Столыпинские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:25, доклад

Краткое описание

Проблема реформирования Российского государства всегда была актуальна. Особенно остро это ощущалось в переходные революционные периоды. И одним из ярчайших реформаторов был Петр Аркадьевич Столыпин. Бесстрашие, готовность идти вперед, преданность своему делу, идеолог по натуре.
Начало реформ приходится на 1906 год. Т.к. именно в 1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство.

Файлы: 1 файл

Столыпинские реформы.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

Столыпинские реформы 

Проблема  реформирования  Российского  государства  всегда была актуальна. Особенно остро это ощущалось в переходные революционные периоды. И одним из ярчайших реформаторов был Петр Аркадьевич Столыпин. Бесстрашие, готовность идти вперед, преданность своему делу, идеолог по натуре. 

Начало реформ приходится на 1906 год. Т.к. именно в 1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство. Столыпин был назначен новым премьер-министром.

Его самые известные  мероприятия такие как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. 

  Аграрная реформа

С 1906 г. правительство  П.А.Столыпина начало осуществлять широкомасштабную аграрные реформы, включавшие в себя несколько задач:

  • форсированное разрушение крестьянской общины и укрепление индивидуального крестьянского землевладения (указ 9 ноября 1906 г. - закон 14 июня 1910 г.;
  • землеустройство: ликвидация земельной чересполосицы, создание хуторов и отрубов ( 29 мая 1911 г.);
  • переселение крестьян из перенаселенного центра России на окраины, где имелся свободный земельный фонд;
  • содействие крестьянам в приобретении дополнительных участков земли через Крестьянский поземельный банк.
 

Необходимо  отметить, что Столыпинские аграрные реформы были ориентированы на крестьянство. Попытки аграрных преобразований у казаков и горцев не увенчались результатом. в среде донского казачества и других казачьих войсках аграрные реформы не проводились. Это утверждение связано с тем, что и правительство, и войсковая администрация стремились сохранить и укрепить общину у казаков. При решении земельного вопроса у казаков, который обострялся растущей социальной дифференциацией, правительство не решалось идти в данном вопросе по проторенному пути, т.е. разрушать казачье общинное землепользование и поддерживать индивидуальное землевладение.

Сущность  была в том что 

  1. по указу 9 ноября 1906 г., любой крестьянин домохозяин имел право в любое время потребовать выдела из общины.
  2. За теми крестьянами, которые имели в своем постоянном пользовании излишки земли (т.е. наделы превышали разверсточные нормы, ориентированные на количество душ м.п. в семье), эти излишки закреплялись по минимальным ценам 1861 г.
  3. домохозяева, выделяющиеся из общины, могли требовать укрепления за ними участков к одному месту - т.е. создания отрубов и хуторов.
  4. Закон 14 июня 1910 г. запретил сосредотачивать в своих руках более 6 участков земли (по высшим или указным нормам 1861 г.)
 

Итоги реформы

  1. Из общины стремились выделиться либо самые зажиточные крестьяне-предприниматели (), либо бедные крестьяне, которые распродавали свое хозяйство и уходили за заработки в качестве рабочих на предприятиях или батраков.
  2. Из более чем 156 723 тыс. крестьянских хозяйств (в волостях области) только незначительная часть - 24 089 хозяйств (6,5%) выделились из общины. Конечно, не все из этих хозяев стали крупными предпринимателями, Тем не менее, реформа способствовала концентрации земли.
  3. ликвидация чересполосицы и создание хуторов и отрубов.
  4. Продажа земли через Крестьянский банк также помогала крестьянам увеличить свое землевладение, при этом Банк приоритет отдавал хуторянам и отрубникам.
  5. Рост хлебного экспорта
  6. аграрные преобразования помогли становлению предпринимательских хозяйств у крестьян и способствовали более широкому вовлечению крестьянства во внутрироссийскую и экспортную зерновую торговлю.
  7. Плачевное состояние иногородних крестьян из них почти 95% не имели земли и вынуждены были ее арендовать.
  8. Сопротивление и бунты крестьян, не желавших допускать для богатых крестьян выхода из общины. Были случаи, когда крестьяне изгоняли землемеров, пытавшихся произвести выдел, громили хозяйства отрубников и хуторян.
  9. Несмотря на массовость переселения, многие крестьяне вернулись обратно из-за неимоверно тяжелых условий
  10. 1906 по 1914 г. арендные цены в области выросли вдвое. Недостаток земли крестьяне вынуждены были восполнять арендой у дворян и станичных обществ.
  11. В общем и целом можно сказать что столыпинская реформа не решила аграрный вопрос.
 

Закон о военно-полевых  судах

Был принят 19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» Предпосылки созданию были таковы что военные суды (постоянно действующие), на тот момент разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях в губерниях, объявленных на исключительном положении, проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав. 

