США в период правления Билла Клинтона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:35, доклад

Краткое описание

3 октября 1991 года Билл Клинтон выдвинул свою кандидатуру на пост 42-го президента США. Во время предвыборной кампании упор делался на неважное экономическое состояние страны после 12 лет правления республиканцев, и в частности Джорджа Буша-старшего. Огромный государственный долг, дефицит бюджета, растущая безработица и высокая инфляция, позволили Биллу Клинтону проводить свою предвыборную компанию под лозунгом «Это экономика, дурачок», обращенным в конечном итоге к действующему президенту Бушу.

Файлы: 1 файл

США в период правления Билла Клинтона.docx

— 18.67 Кб (Скачать)

США в период правления Билла  Клинтона

3 октября  1991 года Билл Клинтон выдвинул  свою кандидатуру на пост 42-го  президента США. Во время предвыборной  кампании упор делался на неважное  экономическое состояние страны  после 12 лет правления республиканцев, и в частности Джорджа Буша-старшего. Огромный государственный долг, дефицит бюджета, растущая безработица и высокая инфляция, позволили Биллу Клинтону проводить свою предвыборную компанию под лозунгом «Это экономика, дурачок», обращенным в конечном итоге к действующему президенту Бушу.

Придя в Белый  Дом под лозунгом «наведения порядка  в доме» и «восстановления  американской мечты», Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд. Основные параметры политики своей администрации были представлены в программе, получившей название «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства.  Суть нового решения заключалась в уделении основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. В своей программе Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет с одновременным уменьшением бюджетного дефицита вдвое. Инвестиции подобного масштаба позволят создать более миллиона новых высокооплачиваемых рабочих мест и тем самым помогут американскому государству должным образом конкурировать с другими странами и сохранить свой статус лидера на мировой арене. В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения;  3) улучшение системы среднего и высшего образования, предоставление государственных займов для желающих продолжить свое образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих;  4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание;  5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

По мнению Клинтона, единственный способ, с помощью  которого американское государство  сможет не только быть действительно  конкурентоспособным на мировом  рынке в современных условиях, но и сохранить свои лидирующие позиции  в XXI в., - это создать лучшую в мире систему образования и обучения населения.

Успехи во внутренней политике – стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли  решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок, на выборах 1996 г.

Заложенная  в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Уровень  дефицита бюджета в 1992 г., ожидаемый  приблизительно в 357 млрд дол. или более того, на самом деле составил всего 10 млрд дол. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

Америка никогда еще не была такой богатой  и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП. У американской экономики - громадный положительный потенциал.

Внешняя политика

Глобальная  стратегия США

Было  решено сделать акцент на четырех  направлениях американской политики продвижения  демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с  рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять  новые демократии и общества с  рыночной экономикой там, где для  этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических  стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики  в регионах, вызывающих наибольшую тревогу.

В ноябре 1993 г, в Риме государственный  секретарь У. Кристофер в выступлении  на пленарном заседании СБСЕ, провозглашая программу «Партнерство во имя мира»  сказал: «В то же самое время мы предлагаем открыть двери для постепенного расширения числа членов НАТО». Администрация Клинтона начала претворять в жизнь планы расширения НАТО, которые поначалу казались трудноосуществимыми. В кампании по разъяснению позиции администрации Клинтона по НАТО большая роль принадлежала внешнеполитическим экспертам – эмигрантам из Восточной и Центральной Европы. «В этом регионе, – пишет научный сотрудник ИСКРАН П. Е. Смирнов, – блок НАТО, хотя формально больше и не противник России, но так и не переставший восприниматься ею как угроза, мог взять под свое крыло как минимум еще 50 млн. человек и вплотную подойти к рубежам, которые всегда были для России наиболее уязвимыми».

10 января 1994 г. Б. Клинтон, выступая  на саммите НАТО в Брюсселе, заявил, что «если демократия  на востоке потерпит поражение,  насилие и нестабильность с  востока могут быть опасны  для Америки и других демократических  государств». Он официально объявил  о программе «Партнерство ко имя мира» (ПВМ), которая должна была способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. На пресс-конференции он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что ПВМ открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность военного сотрудничества с НАТО.

