— 52.77 Кб (Скачать)

Необходимость регулирования производства (в смысле бесперебойной работы, предотвращения закрытия предприятий ) и распределения продуктов (для их регулярного поступления, предотвращения голода) в условиях военной экономики была объективно необходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственного регулирования наладить не удалось: созданные правительством Керенского Экономический совет и Главный экономический комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициативой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля, продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономических и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Однако численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешивались в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихийному захвату земли крестьянами, стали применять это к промышленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями. Между тем Ленин накануне революции рассматривал рабочий контроль в более широком контексте, включал в это понятие совместную деятельность предпринимателей и рабочих по поддержанию производства. 

Октябрьский переворот  не только не остановил, но и усилил анархо-синдикалистские тенденции. Рабочие не просто вмешивались в  деятельность предприятий, но проникались  убеждением, что отныне промышленный аппарат страны принадлежит им, и  они могут управлять им в своих  интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми экономическими и техническими знаниями, рабочие были неспособны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя оказавшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их «проедание». 

14 ноября 1917 г.  ВЦИК принял Декрет о рабочем  контроле. Документ был ориентрован на то, чтобы обуздать анархические тенденции и нормализовать производственные процессы. Именно поэтому в нем указывалось, что рабочий контроль учреждается «в интересах планомерного регулирования народного хозяйства». Декрет содержал чрезвычайно важный пункт об отмене коммерческой тайны, что устраняло одну из важнейших составляющих традиционных рыночных отношений. Ответственными за реализацию документа объявлялись как владельцы, так и рабочие предприятия. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля (в городах, губерниях и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским Советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Соответствующий декрет от 5 декабря определял его цель – «организация народного хозяйства и государственных финансов». Новый орган должен был «согласовывать и объединять» деятельность как местных, так и центральных учреждений экономического плана. В него должны были входить члены Всероссийского Совета рабочего контроля, представители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещательного голоса). Несколько дней спустя Ленин констатировал, что «от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяйства». Создавались и местные – городские, губернские – совнархозы. 

В числе прочих на ВСНХ возлагалась функция конфискации, секвестирования и принудительного синдицирования предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 – марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. Как отмечал впоследствии А. И. Рыков, в то время национализация «производилась независимо от вопросов снабжения, от хозяйственных соображений, а исходя исключительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией». Современники выделяли «карательную» и «стихийную» национализацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудничать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; такие акты чаще принимались центральными властями. Во втором – об инициативе рабочих на местах. В первые месяцы существования Советской власти доминировала «стихийная» национализация. 

В первые месяцы были предприняты решительные шаги к изменению отношений в денежно-финансовой сфере. Первым поручением, полученным председателем ВСНХ, был контроль за захватом Государственного банка. Это произошло 14 декабря 1917 г. Одновременно в тот же день отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат заняли помещения частных коммерческих банков и кредитных учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Вечером 14 декабря, постфактум, ВЦИК оформил эти акты своим декретом. Тогда же постановлением СНК «О ревизии стальных ящиков» все находящееся в сейфах золото конфисковывалось в общегосударственный фонд, а в случае неявки владельцев в трехдневный срок все их средства подлежали конфискации «в собственность народа». 

Чуть ранее (7 декабря) ВЧК получил от СНК поручение  взять на учет состоятельных граждан  в связи со следующим его постановлением: «Лица, принадлежащие к богатым классам (т.е. имеющие доход в 500 руб. в месяц и свыше, владельцы городских недвижимостей, акций и денежных сумм свыше 1000 руб.), а равно служащие в банках, акционерных предприятиях, государственных и общественных учреждениях, обязаны в трехдневный срок представить в домовые комитеты в трех экземплярах заявления, за своей подписью и с указанием своего адреса, о своем доходе, своей службе и своих занятиях». Эти лица должны были обзавестись потребительско-рабочими книжками, в которые надлежало еженедельно вносить записи о своих доходах и расходах. Указом от 23 декабря 1917 г. прекращались платежи дивидендов по акциям и паям частных предприятий, сделки с ценными бумагами. Банковское дело объявлялось монополией государства в лице «единого народного банка». При этом делались оговорки о готовности соблюсти интересы «мелких трудящихся собственников», что в условиях общего подрыва кредитно-финансовой системы было трудно выполнить. 

