Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 08:18, реферат
Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).
Великая Отечественная
война – одна из самых ярких
и трагичных страниц в истории
России. Выстоять в противоборстве
с мощнейшей из развитых стран
того времени – фашистской Германией
стало возможным только ценой
огромного напряжения сил и величайших
жертв. Немалую роль в достижении
Победы сыграли деятели науки
и искусства. С первых дней войны
литература стала важнейшим идейным
и духовным оружием в борьбе с
врагом. Многие писатели в качестве
военных корреспондентов
Важнейшей задачей
советского правительства после
войны в области культуры стало
восстановление сферы образования.
Потери были огромны: разрушены школьные
и вузовские здания, погибли преподаватели,
уничтожены библиотеки, музеи и т.
д. Из бюджета на образование выделялись
большие средства (больше, чем до
войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб.
в 1946 г.) К делу восстановления школьного
образования подключилась вся страна.
Большое количество новых школьных
зданий было построено методом народной
стройки. Со временем, и довольно быстро,
удалось восстановить и даже превзойти
довоенное количество учащихся. Страна
перешла к системе всеобщего
семилетнего образования, но сделано
это было во многом за счет снижения
качества, т. к. нехватку преподавателей
в стране пришлось ликвидировать
путем создания краткосрочных курсов
или подготовки преподавателей по сокращенной
программе в учительских
Дополнительные инвестиции
шли и в науку. В короткий срок
была восстановлена материальная база
научных учреждений. Открывались
новые научно-
Великая Отечественная
война, ставшая величайшим испытанием
для советского народа, пробудила
в людях лучшие качества. Окончание
войны сопровождали оптимистические
настроения. Народ, победивший фашизм
и освободивший от него мир, чувствовал
в себе силы и право на свободу
и на достойную жизнь. Ослабление
режима, однако, не входило в планы
партийно-государственной
По-прежнему закрывались
возможности для развития многих
перспективных направлений
Еще более губительным
оказалось давление партийно-государственного
пресса для гуманитарной науки. За послевоенное
десятилетие достижения в этой сфере
очень невелики. Научную общественность
сотрясали разворачивавшиеся
Партия и правительство
грубо вмешивались в
Так же обстояло дело
и в сфере художественного
творчества. В 1946–48 гг. были приняты
постановления ЦК ВКП (б): «О журналах
«Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре
драматических театров и мерах
по его улучшению», «О кинофильме «Большая
жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая
жизнь»». Преследованиям подверглись
многие известные советские композиторы:
Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский,
В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели
и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер
Г. М. Козинцев.
В литературе безраздельно
господствовал соцреализм. Ведущей
темой для литераторов была прошедшая
война, однако в официальной литературе
раскрывалась она в то время довольно
однообразно. Это не означает, конечно,
что ничего хорошего не было написано.
Талантливым писателем был
Развитие живописи
и скульптуры по-прежнему определяет
соцреализм. Тема Великой Отечественной
войны нашла отражение в
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
Информация о работе СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период