Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:37, сочинение
В данной работе мне хотелось бы рассмотреть и сравнить политико-правовые учения наиболее ярких представителей социалистической теории: Фердинанда Лассаля (1825 – 1864) и Карла Маркса(1818 – 1883). Так же будет упомянут и Фридрих Энгельс (1820–1895), как единомышленник и близкий друг Маркса.
Сравнение взглядов данных деятелей интересно тем, что, несмотря на то, что Лассаль называл себя последователем и учеником Маркса и довольно активно пропагандировал его идеи среди немецкого рабочего движения лассальянская теория и практические приложения существенно отличались от марксистской теории освобождения пролетариата от гнёта буржуазии.
Введение……………………………………………………………………………...3
Биография Фердинанда Лассаля……………………………………………………4
Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса…………………………………..5
Сравнительный анализ………………………………………………………………7
Список использовано литературы…………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования (ГОУВПО)
«Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Факультет
правового образования
Дисциплина:
История политических
и правовых учений
Реферат на тему:
Казань - 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Биография Фердинанда Лассаля……………………………………………………4
Биография Карла
Маркса и Фридриха Энгельса…………………………………..5
Сравнительный
анализ………………………………………………………………
Список использовано
литературы………………………………………………..
Введение
В данной работе мне хотелось бы рассмотреть и сравнить политико-правовые учения наиболее ярких представителей социалистической теории: Фердинанда Лассаля (1825 – 1864) и Карла Маркса(1818 – 1883). Так же будет упомянут и Фридрих Энгельс (1820–1895), как единомышленник и близкий друг Маркса.
Сравнение
взглядов данных деятелей интересно тем,
что, несмотря на то, что Лассаль называл
себя последователем и учеником Маркса
и довольно активно пропагандировал его
идеи среди немецкого рабочего движения
лассальянская теория и практические
приложения существенно отличались от
марксистской теории освобождения пролетариата
от гнёта буржуазии.
Биография
Фердинанда Лассаля
Фердинанд Лассаль – знаменитый немецкий философ, публицист, и политический деятель, адвокат.
Родился в Бреславле в еврейской семье мещан, обладавшей некоторым достатком. Учился в лейпцигской торговой школе, в Бреславском и Берлинском университетах, увлекался философией и филологией.
Свою политическую деятельность начал во время революции 1848 г. В этот период был близок к Марксу, сотрудничал в «Новой Рейнской газете» и призывал к вооруженной борьбе против реакции, за что его приговорили к 6-месячному тюремному заключению1; в начале 1860-х примкнул к рабочему движению. В 1863 году его усилиями создаётся первая социалистическая рабочая партия «Всеобщий рабочий германский союз», в программе которого воплотились основные лассальянские идеи.
Лассаль написал немалое количество работ на различные философские, политико-правовые и исторические темы. Широко известны такие работы как «Наука и работники», «гласный ответ», «Программа работников» и «Система приобретенных прав». Наибольшую же популярность приобрела его речь « О сущности конституции» (1862г.), в которой он рассуждает о различиях между реальной и писаной конституциями. «Вопрос о конституции есть, прежде всего, вопрос силы, а не права, - говорил Лассаль, - реальная конституция представляет собой действительные соотношения общественных сил страны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения»2.
В
1864 году оскорбленный решением своей невесты
выйти за прежнего своего жениха Раковица
- вызвал последнего на дуэль и был им убит.
Биография
Карла Маркса и Фридриха
Энгельса
Карл Маркс – немецкий философ, экономист и политический мыслитель, пророк мировой пролетарской революции.
Родился в Трире в семье адвоката. Изучал право на юридическом факультете Боннского, а затем и Берлинского университета. В 1841 году получил докторскую степень на философском факультете Йенского университета за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (посвящена Людвигу фон Вестфалену). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни3.
Написал большое количество работ. Основные из них: «Экономическо-философские рукописи», «К критике гегелевской философии права», «Нищета философии», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Критика Готской программы». Самой главной и наиболее известной работой стал «Капитал» в 3-х томах.
Фридрих Энгельс – немецкий мыслитель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен в семье текстильного фабриканта. В 1837 г. по настоянию отца, ушел из гимназии, и посвятил себя коммерческой деятельности.
В 1841-1842, отбывая воинскую повинность в Берлине, был вольным слушателем в Берлинском университете и сблизился с кружком младогегельянцев.4.
Создал такие труды как «Положение рабочего класса в Англии», «Крестьянская война в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы», «Крестьянский вопрос во Франции и Германии».