Закон заключался в том  что:

  1. в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров. При чем Офицеры ведали только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц).
  2. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления.
  3. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа[44]
 

Итоги 

  1. Несмотря  на несовершенство статистики и противоречивость отдельных данных, можно говорить о том, что за шесть лет действия закона с 1906 по 1911 годы по приговорам военно-полевых  судов было казнено по различным  данным от 683[45] до 6 тысяч человек (по тем временам масштаб казней был беспрецедентным)[46]
  2. к каторжным работам приговорено 66 тысяч[44]. В основном казни приводились в исполнение через повешение.
  3. Закон о военно-полевых судах не был внесен правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года.
  4. Однако революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер, проявляясь лишь единичными спорадическими актами насилия[50].
  5. Государственный порядок в стране был сохранён.
 
 
 
 

 

 

Закон о земстве в  Западных губерниях

закон Российской империи (именной Высочайший указ) «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Витебскую, Волынскую, Киевскую, Минскую, Могилевскую и Подольскую губернии», принятый 14 марта 1911 года; принятие закона вызвало острый политический кризис.

Полномочия  земских учреждений распространялись на следующие предметы:

  • Сбор губернских и уездных земских повинностей и заведование собственными капиталами;
  • Попечение о развитии народного образования и установленное законами участие в заведовании содержимыми за счет земства учебными учреждениями;
  • Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений, бечевников, а также пристаней вне поселений;
  • Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении (то есть комплексной социальной помощи) бедных, неизлечимых больных и умалишенных;
  • Заведование взаимным земским страхованием имуществ;
  • Оказание продовольственной помощи населению;
  • Участие в санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-полицейских мероприятиях;
  • Предупреждение и тушение пожаров;
  • Устройство и содержание земской почты;
  • Воспособление местному земледелию, торговле и промышленности.
  • Уездные земские собрания также выбирали мировых судей (до отмены института мировых судей при введении земских начальников).

Земские натуральные повинности состояли в обязанности:

  • содержания дорог и бечевников;
  • содержания подвод для разъездов чинов гражданского ведомства (внутри губерний);
  • содержания транспортировки арестантов (до общегосударственных ссыльно-этапных дорог);
  • снабжения квартирами чинов уездной полиции и некоторых чинов гражданского ведомства (прежде всего земских начальников и судебных следователей при их разъездах; большая часть обязанностей отменена в 1900 году);
  • истребления вредных для полей и лугов насекомых и животных.

Итоги:

  1. Одной из главных причин конфликта являлась та особенность, что землевладельцы польского происхождения выделялись в отдельную избирательную курию; тем самым была исключена возможность получения поляками большинства голосов земских гласных.
  2. Разделение по признаку. В губерниях с правительственными земскими учреждениями уровень собираемых земских сборов был ниже[4], чем в губерниях с выборными земствами, соответственно ниже был и объем предоставляемых земствами социальных услуг.
  3. Благожелательные и конструктивные отношения между большинством Думы и правительством, налаживаемые Столыпиным и октябристскими лидерами с момента созыва III Думы, были подорваны; отношения с Госсоветом испорчены непоправимо. Ухудшилось отношение к Столыпину со стороны различных общественных кругов и прессы.
  4. Возникшая подозрительность октябристов (прежде всего А. И. Гучкова) и их союзников по отношению к правительству и царю в дальнейшем только усиливалась, дойдя к концу 1916 года до полной враждебности и участия в подготовке Февральской революции.
  5. Конфликт с националистическим курсом правительства, выражавшемся в стремлении уменьшить представительство нерусского населения во всех выборных учреждениях, потому как существующее Положение о земских учреждениях 1890 года разделяло избирателей на имущественные курии (а внутри курии землевладельцев - на дворян и недворян), но не по национальному признаку.

 

Ограничение автономии Финляндского княжества

Пётр Столыпин за время своего премьерства 4 раза выступал с речами относительно Великого княжества[29]. В них он указывал на неприемлемость некоторых особенностей власти в Финляндии. В частности, он подчёркивал, что несогласованность и неподконтрольность многих финских учреждений верховной власти приводит к неприемлемым для единой страны результатам.

В итоге:

  1. 7 (20) июля 1906 года, за день до роспуска Первой Государственной думы и назначения Столыпина премьер-министром, Николай II утвердил принятый сеймом новый сеймовый устав (фактически, конституцию), предусматривавший упразднение устаревшего сословного сейма и введение в Великом княжестве однопалатного парламента (также по традиции именовавшегося сеймом — ныне Эдускунта), избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами старше 24 лет[52].
  2. В 1908 году он добился того, чтобы финляндские дела, затрагивающие российские интересы, рассматривались в Совете министров.
  3. 17 июня 1910 года Николай II утвердил разработанный правительством Столыпина закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», которым значительно урезалась финляндская автономия и усиливалась роль центральной власти в Финляндии[54].

Информация о работе Столыпинские реформы