Становление историографической науки XVIII века в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:45, курсовая работа

Краткое описание

Российская историческая наука возникла в XVIII в., до этого времени идет сложный длительный процесс накопления исторических знаний, благодаря появлению письменности и возможности фиксации событий в рамках летописной традиции (простое воспроизводство фактов). Летописцы не понимали движущих сил общественного развития, объясняя факты с позиций провиденциализма (воля бога — главный двигатель истории). С течением времени события пытаются объяснить психологией людей, участников событий, как правило обличенных властью (князя, царя, императора).

Оглавление

Введение

1. Становление и развитие профессиональной исторической науки в России (XVIII в.)

2. Петровские реформы, их влияние на формирование исторической науки

3. Первые исторические работы XVIII в.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Историография России.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

на тему:

 

Становление историографической науки XVIII века в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ – 2012 г.             


Содержаниe

 

 

Введение

 

1. Становление и развитие профессиональной исторической науки в России (XVIII в.)

 

2. Петровские реформы, их влияние на формирование исторической науки

 

3. Первые исторические работы XVIII в.

 

Заключение

 

Список использованной литературы


Введение

 

 

Российская историческая наука возникла в XVIII в., до этого времени идет сложный длительный процесс накопления исторических знаний, благодаря появлению письменности и возможности фиксации событий в рамках летописной традиции (простое воспроизводство фактов). Летописцы не понимали движущих сил общественного развития, объясняя факты с позиций провиденциализма (воля бога — главный двигатель истории). С течением времени события пытаются объяснить психологией людей, участников событий, как правило обличенных властью (князя, царя, императора).

Слово «историография» происходит от древнегреческого — «история» — исследование прошлого и «графо» — пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду (например, историография Великой отечественной войны, историография дворцовых переворотов XVIII в. и т.д.), имея в виду библиографию и анализ, критический разбор литературы.

Иногда слово «историография» рассматривается как синоним исторической литературы. Исходя из подобного понимания авторов исторических работ в прошлом называли историографами. В Российской империи было звание придворного историографа, которое получали ученые, занимающиеся написанием официальной истории страны.

Русскими историографами были Г.Ф. Миллер (1748 г.), в 1767 г. — М.М. Щербатов, в 1803 г. Н.М. Карамзин. Придворные историографы получали жалование и имели доступ в архивы.

До начала XX века под историографией понимался сам процесс составления исторических работ.

Понятие «история исторической науки» утверждается только в начале XX века. С момента зарождения исторической науки слово «историография» служило её синонимом.

1. Становление и развитие профессиональной исторической науки в России (XVIII в.)

 

Под влиянием европейских революций XVI-XVII вв. история рассматривается как рациональный, прагматический процесс, обусловленный разумом и целями человека.

Появление подобных представлений в России наиболее ярко проявляются в царствование Петра I, где кроме того, время петровских реформ порождает и первые опыты объяснения исторических событий первой четверти XVIII в. В работах А.И. Манкиева («Ядро Российской истории»), П.П. Шафирова («Северная война»), Ф. Прокоповича («История императора Петра Великого …») и др.

По мере становления и развития профессиональной исторической науки происходит сужение термина «историография». Возникает необходимость обобщения опыта, составления научной библиографии, жизнеописания историков. Первый курс по историографии, как предмету, изучающему историческую мысль, читался в России в 40-е годы XIX в. в Казанском университете (профессор Иванов). Вслед за ним профессор Лошняков читал курс «Очерки русской историографии» в Киевском университете в 40-50 гг. XIX в., уделяя особое внимание русской летописной традиции, отмечая особую роль немецких ученых — историков в становлении профессиональной исторической науки в России.

В первые года становления развития советской исторической науки многое из дореволюционного наследия было утрачено. Школа М.Н. Покровского, с основным тезисом «история — политика, опрокинутая в прошлое», подменила исследование науки классовой полемикой. Процесс развития исторической науки — цель антагонизмов. Важным этапом в определении предмета историографии стал учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская историография» (1941 г.), где автор утверждает, что историография — это история исторической науки, её задача показать историю развития исторической науки в связи с общим развитием общественной и научной мысли, но подобные взгляда не получили тогда поддержки.

