Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:22, практическая работа
Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал». 25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России – РСДРП(б). Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной–летом1917г. НЭП
Становление
социализма в СССР
Экономика России в период «красногвардейской
атаки на капитал». 25 октября (7 ноября)
1917 г. к власти пришла одна из радикальных
партий России – РСДРП(б). Основные положения
экономической стратегии большевиков
были разработаны В.И. Лениным весной–летом1917г.
В основе их программы лежали теоретические
положения о модели социализма, разработанной
К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество
должно было иметь бестоварный (безденежный)
механизм. Но на первой стадии строительства
нового общества предполагалось наличие
товарно-денежных отношений. Для понимания
дальнейших событий следует иметь в виду,
что длительность переходного периода
не определялась, да и не могла быть определена.
Конкретные исторические условия 1917–1918
гг. в сочетании с революционным нетерпением
масс рабочих и неприятием буржуазией
новой власти «подстегнули» вызревание
идей о возможности немедленного осуществления
коммунистических принципов, создали
иллюзию завершения перехода к социализму
и коммунизму. Для того чтобы преодолеть
тяжелейший кризис и одновременно использовать
капитал в интересах трудящихся, предлагалась
централизация хозяйственной жизни и
всеобъемлющий характер государственного
аппарата на основе вовлечения в управление
всех граждан.
Материальной же базой этих процессов
призвана была стать национализация банков
и синдикатов, которая, по замыслу большевиков,
должна была не разрушать капиталистические
хозяйственные связи, а, наоборот, объединить
их в общенациональном масштабе, стать
формой функционирования капитала в период
перехода к социализму и привести общество
к самоуправлению.
В сфере аграрных отношений большевики
придерживались идеи о немедленной конфискации
помещичьих земель и их национализации.
Но в предреволюционные месяцы они откорректировали
свою аграрную программу за счет «заимствований»
у социалистов-революционеров (эсеров)
и поддержали уравнительность землепользования
для крестьян.
Таковы были основные программные установки.
Но поскольку правительство большевиков
унаследовало экономические и политические
проблемы, связанные с кризисом военного
времени, оно было вынуждено проводить
политику, в значительной степени противоречащую
заявлениям.
Экономическую политику октября 1917г.–
лета 1918г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую
атаку на капитал». Основными методами
ее стали принуждение и насилие.
В число основных мероприятий данного
периода входили: организация рабочего
контроля, национализация банков, проведение
в жизнь Декрета о земле, национализация
промышленности и организация государственной
системы управления ею, введение монополии
внешней торговли.
Национализации банков, как и национализации
промышленных предприятий, предшествовало
установление рабочего контроля.
Органы рабочего контроля возникли еще
во время февральской революции в форме
фабрично-заводских комитетов. Новое руководство
страны рассматривало их как один из переходных
шагов к социализму, видело в практическом
контроле и учете не только контроль и
учет результатов производства, но и форму
организации, налаживания производства
трудящимися, поскольку перед всенародным
контролем ставилась задача «правильно
распределить труд».
Рабочий контроль предполагалось осуществлять
в течение продолжительного периода. 14
(27) ноября 1917г. было принято «Положение
о рабочем контроле». Его выборные органы
намечалось создавать на всех предприятиях,
где использовался наемный труд: в промышленности,
на транспорте, в банках, торговле, сельском
хозяйстве. Контролю подлежали производство,
снабжение сырьем, продажа и хранение
товаров, финансовые операции. Устанавливалась
судебная ответственность владельцев
предприятий за невыполнение распоряжений
рабочих контролеров. В ноябре–декабре
1917 г. рабочий контроль был установлен
на большинстве крупных и средних предприятий
в главнейших промышленных центрах. Он
считался школой подготовки кадров советского
хозяйственного аппарата и важным средством
налаживания государственного учета ресурсов
и потребностей. Одновременно рабочий
контроль в значительной степени ускорил
проведение национализации и изменил
ее направленность.
Национализация и раздел земли проводились на основе Закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем определялся порядок раздела и надела. В 1917–1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне – летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.
Все эти мероприятия отразились на объемах заготовок. Ответной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: была установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномочиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промышленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована.
Натурализация
хозяйства, свертывание товарно-денежных
отношений, необходимость
Новая экономическая политика
Для нормализации экономики, разрушенной Гражданской войной, интервенцией и мероприятиями военного коммунизма, и стабилизации социально-политической сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП (новой экономической политики).
В 1921 г . в сельскохозяйственной сфере была отмена продразверстка замененная более низким продналогом. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. В декабре 1925 г . был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.
Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий с числом наемных рабочих не более 20. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно-промысловая.
Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.
В 1921-1924 гг. проводится финансовая реформа. Создается банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Вводятся прямые и косвенные налоги ( промысловый, подоходный,
сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). С 1921 г . начинается денежная реформа. В конце 1922 г . в обращение была выпущена устойчивая валюта - советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легкореализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты - обесценивавшихся советских знаков (сов-паков), вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г . вместо совзнаков выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.
Причины сворачивания НЭПа
Раскол внутри
правящей элиты, критика партии привели
к пересмотру социально-экономической
политики. НЭП выполнил поставленные
перед ним задачи по восстановлению
экономики и нормализации социальной
сферы. Однако дальнейшее развитие советской
экономики определялось сложным
сочетанием противоречий между свободами
в социально-экономической
Отходу от НЭПа способствовали такие факторы, как слабость отечественного частного предпринимательства, ставшая следствием его длительного запрещения и излишнего государственного вмешательства. Неблагоприятный мировой экономический фон (экономический кризис на Западе в 1929 г .) трактовался как «загнивание» капитализма. Экономический подъем советской промышленности к середине 20-х гг. затруднялся отсутствием новых реформ, необходимых для поддержания темпов роста (например, создания новых промышленных отраслей, ослабления государственного контроля, пересмотра налогов).