Было  заявлено, что после распада СССР в мире не осталось военной державы, способной удержать США от решительных  действий по регулированию мирового порядка. Расширение НАТО характеризовалось  не только и не столько как расширение военного блока и угроза России и  другим государствам, которые не войдут в него, а как действия по расширению границ либерального демократического порядка, построенного и поддерживаемого  в течение 40 лет Соединенными Штатами. Авторы политической концепции будущей  НАТО заявляли, что поскольку НАТО была создана в основном американскими усилиями, США вправе возглавить процесс по ее закреплению, опираясь на нее как на ведущую международную структуру.

К началу второго срока правления  администрации Клинтона вопрос о  расширении НАТО был решен окончательно. Позиция России не учитывалась, хотя она была вовлечена в широкий  диалог с США относительно форм взаимодействия и оформления отношений НАТО–Россия. Самым важным для США было то, что им удалось нейтрализовать оппонентов внутри страны, договориться с Россией, осуществить радикальное изменение  стратегии НАТО, приведя ее в соответствие с глобальной стратегией США.

Вторая  половина 90-х годов XX века проходила  под знаком конкретных шагов в  плане расширения НАТО на восток. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия. В 2000 г. отдельные политологи поставили вопрос о целесообразности дальнейшего расширения альянса  с возможным присоединением к  нему стран Балтии. Так, в докладе  Института Кейто указывалось, что действия США привели к кардинальному изменению доктрины НАТО, существа этого блока. Отмечалось, что НАТО начала выполнять задачи за пределами сферы своего действия, не оговоренные Вашингтонским договором 1949 г. (бывшая Югославия).

Эксперты  Института Кейто рекомендовали Конгрессу США принять резолюцию, запрещающую использование вооруженных сил США для выполнения задач, выходящих за рамки обеспечения обороны стран – членов НАТО. Конгрессу предлагалось остановить дальнейшее расширение блока после принятия в 1999 г. трех восточноевропейских стран. Однако подобные рекомендации не принимались во внимание администрацией Клинтона. К 2000 г. даже те либеральные эксперты, которые выступали против расширения альянса, заявили, что США не могут отступиться от своих обещаний и приостановить процесс расширения.

Общая оценка внешней политики Клинтона

Добившись достижения решения о принятии некоторых  стран Восточной Европы в НАТО, Клинтон, казалось бы, одержал победу в сфере международных отношений. Тем не менее, из всего наследия Клинтона, как отмечает В. Ошеров, самой неудачной  сферой явилась именно внешняя политика. Внешнеполитические успехи Клинтона, раздувавшиеся американскими СМИ, оказались очередной иллюзией. Конфликт между Израилем и арабским миром  только усугубился, мир в Северной Ирландии так по-настоящему и не восстановлен, Африка остается зоной  непрекращающегося кровопролития. Иллюзией обернулась сама идея о том, что конфликты возможно решить путем кулуарных сделок, от которых «всем будет хорошо». На самом деле в любой ситуации будут выигравшие и проигравшие, и для того, чтобы уладить многолетние, а то и многовековые конфликты, нужен не расчет на материальные выгоды, а прежде всего решимость враждующих сторон во имя мира по-настоящему жертвовать, смиряться, прощать. И силовые методы тут тоже не помогают.

Вообще  при Клинтоне отношения Америки  с окружающим миром, в частности  с Европой, заметно осложнились. Они никогда не были простыми, во многом двусмысленными, но наличие  общего врага - СССР - приглушало противоречия. Сейчас этот фактор улетучился. Зато претензии  на гегемонию, никогда не нравившиеся  никому, стали вызывать открытое осуждение, особенно из-за некомпетентности людей, определявших внешнюю политику США  в клинтоновский период. Европейцы  всегда с благодарностью принимали  американскую защиту и помощь, но когда  защищаться стало не от кого, а высокомерное желание учить других осталось прежним, положение заметно изменилось. Было много признаков растущей оппозиции.


Информация о работе США в период правления Билла Клинтона