В 1955 г. выходят академические «Очерки истории исторической науки в СССР», где отмечалось что историография — это наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю совершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. Это сближало историографию с историей общественной мысли. Анализ научных концепций подменялся в «Очерках» анализом общественно-исторических взглядов исследователей. Основное внимание авторы «Очерков» уделили изучению исторических взглядов представителей революционного движения. В учебнике «Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (вышло два издания: в 1961 г. и 1971 г.) под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева под предметом историографии понималось установление классовой сущности исторических теорий. Борьба исторических направлений (дворянского, буржуазного, марксистского и др.) преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над буржуазной. Особый акцент в учебнике делали на изучение революционного направления. Фактически исключены из предмета исторической науки оказался анализ процесса накопления исторических фактов.

В начале 60-х годов на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о периодизации советской исторической науки, предмете историографии. В ходе обсуждения ряд ученых выступили за расширение предмета историографии: А.Л. Шапиро выступил за включение в предмет истории исторической науки процессе внедрения исторических знаний в жизнь. Его поддержал С.О. Шмидт, предложивший понимать под историографией не только историю изучения исторического процесса, но и историю проникновения знаний о развитии человечества и общества, интерес общества к историческим знаниям, степень их распространения для оценки уровня развития исторической науки.

В 1962-1963 г. была проведена дискуссия, организованная журналом «Вопросы истории», в ходе которой ряд историков выдвигают свои идеи понимания предмета историографии. А.М. Сахаров определил предмет истории исторической науки, как объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный всем общественно-экономическим развитием. Его поддержала академик М.В. Нечкина, предложившая включить в предмет историографии изучение не только историю изучения собственной страны, но и всемирной истории, а также историю специальных и вспомогательных исторических дисциплин.

Поддерживавший А.М. Сахарова и М.В. Нечкину, Е.Н. Городецкий включил в предмет историографии изучение организационных форм функционирования исторической науки на различных этапах её развития, эволюцию системы научных учреждений и исторической периодики, состояние и изменение в пропаганде исторических знаний, а также политику государства и различных общественных сил в области исторической науки.

Таким образом, в 50-60-е г. XX в. Оформилось несколько подходов к определению предмета историографии.

1. Историография — это история исторической мысли, сближая это определение предмета истории исторической науки с историей философии, социологии, общественной мысли.

2. Расширение понятия предмета историографии (А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин) вплоть до распространения исторических знаний в обществе и отражения прошлого в произведениях литературы и искусства, т.е. историография — история исторических знаний.

3. Историография — история исторической науки (А.М. Сахаров, М.В. Нечкина, Е.Н. Городецкий и др.).

 

2. Петровские реформы, их влияние на формирование исторической науки

 

Первая четверть XVIII в. была временем больших и серьезных преобразований, которые коснулись практически всех сторон жизни России (социально-экономической, политической, культурной и религиозной). Реформы Петра I содействовали образованию абсолютистской монархии, предпосылки для которой зародились значительно ранее. В это время был создан административный бюрократический аппарат. Значительные успехи были достигнуты и в области внешней политики. Взятие Азова открыло доступ к южным морям, выход к Балтийскому морю вернул стране древнерусские земли и поднял международный авторитет России.

И наконец, именно в первой четверти XVIII в. были учреждены специальные учебные заведения и Академия наук (1725 г.). Стала издаваться газета, посылались экспедиции для обследования страны. Правда, в средних учебных заведениях, появившихся при Петре Великом, история как особый предмет не преподавалась. Такого предмета не было в программах цифирных школ и Школы навигационных наук, только в частной школе Феофана Прокоповича предусматривалось преподавание истории. Появление светских учебных заведений, введение более легкого для восприятия гражданского алфавита, распространение печатных светских книг, появление газеты предопределили скорое появление исторической литературы. Правительство было заинтересовано и в том, чтобы запечатлеть события исторической важности, и в том, чтобы сделать их доступными широкому кругу населения. Издатели первой русской печатной газеты «Ведомости» подчеркивали ее историческую направленность. На заглавном листе комплектов газеты за 1704 и 1705 гг. было написано: «Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во всех иных окрестных странах».