1 января 1918 г.  СНК принял Декрет об аннулировании  государственных займов (подтвержден  Декретом ВЦИК от 21 января). Проблема  решалась резко и безоговорочно:  недействительными объявлялись  все государственные займы –  внутренние и внешние, «заключенные  правительствами российских помещиков  и российской буржуазии». К тому  моменту государственный долг  составлял гигантскую сумму в  50 млрд руб., в том числе 12 млрд – иностранный. Этот шаг советского правительства не только подорвал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицательный международный резонанс (проблема выплаты «тех» долгов обсуждается Российской Федерацией и поныне). Отражая специфику периода, Ленин характеризовал политику до марта 1918 г. как «красногвардейскую атаку на капитал». 
 

  1. Роспуск Учредительного собрания. Формирование советской  политической системы
 

    Первоочередными задачами большевиков после Октябрьского переворота в Петрограде стало укрепление собственной власти и разрушение прежних общественных структур. Вскоре после прихода к власти большевики предприняли шаги по установлению контроля над промышленностью и финансами. При этом акцент первоначально делался  не на национализацию, а на «рабочий контроль» над производством, который  мыслился на относительно кратковременном  этапе, необходимом для подавления саботажа буржуазии и овладения  массами управленческими навыками. С середины ноября, отчасти как  реакция на скрытое сопротивление  предпринимателей рабочему контролю, нарастает волна национализации предприятий. В отличие от промышленности, банки большевики попытались национализировать сразу же. Однако овладеть Государственным банком и обеспечить регулярное финансирование правительства большевикам удалось только в конце ноября. В декабре–январе были национализированы частные банки. В процессе этих преобразований постепенно складывалась советская система хозяйственного управления. 2 декабря 1917 г. был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), возглавляемый Н. Осинским, а с апреля 1918 г. – А.И. Рыковым.

    В первые месяцы после Октября были проведены  некоторые общедемократические  мероприятия: отменены сословия, прежние  чины, введено единое для всех звание «гражданин Российской республики», церковь  была отделена от государства, запрещено  преподавание религии в школе, принят Декрет о гражданском браке. Попытались большевики и улучшить положение рабочих – своей главной социальной опоры. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, введено страхование по безработице и на случай болезни, разработаны временные правила об отпусках. Однако нараставший экономический кризис сводил на нет все эти меры. Исключением послужили лишь решения по жилищному вопросу, позволившие рабочим занимать пустующие квартиры и подселяться в дома и квартиры буржуазии, интеллигенции, служащих. Начавшееся «уплотнение буржуев» создало один из феноменов всей советской истории – «коммунальные квартиры».

    2 ноября 1917 г.  была принята «Декларация прав  народов России», провозгласившая  национальное равенство и право  народов на самоопределение вплоть  до образования самостоятельных  государств. Она имела большое  политическое и особенно пропагандистское  значение для страны, 57 % населения  которой составляли нерусские  народы.

    В первые месяцы Советской власти важной проблемой  для большевиков были выборы в  Учредительное собрание и его  созыв. С Учредительным собранием  многие связывали надежду на гражданское  согласие и возможность развиваться  по западному демократическому варианту. Большевики были против парламентских  форм демократии, считая их исторически  изжитыми. Но на протяжении всего 1917 г. они поддерживали из тактических  соображений популярный в массах лозунг о созыве Учредительного собрания, используя его в политической борьбе. Однако, сформировав правительство, большевики попали в сложное положение: не созывать Учредительное собрание они не могли, так как обещали  это сделать, и одновременно они  заведомо знали, что не могут получить там большинства.

