Сравнительная характеристикагосударственного строя Афинской и Римской республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Римляне называли свое государство «республика», т.е. «общее, общественное дело». Этим названием подчёркивалось верховенство народа и демократические основы государства. Но это название не соответствовало действительности, так как фактически огромное большинство населения не принимало никакого участия в управлении государством, где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но диктатура рабовладельцев не исключала известную демократию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и она действительно существовала в период республики, хотя и не достигла того развития, как в Афинах.

Файлы: 1 файл

Афины и Рим.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.8

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.9

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Полибий (205-125 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков древности, грек по происхождению, долгое время проживший в Риме в своих трудах, основанных на огромном фактическом материале подметил следующие особенности образа правления в Римской республике.

Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела, ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование.10

Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия.

Народ же дарует почести достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и - что самое важное - решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры.

 

Выводы

Итак, рассмотрев подробно систему управления в Афинской и Римской республиках и проведя сравнительный анализ их государственного строя, можно сделать ряд выводов.

В первую очередь стоит отметить, что  государственный строй двух республик имел как видимые сходства, так  очевидные различия, на которых мы теперь сконцентрируем пристальное внимание.

Во-первых, и афиняне, и римляне называли свои государства республиками. Однако Древние Афины, являясь по форме правления демократической республикой, представляли собой государство свободных граждан и рабов, где граждане имели равные права и могли принимать активное участие в политической жизни общества. В то же время, римляне также считали свое государство республикой, где были провозглашены верховенство народа и демократические основы государственности, тем не менее, главным отличием Рима от Афин было невозможность широких слоев населения принимать участие в государственном управлении и, как следствие, концентрация власти в руках самых влиятельных жителей Рима – рабовладельцев, которые составляли правящую аристократическую элиту государства. То есть демократия в Риме существовала лишь на уровне рабовладельцев, тогда как простые граждане не могли никаким образом влиять на положение дел в государстве.

Во-вторых, определенными сходствами и отличиями также обладали афинские и римские органы управления и их должностные лица.

  1. Так, и в Афинах, и в Риме существовали народные собрания. В Афинах народное собрание было верховным органом власти государства с широкой компетенцией (принятие законов, издание постановлений по частным вопросам, избрание должностных лиц и проверка их работы, вопросы войны и мира и т.д.), где могли работать полноправные афинские граждане, достигшие возраста 20 лет. Напротив, в Риме народные собрания хоть и существовали (и делились на куриатные, центуриатные и трибутные), но они имели намного меньше полномочий. Причиной тому стало расширение римского государства за пределы города-полиса и обострение внутренних противоречий в кругу рабовладельческой «элиты». Эти события послужили поводом для ликвидации любых демократических элементов, которыми были наделены народные собрания.
  2. В обоих государствах также существовали высшие органы государственного управления, стоящие над народными собраниями. В Афинах - Совет 500, наделенный широкими полномочиями (осуществление дипломатических сношений, управление финансами и торговлей, контроль за должностными лицами) и обладающий законодательной, судебной и исполнительной функциями, состоял из граждан, избираемых по жребию и достигших 30 лет. В Риме аналогичный орган, наделенный теми же полномочиями, назывался Сенатом, но римские сенаторы избирались консулами, и для избрания был важен не возраст, а благородство происхождения.
  3. И в Афинах, и в Риме  существовали должностные лица (они назывались магистратами). В Афинах должность магистрата была выборной (срок службы магистра - 1 год). Магистраты получали вознаграждение и являлись подотчетными перед особыми коллегиями. Здесь не существовало иерархии, как в Риме, где магистраты были выборными лишь формально (фактически они назначались Сенатом), не получали вознаграждения и зависели от Сената.

В Афинском и Римском государстве существовали верховные магистраты, наделенные большими полномочиями. В Афинах они назывались стратегами. Их должности, как и всех магистратов, были выборными лишь с тем отличием, что на эту позицию могли претендовать женатые граждане, обладавшие недвижимостью. Другим их отличием от остальных магистратов было то, что они не получали жалование. Римскими верховными магистратами были консулы, осуществлявшие командование войском.

Таким образом, сравнив афинскую и римскую системы управления, можно сказать, что, несмотря на определенные сходства в государственном строе двух государств, Афинское государство было демократическим, а Римское, если говорить современным языком, - скорее, авторитарным.

1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010. (стр. 38)

 

2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010.(32)

 

3 История государства и права зарубежных стран. Часть 1, 2. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова М., 2010. (стр 152)

 

 

4 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2009.(стр. 197)

 

5 Там же.

6 История государства и права зарубежных стран / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2010.(стр. 52)

 

7 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2009.(стр. 193)

8 История государства и права зарубежных стран. Часть 1, 2. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова М., 2010. (стр. 88)

 

9 Желудков А.В. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. М., 2010. (стр. 112)

 

10 Там же.


Информация о работе Сравнительная характеристикагосударственного строя Афинской и Римской республик