В 1894 наступило резкое ухудшение здоровья Энгельса, у него был выявлен рак пищевода. 5 августа 1895 Энгельс скончался. Согласно последней воле Энгельса, его тело было кремировано, а урна с прахом опущена в море у Истборна (Великобритания).
В 1844 году произошла первая встреча и знакомство Маркса и Энгельса. Главную роль в этом дуэте играл, несомненно, Маркс, именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось осуществить свои научные исследования5.
В 1845 г. у Энгельса возникли проблемы личного характера во взаимоотношении с отцом. Сюда же присовокупились проблемы с полицией (за Энгельсом было установлено наблюдение). У Маркса в это время тоже возникли проблемы с французским законом. Все это склонило двух друзей переселиться в свободнейшую в Европе в те времена страну — в Бельгию, а именно в Брюссель.
Их
дружба продолжалась в течение 39 лет
и окончилась только со смертью Маркса,
14 марта 1883 года. «Самый могучий ум нашей
партии перестал мыслить, самое сильное
сердце, которое я когда-либо знал, перестало
биться», — писал тогда Энгельс6.
Сравнительный анализ политико-правовых учений
лассальянства
и марксизма
В середине XIX века на Западе происходит бурное развитие промышленного капитализма, из-за этого остро встаёт, так называемый, «рабочий вопрос», т.е. интеграция пролетариата в буржуазное общество. В силу этого возникает несколько теорий, которые сформировались в направления:
Мне бы хотелось рассмотреть и сравнить первые два.
В своих учениях и Маркс с Энгельсом, и Лассаль в своих учениях опирались на немецкую классическую философию (Гегель, Кант, Фейербах), но, несмотря на это существовали существенные различия в толковании некоторых понятий.
Так Лассаль считал государство «воплощением общественного интереса, противостоящего индивидуальному и социальному эгоизму». «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, цель государства — дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство»7.
Маркс и Энгельс же считали что «политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого». После ликвидации классов «публичная власть потеряет свой политический характер»8.
Оба направления отстаивали права пролетариата, рабочего класса (сословия), т.е. цель у них была одна – устранение социальных конфликтов индустриального общества и достижение социализма. Способы же были абсолютно разными.
Лассаль призывал все классы объединить усилия для легальной борьбы за социально-демократическое государство. При этом другие классы, в особенности интеллигенция, должны были помогать нуждающимся классам, при помощи государственных мер.
Лассаль обращал особое внимание на то, что речь не идёт о господстве «четвёртого класса» (т.е. рабочего сословия). Таким образом, государство должно было стать народным и помогающим освободится от капиталистической нужды и эксплуатации.
Благодаря, своему ораторскому таланту Лассаль воодушевлял народ к проведению демонстраций и митингов. «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще, – говорил Лассаль. – Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только».
В готовности отстаивать права рабочего класса Лассаль не гнушался идти на компромисс с германским правительством. В обмен на моральную поддержку инкорпорации в Пруссию Шлезвиг-Голштинии канцлер Бисмарк по просьбе Лассаля ввёл всеобщее избирательное право9.
Фердинанд Лассаль неоднократно объявлял себя учеником и сторонником Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Яро пропагандировал марксистские идеи среди рабочего класса. Однако социально демократическая теория часто расходилась во взглядах с марксизмом.
Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, он не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения “ужасов июньских дней” (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения социального вопроса явилась результатом науки и согласия, “а не ненависти и дикой санкюлотской ярости”10.
Маркс же наоборот считал, что буржуазия ни за что добровольно со своими богатствами и привилегиями не расстанется, поэтому единственным выходом остаётся насильственная революция со стороны пролетариата.
Так в своей работе «Критика Готской программы» Маркс подвергает уничижительной критике ряд идей Лассаля. В частности он делает особое ударение на важности «революционной диктатуры пролетариата». Не редко предметами дискуссии выступали и другие вопросы.
Энгельса довольно сильно волновала то, что многие руководители социально демократических партий чрезмерно заинтересованы в проведении частных реформ и всё ещё надеются на поддержку рабочего класса со стороны государства. «В последнее время социал-демократический филистер опять начинает испытывать спасительный страх при словах: диктатура пролетариата, – писал Энгельс. – Хотите ли знать, милостивые государи, как эта диктатура выглядит? Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата». В связи с этим Энгельс опубликовал «Критику Готской программы» Маркса, в которой подвергается порицанию «бесконечная демократическая трескотня».
Информация о работе Сравнительный анализ политико-правовых учений лассальянства и марксизма