Становление буржуазного государства и его конституирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Французская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.
Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации

Оглавление

I. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛИЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА.…………………………………..................... 3
1. Предпосылки революции во Франции, ее основные этапы и особенности.…………………………………….... …………………………………3
2. Становление буржуазного государства и его конституирование (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.) Формирование нового права……………………………………………………..…4
3. Утверждение и государственно-политическая эволюция Первой Республики. Развитие буржуазного законодательства…………………………..10
4. Диктатура якобинцев. Дальнейшее развитие важнейших принципов буржуазного конституционного права в Декларации прав человека и гражданина 1793 г. и Конституции 1793 г………………………………………..11
5. Термидорианский переворот 1794 г……………………………………14
II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная Французская буржуазная революция.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае, «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв». 

Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей. 

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент — на дистрикты, а каждый дистрикт — на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела. 

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть — королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям. 

По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (то есть не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., то есть 15%. [2, c. 265]

Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышенный ценз. 

Депутаты, избранные по департаментам, считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им никаких наказов. 

Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой конституции. 

Регулируя взаимоотношения законодательной и исполни тельной власти, конституция предоставила королю право отказывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его. 

Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполни тельной власти. 

Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен. 

Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно. 

В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, то есть на порабощенные колониальные народы. 

Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества. 

Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний. 

 

3. Утверждение и государственно-политическая эволюция

Первой Республики. Развитие буржуазного законодательства.

 

Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Она не удовлетворяла борющиеся стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была прочной, королевскую власть и дворянство, которые не оставляли планов реставрации старых порядков. Окончательно оформились три основные политические группировки:

- фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

- жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

- якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.

Состав Законодательного собрания оказался благоприятным для короля: в нем преобладали фельяны и жирондисты. В этой ситуации группировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против конституции.

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет.

Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой.

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией.

Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:

1. придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;

2. отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

3. оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

4. резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров.

Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

 

4. Диктатура якобинцев.

Дальнейшее развитие важнейших принципов буржуазного конституционного права в Декларации прав человека и гражданина 1793 г. и Конституции 1793 г.

 

Народное восстание 31 мая—2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской Коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры. Государственная власть перешла в руки наиболее решительной части буржуазии и мелкобуржуазных революционеров—якобинцев, представлявших интересы городской и деревенской бедноты. Наступил третий этап революции – утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года).

Наиболее значительную роль якобинцы сыграли в аграрном законодательстве. 3 июня 1793 г. Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции. 10 июня 1793 г. был принят декрет, возвращавший крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась частной собственностью крестьян.

Важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г. «Об окончательном упразднении феодальных прав», где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, отменяются без всякого вознаграждения. Феодальные документы, подтверждающие право на землю, подлежали сожжению. Лица, утаивающие такие документы, сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения.

Хотя якобинцы не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента имело большие социально-политические последствия. Оно стало правовой основой превращения крестьянства в массу мелких частных собственников.

Тесная связь якобинцев с народом вынуждала их, когда этого требовали чрезвычайные обстоятельства (продовольственные трудности, рост дороговизны и тому подобные явления), отступать от принципа свободы предпринимательства и незыблемости частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме останавливались твердые цены на продовольствие. Принятые в конце февраля—начале марта 1794 г. так называемые вантозские декреты Конвента предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции. Однако вантозские декреты, с энтузиазмом встреченные плебейскими низами города и деревни, не были проведены в жизнь из-за сопротивления буржуазии. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях и так далее.

Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года

была принята новая Конституция («Конституция первого года республики»), гораздо более демократическая.

Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:

- равенство (юридическое - в полном объеме);

- свободу;

- безопасность;

- собственность.

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики.

Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики. Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями.

Информация о работе Становление буржуазного государства и его конституирование