Развитие исторического самосознания в начале XVIII в. самым непосредственным образом связано с широким распространением деловой письменности. Приказное делопроизводство в это время переживало апогей своего развития. В многочисленных приказах постоянно составлялись служебные записи дипломатического, военного, гражданского и церковного характера. В архивах отложилось колоссальное количество хроник текущих дипломатических, военных, поместных событий. Дворцовые и частные разряды, статейные списки (отчеты) дипломатов, различного рода журналы или поденные записи походов, путешествий, хождений по святым местам стали бесценными источниками для истории исторической науки. В значительной степени они вошли в боярские, посольские, разрядные, писцовые, родословные, вкладные и прочие книги. В общей сложности вся деловая документация представляет собой особый вид исторических произведений с хронологической и календарной последовательностью и определенным самобытным содержанием. Нельзя не заметить преемственность хроникальной манеры повествования этого рода исторических произведений с летописанием. И не только по форме, но и по содержанию. Летописи и деловая письменность, сохраняя хронологическую последовательность, оставляют взаимосвязь событий и их исторический анализ без заранее намеченного изучения. Иначе говоря, их авторы не обусловлены социальным или политическим заказом. Ярким примером могут служить статейные списки (отчеты) русских дипломатов, которые составлялись на протяжении XVI-XVII вв. К концу XVII столетия полнота и красочность их содержания достигли высокого совершенства. Это исторические источники не только по истории дипломатии, исторической географии, лингвистике, этнографии, но и памятники, свидетельствующие о высоком уровне исторической подготовленности русских дипломатов, их осведомленности в вопросах всемирной и отечественной истории.

Служащие Посольского приказа постоянно обращались к истории дипломатических отношений России с иностранными государствами. Наиболее яркий пример являет большая подготовительная работа перед отправлением Великого посольства Петра I. В конце 1969 г. в Посольском приказе была затребована справка о сношениях России с иностранными государствами с 1580г. Служащим было приказано снять копии со статейных списков посольств в те страны, куда намеривались отправиться члены Великого посольства.

Наводились многочисленные исторические справки по вопросам титулования государей и правителей. В конце XVII -начале XVIII в. были составлены такие справки, как «Краткое описание жития, владения и смерти государствующих королей шведских от Рождества Христова даже до сего времени...», «Описание Рима и двора папского», «Пресветлейший свет, или Краткое приятное генеалогическое и политическое описание почитай всех нынешних живых пресветлых высоких персон и пр.».

Не меньшее значение имеют повседневные записи о жизни русских царей — «дворцовые разряды» — своеобразный придворный журнал XVII в. Здесь регистрировались дипломатические приемы, различные церемонии, процессии, церковные службы, которые также в известной степени могут быть отнесены к историческим произведениям. Благодаря разрядным записям с 90-х гг. XVII в. появляются исторические произведения об отдельных военных походах. Они во многом напоминают старые разрядные записи военных событий, но отличаются от них тем, что представляют собой отдельные законченные исторические повествования. В этом отношении заслуживают внимания описание «потешных» маневров 1691 г. и Кожуховских маневров в сентябре-октябре 1694 г. К источникам, близким по происхождению к разрядным записям, относятся журнальные записи, которые велись в бомбардирской роте, всегда сопровождавшей Петра I. Петровские «Юрналы» систематически составлялись со времени первого Азовского похода в 1695 г. и закончились в 1724 г. Это официальные исторические документы, которые велись специально назначенными или выделенными лицами. Подобные же журналы боевых действий составлялись при командующих. Например, журнал вице-адмирала Крюйса о походе на Азовское море в 1699 г., морские журналы Н.А. Сенявина за 1705-1712 гг., Ф.И. Соймонова о походе в Персию и многие другие. Важно отметить, что оригиналы походных журналов, Морских компаний и копии с них стали основным источником при написании «Гистории Свейской войны». Со временем походные журналы эволюционировали в самостоятельные исторические произведения первой четверти XVIII в. Несомненно, что деловая письменность XVI-XVII вв. — это хроникальная основа, которая представляла основной фактический материал и питала историческое самосознание начинающих историографов XVIII в.

Информация о работе Становление историографической науки XVIII века в России