Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:59, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить столыпинскую аграрную реформу в Беларуси, ее причины, условия, итоги.
Задачи работы:
Изучить методы и направления реформы;
Изучить условия, порядок проведения и итоги столыпинской реформы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность и методы аграрной реформы………………………………………..4
2. Основные направления реформы…………………………………………….....8
3. Итоги и последствия столыпинской аграрной реформы…………………….15
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………………….20
Приложение А……………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

История Беларуси реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       Переселение крестьян на свободные земли

           Правительство Столыпина провело серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены  уже в законе 6 июня 1904 года.  Этот закон вводил свободу переселения без льгот,  а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо  желательным".

      Массовое  переселение крестьян на восточные  окраины страны было одним из важнейших направлений реформы. Тем самым уменьшалась “земельная теснота” в европейской части России, “выпускался пар” недовольства.

      По  указу 10 марта 1906 года право переселения  крестьян  было предоставлено всем  желающим  без ограничений.   Правительство ассигновало   немалые средства   на   расходы   по   устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское  обслуживание  и общественные нужды,  на прокладку дорог. В 1906- 1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

      За 11 лет реформы на свободные земли Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число переселенцев было наибольшим за все годы реформы и составило 665 тыс. человек. Переселенческое движение по отдельным губерниям было неравномерным. За восемь лет (1907-1914) наибольшее число переселенцев в Белоруссии дала Могилёвская губерния, из которой выехало 159074 человека. Это составило 47,3 % всех переселенцев пяти губерний. На втором месте и третьем стояли Витебская и Гродненская губернии, давшие 24,3 %.

      Основную  категорию переселенцев составляли малоземельные  и средние слои. В 1913г. за пределы Белоруссии выселилось 2170 семейств, из них безземельных – 21,2 %, малоземельных – 55,5 %. Беднота уходила в Сибирь целыми толпами, продавая на родине за бесценок свои последние пожитки.

      Все белорусские по размерам проданной  переселенцами надельной земли, превосходили  средние показатели по Европейской России, где они составляли 100 тысяч десятин. Следовательно процесс раскрестьянивания под влиянием столыпинской реформы в Белоруссии проходил более интенсивно по сравнению с другими районами России. Экономическое положение переселенцев в Сибири было не лучшим, чем на родине. Согласно данным за 1907-1911гг. в среднем на одну переселенческую семью из пяти приходилось шеть десятин,  в том числе надо учитывать, что переселенцы не располагали средствами ддля обзаведения хозяйством на новом месте. Так, например, средняя денежная выручка на родине от проданной переселенцами надельной земли составляла для Минской губернии 194 рубля, для Могилёвской- 245 рублей, для Виленской- 227 рублей, для Витебской- 262 рубля. На такие деньги нельзя было обзавестись в Сибири даже середняцким хозяйством.

      Масштабы  данного  мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Однако на родине возвращенцев ждали  не меньши бедствия, ибо землю свою они ещё ранее запродали за бесценок сеседним кулакам и вернуть её обратно было невозможно. В течение восьми лет (1907-1914гг.) в Белоруссию возвратилось 36544 человек, или 10,9 % всех переселенцев, а спустя ещё некоторое время колличество вернувшихся возросло до 60 %. Такой огромный процент возвращенцев свидетельствовал о крахе переселенческой политике царизма. Обратные переселенцы пополняли собой ряды разорившихся крестьян.

      Итоги переселенческой  компании были следующими.  Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона  за годы колонизации увеличилось  на 153%.  Если  до  переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за  1906-1913 годы они были расширены на 80%, в  то  время  как в  европейской части России на 6,2%. По темпам  развития  животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

       Агрикультурные  мероприятия

       Агрикультурные  мероприятия предусматривали устройство сельскохозяйственных складов, создание показательных хозяйств, садов, огородов, пасек для зажиточных крестьян; привлечение на службу специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов; пропаганду агрономических знаний, организацию курсов и лекций для крестьян. Так, в 1912 г. при Минской болотной станции были организованы областные трехмесячные курсы, которые стали третьими по счету во всей России. Вместе с тем масштабы для такого аграрного региона, каким была Беларусь, были недостаточными, равно как и обеспеченность агрономическим персоналом. Так, в 1915 г. в Минской губернии насчитывалось всего 50 специалистов, в том числе 12 агрономов, в Виленской соответственно - 43 и 16, в Витебской — 169 и 49. [5, с. 175]

       Кооперативное движение

      Ссуды крестьянского банка не могли  полностью  удовлетворить спрос крестьянина денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая  прошла  в своем  движении  два   этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого  кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов  мелкого кредита  и ассигнуя значительные  кредиты  через  государственные  банки на первоначальные займы кредитным  товариществам  и  на  последующие займы, правительство  стимулировало  кооперативное  движение.  На втором   этапе сельские   кредитные   товарищества, накапливая собственный капитал, развивались  самостоятельно. В  результате была  создана  широкая сеть институтов  мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных  банков  и кредитных  товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.