В конце 20-х гг.
резервы иссякли, страна столкнулась
с необходимостью огромных капиталовложений
в сельское хозяйство и промышленность
для реконструкции и
Столкнувшись
с нехваткой государственных
финансовых средств на развитие промышленности,
с середины 20-х гг. все нэповские
мероприятия были свернуты с целью
большей централизации
Несомненным успехом
НЭПа было восстановление разрушенной
экономики, причём, если учесть, что
после революции Россия лишилась
высококвалифицированных кадров (экономистов,
управленцев, производственников), то
успех новой власти становится «победой
над разрухой». В то же время, отсутствие
тех самых
Значительные
темпы роста экономики, однако, были
достигнуты лишь за счёт возвращения
в строй довоенных мощностей,
ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла
экономических показателей
Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».
Свертывание нэпа
и формирование командной экономики
(вторая половина 20-х годов). 1925 г. стал
переломным в экономической истории нашей
страны. Это прежде всего связано с решением
о необходимости индустриализации, основная
задача которой состояла в превращении
страны, ввозящей машины и оборудование,
в страну, производящую их. В качестве
основных источников индустриализации
должны были стать доходы от национализации
промышленности, транспорта, торговли;
налоговая система; внутренние займы,
доходы от экспорта сельскохозяйственной
продукции; внутрипромышленное перераспределение
средств в пользу отраслей, производящих
средства производства (группа А), посредством
налога с оборота. Среди источников обращает
на себя внимание так называемая «перекачка»,
под которой подразумевался неэквивалентный
обмен между городом и деревней. Все эти
меры значительно усложняли поддержание
сбалансированности экономических интересов
товаропроизводителей, создавали угрозу
нарушения баланса хозяйственной рыночной
системы, назревания кризисных явлений
и повышали вероятность попыток решения
экономических проблем политическими
(внеэкономическими) методами.
В это время происходил пересмотр взглядов
на само существо нэпа. Ленинская трактовка
нэпа как способа строительства социализма
уступала установке на то, что нэп – временное
отступление к капитализму.
На первом этапе индустриализации (1926–1928)
строилось вновь и реконструировалось
около 800 крупных предприятий. Большое
внимание уделялось развитию энергетической
базы – добыче угля, нефти, строительству
электростанций. В этот период были введены
в эксплуатацию Штеровская электростанция
в Донбассе, Земо-Авчальская в Закавказье
и Волховская электростанции; начато строительство
Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской
электростанций, а также прокладка новой
железной дороги – Турксиба (из Средней
Азии в Сибирь). Преимущество в развитии
отдавалось окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось
свертывай нем рыночных принципов, наступлением
на частный капитал, а также усилением
административных тенденций в управлении.
В 1926 г. обнаружилась нехватка металла,
а затем и других сырья и материалов. Одновременно
начал назревать товарный голод на потребительском
рынке.
Для регулирования снабжения был создан
Комитет государственных заказов – одно
из первых звеньев будущей административной
системы.
Среди причин такого положения можно выделить
следующие:
• «перекачка» привела к тому, что крестьян
не могли удовлетворить государственные
заготовительные цены и они предпочитали
продавать продукцию частным заготовителям
или выжидать более выгодной конъюнктуры.
Следствием этого стал срыв хлебозаготовок
и невыполнение экспортных обязательств;
недостаток доходов от экспорта вынудил
сократить планы промышленного производства
и капитального строительства;
• привлечение на строительство большого
числа рабочих (преимущественно из деревни)
увеличило платежеспособный спрос, не
покрываемый товарной массой; кроме того,
в 1927 г. было проведено снижение цен на
10%, параллельно возросла номинальная
заработная плата рабочих;
• с 1926 г. начала проводиться активная
политика вытеснения частного капитала:
повышены тарифы на перевозки частных
грузов; прекращено государственное кредитование
частных предприятий; началась ликвидация
обществ взаимного кредита; кроме промыслового
и прогрессивного подоходного налогов
был введен налог на сверхприбыль (1927);
запрещалась сдача в аренду отдельным
лицам госпредприятий и прерывались заключенные
договоры, сокращалось число иностранных
концессий.
Это привело к быстрому сокращению частного
сектора прежде всего в торговле, а поддержать
нормальный товарооборот государственная
торговля не смогла из-за неразвитости
своей сети. То же самое следует сказать
и о государственных заготовительных
органах. В декабре 1927 г. партийное руководство
вышло с программой дальнейшего социалистического
строительства: «перереконструирование»
нэпа, развертывание кооперирования по
производственному принципу и коллективизации,
расширение плановых начал в экономике,
активное наступление на капиталистические
элементы города и деревни. И хотя первоначально
руководство страны пыталось ограничить
перекачку средств из сферы крестьянского
хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный
кризис 1927/28 хозяйственного года привел
к применению чрезвычайных мер, использованию
административного и судебного нажима
на зажиточных крестьян для обеспечения
города хлебом, включая конфискацию хлебных
излишков. В 1928 г. И.В. Сталин выступил с
теорией «дани», т.е. добавочного налога
на крестьянство, сверхналога для поддержания
высоких темпов индустриализации. Таким
образом, экстраординарные меры переросли
в новую политическую линию и получили
практическое воплощение, став основой
раскручивания «машины чрезвычайщины».
Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения
нанес последний удар по частной торговле.
В 1930 г. было ликвидировано большинство
концессий, упразднены товарные биржи
и ярмарки. Прекращалась деятельность
частных и смешанных акционерных обществ,
обществ взаимного кредита и т.д. К осени
1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.