СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 08:18, реферат

Краткое описание

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 20.81 Кб (Скачать)

Великая Отечественная  война – одна из самых ярких  и трагичных страниц в истории  России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран  того времени – фашистской Германией  стало возможным только ценой  огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки  и искусства. С первых дней войны  литература стала важнейшим идейным  и духовным оружием в борьбе с  врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились  на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский  татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. 

Важнейшей задачей  советского правительства после  войны в области культуры стало  восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного  образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти  довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего  семилетнего образования, но сделано  это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать  путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной  программе в учительских институтах. И все же система образования  динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы  был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее  подразделение – Отдел науки  и высших учебных заведений был  создан в ЦК ВКП (б). 

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались  новые научно-исследовательские  институты, были созданы даже новые  Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении  власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов. 

Великая Отечественная  война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила  в людях лучшие качества. Окончание  войны сопровождали оптимистические  настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу  и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы  партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий  и глубокий кризис, охвативший русскую  культуру на излете сталинской эпохи. 

По-прежнему закрывались  возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ  занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником  генетики, и его позиция по этому  вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические  построения Лысенко, обещавшего быстрое  увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение. 

Еще более губительным  оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере  очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной  позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть  идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был  чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым  догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме  того, в кампании борьбы с космополитизмом  был силен антисемитский компонент. 

Партия и правительство  грубо вмешивались в исследовательский  процесс. Партийные деятели принимали  участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших  в них специалистов возможности  свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей наук» –  Сталин. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу  тотального страха, успевшую за годы войны  несколько поредеть. 

Так же обстояло дело и в сфере художественного  творчества. В 1946–48 гг. были приняты  постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах  по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев. 

В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей  темой для литераторов была прошедшая  война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис  Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов. 

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной  войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.). 

Главной задачей  архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Информация о работе СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период