      К  1  января 1914 года количество таких  учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских   и   сбытовых   кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже  крестьянские артельные молочные заводы. В 1913 г. в пяти губерниях насчитывалось более 900 кооперативных учреждений различных видов, причём кооперация росла быстрее в Витебской, Могилёвской и Виленской, чем в Минской и Гродненской  губерниях. Кроме того, росла сеть потребительских, производственных и сбыточных кооперативов. В 1913 г. в Белоруссии было 210 потребительских и 191 сельскохозяйственное товарищество. Эти объединения способствовали устойчивости и эффективности новых форм крестьянских хозяйств в условиях рыночной конкуренции.

       Таким образом, столыпинская аграрная реформа носила комплексный характер, в ней сочетались методы организационного, государственно-управленческого, экономического, политического и социального характера. Это была либеральная буржуазная реформа, ускорившая процесс развития капитализма в сельском хозяйстве, а следовательно, прогрессивная. Однако она обеспечивала прогресс по наихудшему, прусскому образцу, наиболее болезненному для крестьянства. Сказался также ряд сдерживающих факторов, в частности для проведения таких масштабных преобразований не было соответствующей материальной и финансовой базы; повсеместно не хватало землемеров для выполнения огромных объемов работ; не везде соблюдалась добровольность выхода крестьян из общины, допускались принудительные выделы земли; не учитывалась социально-психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования. Вместе с тем, оценивая результаты реформы, надо иметь в виду, что речь идет о незавершенном процессе. Официально реформа была отменена Временным правительством 28 июня (11 июля) 1917 г., т.е. на мирное время приходилось не более восьми лет, тогда как, к примеру, в небольшой Пруссии переход к хуторскому землевладению занял почти 100 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 

      Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г.  из общины в чересполосное укрепление  вышло 2 млн.  домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн.  дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспредельных  общинах,  получили  удостоверительные  акты на 2,8 млн.дес. 1,3 млн.  домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.).  Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс.  хуторских и отрубных  хозяйств - это особый счет.  Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать,  поскольку некоторые домохозяева,  укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам,  всего из общины вышло около 3 млн.  домохозяев,  что составляет  несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях,  где проводилась реформа.

      Впрочем,  как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 %  земель.  Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.

      За  годы проведения столыпинской аграрной реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

        Последствия столыпинской аграрной реформы  определяются тем, что, во-первых, на территории Беларуси увеличились посевные площади, прежде всего под технические и кормовые культуры. Посевы картофеля выросли на 46,1 %, трав — на 64,8 %, причем по темпам роста травосеяния Беларусь занимала первое место в европейской части страны, по удельному весу кормовых трав в общей посевной площади — третье после Прибалтики и Королевства Польского. Правда, несколько сократились посевы зерновых, в то же время повысилась их урожайность. Например, урожайность ржи в 1911 — 1913 гг. поднялась на частновладельческих землях до 55,7 пудов с десятины, на крестьянских - до 46,6 пудов. В целом же по урожайности зерновых Беларусь отставала от многих регионов Европейской России.

       Во-вторых, прослеживалось увеличение валовой  и товарной продукции сельского хозяйства. Главными направлениями сельскохозяйственного предпринимательства были винокурение, мясо-молочное животноводство, мукомольное, маслобойное, сыроваренное производства и др. К примеру, производство спирта увеличилось с 8,7 до 14,2 млн ведер, и в 1913 г. западные губернии дали 14,2 % всего спирта, произведенного в 50 губерниях Европейской России. С 1900 по 1903 г. чистый вывоз молочных продуктов из Беларуси вырос на 20,8 %, вывоз мяса — на 29,2, товарность молочного хозяйства достигла почти 27 %.

       В-третьих, происходила некоторая интенсификация сельского хозяйства: внедрялись многопольные севообороты в крупных помещичьих и в зажиточных крестьянских хозяйствах, росло применение искусственных удобрений, в основном суперфосфата. Применялись усовершенствованные сельскохозяйственные орудия и машины. В 1910 г. на помещичье имение в среднем приходилось по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельхозмашин.

       В-четвертых, земельная собственность концентрировалась в руках аграриев-предпринимателей, совершался переход от сословной к бессословной земельной собственности. Площадь дворянского землевладения за годы реформы сократилась и составила к 1917 г. 47 % . Частное землевладение крестьян и мещан выросло на 18,5 % . Среди продавцов земли преобладала беднота, среди покупателей 52 % составляли крестьяне, мещане, купцы, почетные граждане, 48 % — дворяне, чиновники, духовенство и офицеры.