    Выборы были назначены в большинстве мест на 12 ноября 1917 г., в некоторых –  позже. Большевики стремились максимально  на них повлиять. Несмотря на все  усилия, выборы прошли не в пользу большевиков. По уточненным данным, голоса распределились следующим образом: эсеры – 40,6 %, меньшевики – 2,8 %, другие социалистические партии (главным образом национальные) – 15 %, национальные партии (кроме социалистических) – 8 %, кадеты – 4,6 %, большевики – 22,9 %, прочие – 6,1 %. Большевики получили 175 мест, левые эсеры – 40 мест, всего было избрано 706 членов Учредительного собрания. Большевики даже в коалиции с левыми эсерами не могли рассчитывать на большинство. Учредительное собрание было назначено на 5 января 1918 г. после того, как стало ясно, что ситуация в Петрограде полностью контролируется войсками, верными большевикам. Я.М. Свердлов от имени ВЦИК предложил собранию принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», автором которой был В.И. Ленин, в Декларации говорилось: «Россия объявляется республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Несмотря на вежливую фразу о возможности особых задач Учредительного собрания, принятие этой Декларации означало бы его самороспуск. Учредительное собрание отказалось обсуждать Декларацию. Большевики и левые эсеры покинули зал. Заседание продолжалось, обсуждались вопросы о государственном устройстве, о земельной реформе. К утру командир охраны Железняков произнес свою ставшую нарицательной фразу: «Караул устал». Лидер эсеров В.М. Чернов, избранный председателем Учредительного собрания, объявил перерыв, который оказался концом. В ночь с 6 на 7 января состоялось заседание ВЦИК, на котором был принят декрет о роспуске Учредительного собрания. Уже 10 января открылся III Всероссийский съезд Советов, который утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а также снял определение «Временное правительство» в отношении СНК. Разгон Учредительного собрания не вызвал массовых выступлений протеста по стране. Это означало, что путь к гражданскому согласию, и без того очень узкий, закрыт. Возможности для сочетания парламентской демократии с советской исчерпаны. 

    Общая характеристика периода 

    Процесс становления  и утверждения советской системы  происходил в сложных, постоянно  меняющихся условиях, которые существенно  влияли на его формы, методы и темпы. В нем можно выделить несколько  этапов.

    Важнейшие события  первого этапа (1917-1920 гг.) – Октябрьская  революция, которая разворачивалась  в условиях продолжавшейся первой мировой  войны, и последовавшая за этим кровопролитная гражданская война, длившаяся четыре года. Послевоенное восстановление и  социально-экономические преобразования в 20-е годы происходили на фоне относительной  стабилизации мировой экономической и политической системы. Однако завершилось десятилетие тяжелейшим мировым экономическим кризисом в 1929-1932 гг. Тридцатые годы – период форсирования социального эксперимента с целью построения социализма в нашей стране. Он проходил в условиях, когда в ряде европейских стран к власти пришли фашистские партии, провозгласившие политику национального реванша, когда резко обострилась международная обстановка, реальностью стала угроза новой мировой войны.

    В 1917 г. Россия пережила революционный взрыв огромной силы. По мнению ряда историков, он был  не столько закономерным результатом  предшествующего развития капиталистических  отношений (как это традиционно  считалось в советской историографии), сколько формой разрешения острейших  социально-экономических и политических противоречий российского общества. Наложение и переплетение общественных противоречий, требующих решения, есть «вызов» истории, на который должна была ответить Россия. Исследователи  считают, что ведущими были противоречия, обусловленные отставанием России от передовых, индустриально развитых стран в области технологии, производительности труда, вооружения армии, общей культуры населения. То есть как раз те, которые  делали безотлагательным осуществление  общецивилизационного рывка. Перед страной стояли задачи индустриализации, перестройки аграрного сектора экономики, повышения общего уровня культуры населения, демократизации общественной жизни, расширения прав и свобод личности. Россия уже приступила к их решению, однако реализации новых тенденций мешали традиционные общественные структуры и отношения.

    Другую группу противоречий составили специфические  внутренние разногласия российского  общества: между крестьянами и  помещиками, рабочими и предпринимателями, межнациональные, между центром  и окраинами и др. Определяющим в этой группе был разрыв между  самодержавной формой правления  и интересами большей части общества.

Информация о работе Строительство Советского государства. Проблемы демократии и диктатуры (октябрь 1917 – 1918 г.)