       В-пятых, складывалась социальная структура  деревни, адекватная началу индустриального этапа развития страны. Происходило социальное расслоение крестьянства (см. приложение А). Накануне войны беднота составляла не менее 68 % дворов, среднее крестьянство — 20%, кулацкие хозяйства - 12 %.

       Вместе  с тем не была преодолена техническая, экономическая и культурная отсталость, не были решены проблемы продовольственного обеспечения и аграрного перенаселения. Свыше половины взрослого населения было избыточным, не находя на месте применения своему труду, В то время как в США в среднем на одну ферму приходилось 3900 руб. основного капитала, в Европейской России — около 900 руб. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения составлял соответственно 262 и 52 руб. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были медленными. В России в 1913 г. получали с десятины в среднем 55 пудов хлеба, в США — 68, во Франции — 89, в Бельгии — 168 пудов. Экономический рост происходил в основном преимущественно за счет увеличения интенсивности ручного крестьянского труда. [5, с. 178]

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На  основании изученного материала  необходимо сделать следующие выводы:

  1. Столыпинскую аграрную реформу считают продолжением реформы 1861 г. Началом послужил правительственный указ от 9 ноября 1906 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», согласно которому каждый хозяин дома, имевший в своем пользовании общинную надельную землю, мог потребовать закрепления ее в личную собственность. В тех общинах, где на протяжении последних 24 лет переделы не проводились, желающий перейти от общинного к личному землевладению получал всю землю, которой фактически пользовался, за исключением арендованной. В тех же общинах, где проводились переделы, каждый, кто выходил из общины, должен был заплатить обществу за лишнюю часть, превышавшую душевую норму по оценке 1861 г., причем плата оказывалась в 2— 3 раза ниже рыночной цены на землю. От реформы Столыпина большую выгоду получали зажиточные крестьяне, имевшие в своем распоряжении денежные и другие средства.
  2. Столыпинская аграрная реформа была важнейшей в аграрном вопросе и представители Беларуси приняли активное участие как в ее разработке, так и в ее оценке, которая была противоречивой. Наибольший вклад в исследование ее сущности, практических результатов ее реализации на примере белорусского крестьянства, особенно с позиции хуторизации, в Беларуси внесли А. А. Кофод, А. Н. Власов, В. И. Цывинский, А. И. Вруцевич, С. Пилецкий, М. Емельянов, А. О. Бонч – Осмоловский, С. А. Ванькович и др. С другой стороны, целесообразно напомнить, что дискуссии по эффективности различных форм индивидуального крестьянского землепользования в экономической мысли БССР велись вплоть до 1929г., года начала принудительной коллективизации, а в Западной Беларуси – до 1939г., т.е. присоединения ее территории к БССР. В то же время исследования в области Столыпинской аграрной реформы, проводимые экономистами Беларуси в начале 20 в., в 30 – е годы 20 в. стали предметом серьезной идеологической борьбы в экономической науке БССР против оппонентов формирующейся в республике командно – административной системы управления и победы колхозного строя в белорусской деревне. Речь шла о критике аграрных программ БСР, взглядов М. В. Довнар – Запольского, Я. Лесика, А. Власова, других представителей белорусского национально – культурного возрождения. [1, с. 130]
  3. Проведение аграрной реформы возлагалось на Министерство внутренних дел и подчиненный ему департамент полиции, а на местах — на губернский и уездный административно-полицейский аппараты. Использовались также земельные, судебные и финансовые органы. Размежеванием земли занимались уездные и губернские землеустроительные комиссии, созданные указом правительства от 4 марта 1906 г. Они состояли из помещиков, чиновников и незначительного числа зажиточных крестьян. Комиссии обязаны были содействовать крестьянам в покупке земли у частных лиц при помощи Крестьянского поземельного банка; организовывать продажу казенных земель, сдачу их крестьянам в аренду, содействовать переселению на казенные земли азиатской России, помогать сельским обществам и отдельным домохозяевам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Руководил комиссиями комитет по земле-устроительным делам, учрежденный при главном управлении землеустройства и земледелия.
  4. Столыпинские преобразования полностью успехом не увенчались. Главная экономическая цель их — открыть простор для развития производительных сил в сельском хозяйстве, расчистить дорогу капитализму в деревне — достигнута не была. И потому, прежде всего, что крупное помещичье землевладение осталось большей частью нетронутым, которое в результате реформы сократилось лишь частично. В Беларуси площадь помещичьего землевладения в 1917г. составляла практически половину общей. Сохранение латифундий привело к тому, что большинство пережитков крепостничества в ходе реформы так и не было устранено.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги